Конспект урока русского языка в 3-м классе по теме "Обобщение правил о правописании корня"

Разделы: Начальная школа


Цель: формирование навыка правописания букв в корнях слов, развитие орфографической зоркости.

Задачи:

Образовательные:

  • обобщить и систематизировать знания детей по темам: «Правописание безударных гласных в корне», «Правописание слов с парными согласными в корне», «Слова с непроизносимыми согласными в корне».

Развивающие:

  • развивать навык правописания корня на основе сопоставления,
  • формировать умение сравнивать,
  • обогатить словарный запас детей,

Воспитательные:

  • воспитывать любовь к родному языку, природе нашего края,
  • продолжить работу по воспитанию взаимопомощи, культуры общения, способствующей созданию благоприятного психологического климата,
  • воспитанию внимания, памяти, самоконтроля, интереса к предмету.

Оборудование: оформленная доска, толковый словарь, видеомагнитофон, мультимедийный проектор, презентация.

Ход урока.

I. Организационный момент.

С добрым утром начат день,
первым делом гоним лень.
На уроке не зевать,
а работать и писать.

II. Мобилизующий этап.

(на доске слова) Л…сная, в…дёт, д…рожка, оп…здать.

-Прочитайте слова.

-Чем похожи эти слова?(Во всех словах есть безударный гласный в корне слова.)

-Чем отличаются эти слова? (Эти слова относятся к разным частям речи.)

-Какое слово « лишнее» среди данных слов?(Лишнее слово-дорожка, безударный гласный в этом слове нужно запомнить, во всех остальных словах безударный гласный в корне можно проверить.)

-Как проверить?

(учитель пишет пропущенные буквы)

III. Минутка чистописания.

Цепочка букв, которую мы будем писать на минутке чистописания, состоит:

1) из буквы, которая обозначает согласный звук в имени существительном. Этот звук непарный твёрдый, парный звонкий, шипящий, оглушается.

-Про какую букву я говорю? (букву ж)

(учитель пишет на доске букву ж и объясняет её написание)

2) Вторая буква является суффиксом у имени прилагательного. Какая это буква?(буква н)

(учитель пишет букву н и объясняет её написание)

3) Третья и четвёртая буквы являются окончанием глагола, который отвечает на вопрос что делает? Найдите окончание глагола? (учитель пишет -ёт и объясняет написание)

- Значит наша цепочка состоит из букв ж н ё т.

-В следующих цепочках поменяйте буквы местами и запишите.

(во время письма тихо звучит песня «Если б не было зимы.)

IV. Формирование учащимися темы и целей урока.

-Из какого мультфильма звучала музыка?

-Используя эту песенку и слова, записанные на доске, мы должны составить предложение и его записать. Только слово опоздать заменим однокоренным прилагательным, где буква д обозначала бы нулевой звук.(позднюю)

-Ещё раз посмотрите на эти слова: Лесная, ведёт, дорожка,позднюю.

-Какие «хитрые» буквы в корне могут помешать нам правильно написать эти слова?

(в слове лесная-буква е, дорожка-буквы о,ж ,позднюю-буква д)

-Т.е.на какие правила у нас даны слова?

-Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

-Чему мы будем учиться на уроке? (1 слайд)

-Какое предложение вы составили?

-Комментированное письмо предложения: Лесная дорожка ведёт позднюю гостью в Простоквашино. Подчеркнуть главные члены предложения.

V. Тренировочные упражнения.

Упр 322, учебник Т.Г.Рамзаевой, стихотворение О.Высотской(целиком стих-е дано в «Дидактическом материале»-упр.268.)

-Прочитайте стихотворение.

-Прочитайте задание. Поиск и классификация слов по столбикам. Слова из 1-го четверостишия находим вместе. Слова из 2 –го четверостишия находят и записывают дети, сидящие на 1 варианте. Слова из 3-го четверостишия находят и записывают дети, сидящие на 2варианте)

-Проверяем.Какие слова записали в 1столбик?во 2столбик?в 3 столбик?(обратить внимание на слова хлопушка, игрушка, где буква ш в суффиксе, но проверяем точно также, как и в корне.)

-Какие 3 слова встретились с непроверяемой безударной гласной?

VI. Физкультминутка.

-Больше слов в этом стихотворении на правописание безударных гласных, на 2 и 3 правило слов встретилось мало. Поэтому с этими словами мы проведём физкультминутку.

-Если в слове есть звонкий или глухой согласный звук- вы подпрыгиваете, тянете руки вверх и делаете хлопок,

- если слово с непроизносимым согласным- вы приседаете,как бы прячетесь.

-Лошадка, здравствуй, скользкий, солнце, радостный, близкий, гигантский, редкий, ловкий, местность, мягкий, окрестность.

VII. Работа над правилами.

-Какие правила надо знать , чтобы правильно написать эти слова? (2 слайд,3 слайд, 4 слайд)

-Что между ними общего?

-Чем различаются эти правила?

Итак, какую часть слова учат писать грамотно все три правила?

VIII. Домашнее задание. Упр.312

IX. Словарно-орфографическая работа.

1) В книге Э.Успенского «Зима в Простоквашино.»было записано предложение : «Тут в окошко кто-то постучал -и вошла мама в горницу в лыжном костюме и с рюкзаком.»

-Может ли такое быть?

…в покои,
… в палату,
…в светлицу,
…в светёлку.

-Как лучше сказать?

2) Разбор слова « комната».

-Это слово заимствованно из польского языка, где коmпаtа –помещение, которое отапливается.

-Комната- это отдельное помещение в квартире, доме, отгороженное стенами, перегородками.

-Запишите это слово в словарик.

-Составьте из слогов родственные слова к слову комната и запишите их в тетрадь.(5 слайд)

Х. Творческая работа.

1) Просмотр отрывка из мультфильма «Зима в Простоквашино», где герои готовятся к встрече Нового года.

2) Работа в группах. Записать слова , которые обозначают предметы, в три столбика.( три правила)

3) Составление рассказа про ёлку.( 6слайд)

-Заполните пропуски подходящими по смыслу словами.(7 слайд)

-Найдите в тексте слова с проверяемыми безударными гласными, с парными согласными, с непроизносимыми согласными.

-Не только под Новый год нужно устраивать праздник для птиц и зверей.

-Как мы можем позаботиться о птицах?

ХI. Итог урока.

-Чему учились сегодня на уроке?

-Какие три правила учат писать буквы в корне слова?

-Что общего между ними? В чём различие?

Давайте ещё раз повторим по таблице.( 8слайд)

Попробуйте оценить свою работу:(на полях в тетради напишите:

-- не поняли.

? в чём-то сомневались, затруднялись,

! всё поняли.)