ЦЕЛИ:
- Формирование у детей понятия о том, что различные материалы имеют свой вес.
- Обучение способам взвешивания предметов для установления их веса с последующей сериацией предметов по этому признаку.
- Закрепление навыков группировки предметов по выделенным признакам.
- Обогащение и активизация словаря.
- Воспитывать познавательный интерес.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
- Поисковая деятельность с различными предметами и материалами, опыты, эксперименты с металлом, деревом, бумагой.
- Словесные игры: «Назови какой?», «Какого предмета не стало?».
- Дидактическая игра «Чудесная коробочка».
ОБОГАЩЕНИЕ И АКТИВИЗАЦИЯ СЛОВАРЯ:
- Голосок - металлический, звонкий, тонкий…
- Голосок – бумажный, шуршащий, громкий…
- Голосок – деревянный, глухой, громкий…
- Голосок стеклянный, звонкий, тонкий…
- Голосок пластмассовый, глухой, тихий…
ОБОРУДОВАНИЕ:
- Импровизированные весы; по три круга разного цвета (красный, синий, желтый); по три мешочка с материалами одного размера – металл, дерево, картон; мини пьедестал для каждого ребенка.
- Предметы в коробочке (дерево, металл, пластик и т.д.); разнос.
- Предметы – два стакана, две ложки (дер.), лист бумаги, колокольчик, пластиковые шашки для игры, ширма.
- Два обруча; карточка с изображением металлических, деревянных предметов и предметов, изготовленных из дерева и металла; кукла Буратино и Дровосек.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
/Внести разнос с предметами, изготовленными из разных материалов/
- Что можно сказать об этих предметах?
- А можно ли сказать о весе этих предметов?
- Давайте вспомним, как можно определить, какие предметы тяжелые, а какие легкие?
- Опустить в воду – Что увидим?
- Подержим на ладошках – Что почувствуем?
- Поднять и бросить на пол – Что услышим?
/Если дети не вспомнят, можно продемонстрировать./
- При помощи чего можно определить вес предметов?
Физ.минутка «Весы».
/А вы сможете изобразить весы?/
/Дети садятся за столы./
- Перед вами три мешочка.
- Чем они похожи? /цвет, размер./
- Чем они не похожи?
- Возьмите их в руки. Догадались, чем они не похожи?
- Какой из мешочков самый тяжелый? Как определить точно?
/Напоминаю правила пользования весами/.
- Возьмите два мешочка. Взвесте их. Что вы видите? /Один тяжелый, а один легкий./
- Положите тяжелый мешочек на красный круг.
- Теперь будем взвешивать оставшиеся два мешочка.
- Что вы теперь видите? /Один тяжелый, а один легкий./
- Тяжелый положите на красный круг, а легкий – на желтый.
- У нас получилось два тяжелых мешочка и один легкий. А мы хотим узнать, какой самый тяжелый мешочек?
- Что нам надо сделать?
- Взвешиваем оба тяжелых мешочка. Что видим? Нашли самый тяжелый мешочек? Куда мы его положим?
- Какой мешочек у нас остался, если есть самый тяжелый и самый легкий, как назовем этот мешочек? /не очень тяжелый, полегче, средний по тяжести./
- Что мы хотели узнать?
- Что мы делали?
- Что получилось?
- Мы разложили мешочки по порядку, сначала - /самый тяжелый/, потом - /полегче/, потом - /самый легкий/.
- Давайте заглянем в самый тяжелый мешочек. Какой материал там лежит? /Так же поступим и с другими мешочками./
- Какой же материал занял первое место по тяжести, а второе, а третье?
/Расположим материал на пьедестале./
- У меня на столе лежат карточки, а на полу обручи. Давайте попробуем разложить эти карточки так, чтобы в синем обруче лежали только металлические предметы, а в красном обруче – только деревянные.
- Как вы думаете, куда мы положим оставшиеся карточки (предметы, изготовленные с использованием дерева и метала)?
- В одном обруче металлические предметы, в другом деревянные, как можно назвать предметы, которые лежат между ними? /деревянно-металлические/.
Физ. минутка «Тяжелые – легкие»:
«Что бывает легким?» (снежинки, листья, бег, шаги и т.д.)
«Что бывает тяжелым?» (ноша, дыхание, шаги и т.д.
/Дети называют и изображают./
Игра «Чей голосок звучит?»
- У меня есть предметы. Я буду ими издавать звук, а вы должны узнать, чей голосок звучит?
/Вниманию детей предлагаются звуки – звон колокольчика, стук деревянных ложек, звон стеклянных стаканов, звук сминающейся бумаги, шум пластмассовых шашек./
- Ребята, как вы думаете, что я делала, чтобы предметы заговорили? / Стучала, гремела, шуршала, звенела, ударяла./
- У нас в группе очень много разных предметов, я хочу, чтобы вы попробовали заставить их заговорить и рассказали мне, как вы это делали. /Палочками стучал. Бубном звенел. Орешками гремел. Пакетом шуршал…/