ЦЕЛИ:
- Обобщить знания детей о том, что полезно и что вредно для здоровья человека.
- Учить понимать важность выполнения культурно-гигиенических требований, исходя из гигиенической необходимости и значимости.
- Продолжать знакомить детей со свойствами и качествами отдельных материалов.
- Развивать речь, обогащать и активизировать словарь. Учить согласовывать существительное и числительное: «один стакан», «одно мыло», «одна щетка».
- Воспитывать познавательный интерес.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
- Заучивание пословиц, поговорок, стихов, считалок на тему: «Мойдодыр».
- Беседы: «О здоровье», «Что такое болезнь?».
- Составление модели «Как правильно мыть руки?»
ОБОГАЩЕНИЕ И АКТИВИЗАЦИЯ СЛОВАРЯ:
- «Мыльница – мыло – обмылок – намыливать»
- «Один фен, стакан, флакон»
- «Одна щетка, расческа, паста»
- «одно мыло, полотенце, зеркало»
ОБОРУДОВАНИЕ:
- Для поисковой деятельности – по одному куску мыла разного цвета и формы, по одному стакану с водой, по одной ложке, по одному ножу – стеки; по одному набору «Мыльные пузыри», по одному веничку для сбивания крема.
- Кукла Жалейкин, картинки с изображением предметов гигиены и не только.
- Фланелеграф.
- Картина, нарисованная обмылком.
- Бархатная бумага, обмылки по количеству детей.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
В гостях кукла Жалейкин.
- Жалейкин, что с тобой случилось? Почему ты такой бледный, невеселый? У тебя печальные глаза. Наверное, ты заболел, неужели грипп?
Ж–н: Нет, нет. Я слежу за своим здоровьем. Проветриваю комнату, ем витамины, а от гриппа прививку недавно сделал. Вид у меня грустный из-за живота – болит что-то. Я даже руки не могу помыть, все держусь за живот – поем, и опять держусь.
- Конечно, жаль, Жалейкин, что ты заболел! Но, по-моему, ты сам виноват в своей болезни!
- Ребята, что нужно делать, чтобы не болеть?
(дети рассказывают Жалейкину о чистоте рук, о чистоте одежды, о чистоте комнаты, о спорте, о свежем воздухе)
- Вот видишь, Жалейкин, если бы ты выполнял все правила личной гигиены, то уж точно бы не заболел! Посмотри на наших ребят, какие они бодрые, весёлые, почти не болеют! Любят спорт, подвижные игры! Хочешь с нами поиграть?
Игра «Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем!» - ( виды спорта, игра повторяется 2-3 раза).
- Вот видишь, Жалейкин, как здорово быть здоровым!
- Действительно, здоровье начинается с наших рук. Знаете, ребята, у вас и у меня, и у Жалейкина на руках веселятся множество микробов. Чтобы они не попали к нам в рот и живот, не стали выделять там яды, надо чаще мыть руки с мылом. Давайте расскажем Жалейкину, как надо правильно мыть руки.
Дети вспоминают схему-модель и рассказывают, что сначала, что потом:
- намочить руки под краном;
- взять мыло, намылить ладони до пены;
- пеной тщательно потереть руки со всех сторон;
- помыть руки под краном;
- отжать руки;
- насухо вытереть руки полотенцем.
- Конечно, надо дружить не только с мылом, но и со многими другими предметами гигиены. Помогите их перечислить. (Дети перечисляют).
- Давайте поиграем в игру.
Игра «Три ступеньки»
(на трех полосках фланелеграфа дети ставят карточки, на которых изображены предметы, про что можно сказать: «один», «одна», «одно»).
- Давайте еще раз повторим: одно…
- Я, ребята, сегодня вам приготовила сюрприз. А какой вы узнаете, если отгадаете загадку.
«Ускользает, как живое –
Но не выпущу его я!
Белой пеной пенится-
Руки мыть не ленится!»
- Правильно, это мыло! Давайте попробуем подобрать к слову «мыло» слова – братья: мыльница, намыливать. мыльная пена, мыльные пузыри…
(дети садятся за столы, находят мыло)
- Скажите, а для чего нам нужно мыло?
- Посмотрите на мыло, - какое оно? (прямоугольное, разноцветное, овальное, толстое…)
-Возьмите мыло в руки – что про него можно сказать? (тяжёлое, гладкое...)
- А теперь понюхайте (ароматное, пахучее...) Что напоминает запах твоего мыла? А твоего?
- Как вы думаете мыло твердое или мягкое? Как узнать?
(вначале дети сжимают мыло, стучат им и т.д., а затем я предлагаю поцарапать по мылу ножом)
- Если мыло мягкое, то его можно покрошить? Давайте попробуем! Почему мыло можно покрошить?
- Что у нас получилось? (мыльные крошки, стружка)
- У вас на столах стоят стаканчики с водой. Какая вода в стаканчиках? А если потрогать – какая?
- Давайте эту воду перельем в баночку и туда же положим мыльные крошки, помешаем ложечкой. Что вы заметили? (вода стала мутной, мыльной)
- Почему изменился цвет воды? (потому что мыло растворилось в воде)
- Что будет, если мы попробуем взбить веничком мыльную воду?
Попробуем? (дети взбивают)
- Что получилось? (мыльная пена). Какая она? Куда делись мыльные стружки? (растворились и превратились в мыльную пену).
- Подойдите ко мне. Давайте с вами поиграем в игру.
Игра «Цепочка слов»
(мыло какое? – твердое, душистое, гладкое, ароматное и т.д.)
(мыло что делает? - …)
- Молодцы! А теперь мы с Жалейкиным предлагаем вам поиграть с мыльными пузырями (дети играют, я читаю стихотворение Элеоноры Фаружен «Мыльные пузыри»).
Осторожно пузыри!
Ой, какие, ой смотри!
Раздуваются! Блестят!
Отрываются! Летят!
Тот со сливу! Тот с орех!
Тот не лопнул дольше всех!
- Жалейкину понравилось у нас. Но он собирается уже уходить. Давайте попросим его остаться. Вот и замечательно!
- Мы сегодня так много узнали о мыле, но вы еще больше сейчас удивитесь!
(достаю картину)
- Красиво? Знаете, ребята, чем нарисовал художник эту картину? Обмылком! Что такое – обмылок? (дети объясняют) Хотите нарисовать что-нибудь?
(дети разбирают обмылки и на бархатной бумаге рисуют).
- Ребята, я поняла – слово «обмылок» это младший брат слова …. («мыло»)!
Художественное слово:
«Мыла мышка мылом нос
Мыла уши, мыла хвост.
Мыла так, что стала белой
И от счастья мыло съела»«Мыло серо, да моет бело».
«Кирпичик розовый, душистый,
Потри его – сам станешь чистый».«Возьмите меня, умывайтесь, купайтесь,
А что я такое – скорей догадайтесь!
И знайте – большая была бы беда,
Когда бы не я, да вода!»