Подгрупповое логопедическое занятие с элементами нейропсихологической коррекции

Разделы: Работа с дошкольниками


Цели: расширение и активизация словаря по теме «Животные жарких стран»; авто матизация звука р в слогах, словах; закрепление умения образовывать фор му родительного падежа ед. и мн. числа существительных; практиковать в употреблении несклоняемых существительных; развитие зрительного и слухового восприятия и внимания; развитие координации движений с речью; пробуждение интереса к жизни животных.

 Оборудование: магнитофон, кассета с записью в конверте, картинки, мяч, фишки и схемы слов для звукового анализа, мольберт, наборное полотно, схемы для характеристики звука р.

Ход занятия:

 I. Организационный момент. Упражнение «Думающая шапочка» (способствует развитию внимания, памяти, мышления, речи).
- Чтобы на занятии слышать все внимательно, надо делать массаж ушей старательно.

Улыбнулись.
Взяли наши ушки,
Тянем до макушки, (Тянуть верхние края ушей вверх.)
Тянем их старательно,
Слушаем внимательно.

Тянем, тянем наши ушки,
Но уже не до макушки, (Тянуть боковые края ушей в стороны.)
Тянем ушки в стороны,
Чтобы все запомнить здорово.

Тянем наши ушки снова, (Мочки ушей – вниз.)
Четко произносим слово.

 II. Знакомство с темой.
1. Введение в тему.
- Пока нас не было, ветерок задул и завертел, в форточку конвертик залетел. Ну-ка, (имя ребенка), посмотри, что за вести там внутри. (Ребенок достает из конверта кассету.)
- О, да здесь письмо! Только оно не простое, а звуковое. Послушаем?
Текст кассеты:
«Дорогие ребята! Я и мои друзья приглашаем вас к себе в гости в зоопарк. Приходите, будем рады вас видеть. Ваш тигррр…»
2. Артикуляционная гимнастика.
- Чтобы быть готовыми ко всем неожиданностям, послушаем сказку о Веселом Язычке и будем повторять за ним. (Слушают запись на кассете и выполняют соответствующие упражнения перед зеркалом. К каждому упражнению выставляется картинка.)
Текст записи:
«Жил – был на свете Язычок, и захотел он пойти в зоопарк. А вместе с Язычком отправимся и мы.

Упражнение «Бегемотик»

Вот пришел Язычок в зоопарк и видит, что в пруду сидит огромный (картинка)… бегемот и рот широко открывает.

Рот пошире открываем,
В бегемотиков играем:
Широко откроем ротик,
Как голодный бегемотик.
А потом закроем рот.
Отдыхает бегемот.

Упражнение «Лягушки»
Посмотрел на бегемотиков и только хотел дальше отправится, как слышит: ква-а, ква-а. Это были (картинка)… лягушки.

Подражаем мы лягушкам:
Тянем губы прямо к ушкам.
Мы потянем – перестанем
И нисколько не устанем.

Упражнение «Слон»
Идет Язычок дальше. Ой, кто это такой большой, с длинным носом? Да это же (картинка)… слон.

Подражаю я слону,
Губы хоботом тяну.
Даже если я устану,
Их тянуть не перестану.

Упражнение «Лошадка»
Понаблюдал Язычок за слоном и пошел дальше. Видит (картинка)… лошадка детей катает. Решил и сам покататься. Сел и поскакал.

Я – веселая лошадка,
Темная, как шоколадка.
Язычком пощелкай громко –
Стук копыт услышишь звонкий.

Упражнение «Останови лошадку»
Устал Язычок кататься и решил остановить лошадку.

А сейчас на месте стой,
Я устал, хочу домой.

Упражнение «Заведи мотор»
- Пора домой, - подумал Язычок. Сел (картинка)… в машину, завел мотор и поехал.

По шоссе машина мчит,
Во все стороны рычит,
За рулем лихой шофер.
«Ррр…» - гудит мотор.

 3. Артикуляция и характеристика звука.
- Что делают губы, когда произносим р? (Становятся круглые.) Выставляется символ (округлые губы).
- Где находится язык? (Вверху.) Выставляется символ (язык вверх).
- Что он делает? (Пляшет, дрожит.)
- Получается звук? (Р.)
- Когда произносим этот звук, воздух выходит свободно или есть преграда? (Преграда – язык.)
- Значит, он какой? (Согласный.) Выставляется символ (синий круг).
- Звонкий или глухой? Проверим голосовой моторчик (тыльную сторону ладони прикладывают к горлу во время произнесения звука). (Звонкий, так как голосовой моторчик работает.) Выставляется символ (колокольчик).
- Звучит твердо или мягко? (Твердо.)
- Значит какой? (Твердый.) Выставляется символ (камень).
Один ребенок еще раз говорит всю характеристику звука по символам.

 4. Сообщение цели занятия.
- Итак, сегодня мы с вами учимся слышать и правильно произносить звук р.

 III. Закрепление темы.
1. Изолированное произношение звука р.
- Пора отправляться в путь, завели громко моторы и поехали. (Громко произносят: ррр…) Подходят к мольберту.
- Моторы затихают. (Тихо произносят: ррр…)
2. Произношение р в слогах, словах.
- Кто нас ждет в зоопарке, мы узнаем, если отгадаете загадки.
По ходу на мольберте открываются картинки – отгадки.

