Цель: формирование навыка правописания букв в корнях слов, развитие орфографической зоркости.
Задачи:
Образовательные:
- обобщить и систематизировать знания детей по темам: «Правописание безударных гласных в корне», «Правописание слов с парными согласными в корне», «Слова с непроизносимыми согласными в корне».
Развивающие:
- развивать навык правописания корня на основе сопоставления,
- формировать умение сравнивать,
- обогатить словарный запас детей,
Воспитательные:
- воспитывать любовь к родному языку, природе нашего края,
- продолжить работу по воспитанию взаимопомощи, культуры общения, способствующей созданию благоприятного психологического климата,
- воспитанию внимания, памяти, самоконтроля, интереса к предмету.
Оборудование: оформленная доска, толковый словарь, видеомагнитофон, мультимедийный проектор, презентация.
Ход урока.
I. Организационный момент.
С добрым утром начат день,
первым делом гоним лень.
На уроке не зевать,
а работать и писать.
II. Мобилизующий этап.
(на доске слова) Л…сная, в…дёт, д…рожка, оп…здать.
-Прочитайте слова.
-Чем похожи эти слова?(Во всех словах есть безударный гласный в корне слова.)
-Чем отличаются эти слова? (Эти слова относятся к разным частям речи.)
-Какое слово « лишнее» среди данных слов?(Лишнее слово-дорожка, безударный гласный в этом слове нужно запомнить, во всех остальных словах безударный гласный в корне можно проверить.)
-Как проверить?
(учитель пишет пропущенные буквы)
III. Минутка чистописания.
Цепочка букв, которую мы будем писать на минутке чистописания, состоит:
1) из буквы, которая обозначает согласный звук в имени существительном. Этот звук непарный твёрдый, парный звонкий, шипящий, оглушается.
-Про какую букву я говорю? (букву ж)
(учитель пишет на доске букву ж и объясняет её написание)
2) Вторая буква является суффиксом у имени прилагательного. Какая это буква?(буква н)
(учитель пишет букву н и объясняет её написание)
3) Третья и четвёртая буквы являются окончанием глагола, который отвечает на вопрос что делает? Найдите окончание глагола? (учитель пишет -ёт и объясняет написание)
- Значит наша цепочка состоит из букв ж н ё т.
-В следующих цепочках поменяйте буквы местами и запишите.
(во время письма тихо звучит песня «Если б не было зимы.)
IV. Формирование учащимися темы и целей урока.
-Из какого мультфильма звучала музыка?
-Используя эту песенку и слова, записанные на доске, мы должны составить предложение и его записать. Только слово опоздать заменим однокоренным прилагательным, где буква д обозначала бы нулевой звук.(позднюю)
-Ещё раз посмотрите на эти слова: Лесная, ведёт, дорожка,позднюю.
-Какие «хитрые» буквы в корне могут помешать нам правильно написать эти слова?
(в слове лесная-буква е, дорожка-буквы о,ж ,позднюю-буква д)
-Т.е.на какие правила у нас даны слова?
-Сформулируйте тему сегодняшнего урока.
-Чему мы будем учиться на уроке? (1 слайд)
-Какое предложение вы составили?
-Комментированное письмо предложения: Лесная дорожка ведёт позднюю гостью в Простоквашино. Подчеркнуть главные члены предложения.
V. Тренировочные упражнения.
Упр 322, учебник Т.Г.Рамзаевой, стихотворение О.Высотской(целиком стих-е дано в «Дидактическом материале»-упр.268.)
-Прочитайте стихотворение.
-Прочитайте задание. Поиск и классификация слов по столбикам. Слова из 1-го четверостишия находим вместе. Слова из 2 –го четверостишия находят и записывают дети, сидящие на 1 варианте. Слова из 3-го четверостишия находят и записывают дети, сидящие на 2варианте)
-Проверяем.Какие слова записали в 1столбик?во 2столбик?в 3 столбик?(обратить внимание на слова хлопушка, игрушка, где буква ш в суффиксе, но проверяем точно также, как и в корне.)
-Какие 3 слова встретились с непроверяемой безударной гласной?
VI. Физкультминутка.
-Больше слов в этом стихотворении на правописание безударных гласных, на 2 и 3 правило слов встретилось мало. Поэтому с этими словами мы проведём физкультминутку.
-Если в слове есть звонкий или глухой согласный звук- вы подпрыгиваете, тянете руки вверх и делаете хлопок,
- если слово с непроизносимым согласным- вы приседаете,как бы прячетесь.
-Лошадка, здравствуй, скользкий, солнце, радостный, близкий, гигантский, редкий, ловкий, местность, мягкий, окрестность.
VII. Работа над правилами.
-Какие правила надо знать , чтобы правильно написать эти слова? (2 слайд,3 слайд, 4 слайд)
-Что между ними общего?
-Чем различаются эти правила?
Итак, какую часть слова учат писать грамотно все три правила?
VIII. Домашнее задание. Упр.312
IX. Словарно-орфографическая работа.
1) В книге Э.Успенского «Зима в Простоквашино.»было записано предложение : «Тут в окошко кто-то постучал -и вошла мама в горницу в лыжном костюме и с рюкзаком.»
-Может ли такое быть?
…в покои,
… в палату,
…в светлицу,
…в светёлку.
-Как лучше сказать?
2) Разбор слова « комната».
-Это слово заимствованно из польского языка, где коmпаtа –помещение, которое отапливается.
-Комната- это отдельное помещение в квартире, доме, отгороженное стенами, перегородками.
-Запишите это слово в словарик.
-Составьте из слогов родственные слова к слову комната и запишите их в тетрадь.(5 слайд)
Х. Творческая работа.
1) Просмотр отрывка из мультфильма «Зима в Простоквашино», где герои готовятся к встрече Нового года.
2) Работа в группах. Записать слова , которые обозначают предметы, в три столбика.( три правила)
3) Составление рассказа про ёлку.( 6слайд)
-Заполните пропуски подходящими по смыслу словами.(7 слайд)
-Найдите в тексте слова с проверяемыми безударными гласными, с парными согласными, с непроизносимыми согласными.
-Не только под Новый год нужно устраивать праздник для птиц и зверей.
-Как мы можем позаботиться о птицах?
ХI. Итог урока.
-Чему учились сегодня на уроке?
-Какие три правила учат писать буквы в корне слова?
-Что общего между ними? В чём различие?
Давайте ещё раз повторим по таблице.( 8слайд)
Попробуйте оценить свою работу:(на полях в тетради напишите:
-- не поняли.
? в чём-то сомневались, затруднялись,
! всё поняли.)