Хищник полосатый,
Рыжий и усатый.
На кота похож немножко
И мяукает, как кошка.

(Тигр.) Он предлагает (имя ребенка) спеть песенку. Слушай, не зевай – за тигром повторяй:
Ра – ро – ры (с ударением на первом слоге).

Он ходит, голову задрав,
Не потому, что гордый нрав,
Не потому, что важный граф,
А потому, что он…

(Жираф.) (Имя ребенка), спой его песенку:
Ру – рэ – ро (ударение – на втором слоге).

На носу он носит рог,
И зовется…

(Носорог.) (Имя ребенка), повтори песенку носорога:
Рэ – ру – ра (третий слог – ударный).

Рано, рано поутру
Скачет рыжий…

(Кенгуру.) (Имя ребенка), не зевай – за кенгуру повторяй:
Ро – ры – ру.

Он, подобно черепахе,
Ходит в каменной рубахе.
Перед нами настоящий
И совсем не древний…

(Ящер.) Он потомок древних ящеров – динозавров. Все его тело покрыто толстой защитной броней. По-другому его называют броненосец.
- (Имя ребенка), назови еще раз все картинки.
- Одним словом – это кто? (Животные.)
- Где они живут? (В жарких странах.)
- Это животные жарких стран. Они живут в Африке, Австралии, Южной Америке. Там всегда тепло и много пищи. Поэтому они крупных размеров. В наших лесах они не водятся. Мы, жители России, можем их увидеть в зоопарке.
- А каких животных жарких стран вы еще знаете?
3. Определение позиции звука р в словах.
- А теперь определим, где находится звук р в каждом слове.
Проговаривают каждое слово – название картинки и определяют место звука в нем (начало, середина или конец), работают со схемами (прикрепляют кружок в схему слова).

 IV. Развитие грамматических умений.
- Животные предлагают вам поиграть в игру «Один – много» (с перекидыванием мяча).
- Мы – волшебники немного.
Был один, а станет много.

Жираф – много… (жирафов)
Тигр – много…
Ящер – много…
Носорог – много…
Кенгуру – много… (кенгуру)

 - Это упрямое слово, оно не изменяется. Дополните мои предложения словом «кенгуру».
Им.п. В Австралии живет …
Р.п. А в России у нас нет …
Д.п. Ветку дам я …
В.п. В зоопарке мы увидели …
Т.п. Мы долго любовались …
П.п. Дома рассказали всем о …

 V. Физминутка. Психогимнастика на снятие напряжения.
- А вот как ведут себя животные жарких стран в природе.
Выполняется под запись «Звуки джунглей».

Шея жирафа длинна и гибка,
Ветки жираф достает свысока.
(Поднять голову вверх, шея напряжена.)

Головой кивает слон –
Он слонихе шлет поклон.
(Кивание головой.)

Носорог бодает рогом,
Не шутите с носорогом.
(Мотать головой из стороны в сторону.)

А зубастый крокодил
Чуть меня не проглотил.
(Руками показать пасть крокодила - то открывается, то закрывается.)

За бегемотом бегемот,
Топая, идет.
(Топать в ритм двустишию.)

 VI. Развитие зрительного восприятия, грамматических навыков (Род.п. ед.ч. сущ.)
- Мы сейчас слышали звуки джунглей. Животные предлагают вам угадать, кто из них там спрятался.
Рассматривают картину, на которой из-за растений джунглей видны части тел разных животных.
- Кто спрятался? (Тигр.)
- Как ты догадался, что это тигр? (Голову увидел.)
- Голова кого? (Тигра.)
По этой же схеме с другими животными, изображенными на картине.

VII. Развитие фонематического слуха, слухового внимания и памяти.
- Какие стихотворения знаете об этих животных? (Рассказывают заранее подготовленные стихи.)

Жираф
Мне очень нравится жираф –
Высокий рост и кроткий нрав.
Жирафа – он ведь выше всех –
Боятся даже львы.
Но не вскружил такой успех
Жирафу головы.
- Какие слова со звуком р встретились в стихотворении?

Кенгуру
Носит мама – кенгуру
В теплой сумке детвору.
Хорошо сидеть им в сумке,
Так идут за сутками сутки.

- Какие слова со звуком р запомнили?
- Как много слов со звуком р мы встретили во время нашего путешествия! Но оно подошло к концу, пора возвращаться домой. Завели моторы и поехали (произносят: ррр… и садятся к столу).

 VIII. Итоги:
- Где мы сегодня побывали? (В зоопарке.)
- Кого там встретили? (Животных жарких стран.)
- Какой звук учились произносить? (Р.)
- Этот звук какой? (Характеристика по символам.)
Похвалить каждого ребенка.

 IX. Сюрпризный момент.
Логопед берет меховую сумку.
-Эту сумку прислала кенгуру. А в ней по сладкому подарку каждому. Достает бананы и вручает каждому ребенку.

Список литературы:

  1. 1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов./ Составители: Н.В. Елкина, Т.И. Тарабарина. – Ярославль: Академия развития, 1997.
  2. Косинова Е.М. Уроки логопеда. Игры для развития речи. – М.: ЭКСМО, 2005.
  3. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. – М., 1973.
  4. Лопухина И.С. Логопедия – речь, ритм, движение. – Спб.: Дельта, 1997.
  5. Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии. – М..: ТЦ Сфера, 2001.