Тип урока: обобщение пройденного
Цели урока: воспроизвести имеющиеся знания об имени прилагательном, обогатить знания учащихся о синтаксической и лексической функции прилагательного, продолжить развитие умения работать в группах, вести коллективный учебный диалог, развитие интеллектуальных качеств.
Ход урока:
1. Организация начала урока.
-Ребята, по-вашему, что такое чудо?
(Это что-то необычное, сверхъестественное).
-Я хочу, чтобы девизом нашего урока стали слова «Способность видеть в обыкновенном чудесное - признак мудрости».
-Сегодня мы будем работать с обыкновенными словами, предложениями, стихотворениями. И если кто-то из нас увидит в них чудесное, мы в конце урока сможем назвать себя мудрецами.
-для начала подумайте, как из трех кружков сделать два. Стирать нельзя. И помните, что у вас урок русского языка.(Слово «два»).
-Эта часть речи называется числительное.
-а какие части речи вам известны?
(Существительное, прилагательное, глагол, местоимение, наречие, предлог, союз). [1]
2. Введение в тему урока. Повторение теоретических знаний.
-Одной части речи мы уделим сейчас внимание.
-Вместо вопросительного знака поставьте нужную букву. Ответ обоснуйте.
- тяжелая – я (Признак: безударная гласная в корне, ставим «о»)
- полевое - ? (о)
- трескучий - е
- далекий - а (Признак: орфограммы корня, ставим «т»)
- скользкий - з
- честный - ? (т)
- сердце - с (Признак: части речи, ставим «п», прилагательное)
- пахучий- ? (п)
- хрустнул - г
-Что такое прилагательное?
(П=Ч.Р.+ П.П.+ ОЙ,ОЕ,АЯ)
-О какой части речи пойдет речь на уроке?(о прилагательном)
- легкий- е (Признак: число, «е»- единственное)
- местные- м
- пятнистая- ? (е)
- звездное- с (Признак: род, «ж» - женский)
- волчья - ? (ж)
- поздний - м
-Как изменяются имена прилагательные? (По родам, числам, падежам).
-Какие это признаки ? (непостоянные).
-Имя прилагательное всегда стоит в той же форме, что и…(существительное).
-Что значит в той же форме? (в том же числе, роде и падеже).
-Посмотрите внимательно на слова, назовите лишнее. Ответ обоснуйте. («Сердце» - существительное, «хрустнул» - глагол. Все остальные слова прилагательные. «Местные» - стоит во множественном числе, все остальные в единственном).
-На какие группы, по каким признакам можно разделить слова ? (по орфограммам, по родам).
Задания группам.
Найдите прилагательные
- 1 группа – в начальной форме (3,4,5,6,8,10,15).
- 2 группа - ж.р. и ср.р. (1,2,12,13,14).
Найдите орфограммы
- 3 группа – слова с безударной гласной (1,2,3,4,8,12).
- 4 группа – с парными по звонкости и глухости (5,10).
- 5 группа - с непроизносимыми согласными (6,11,13,15).
-Какие слова не вошли в группы (волчья, местные).
Физминутка.
Я буду называть словосочетания. Если в нем есть прилагательное в единственном числе, то приседают девочки, во множественном - мальчики.
Новое задание, новые задания, стройное дерево, зеленые деревья, лесные поляны, лесной гриб, подъемные краны, пушистая ель, пушистое одеяло, мягкие шарфы.
Почему у прилагательных много вопросов?(разные род, число, падеж).
-Посмотрите на словосочетания, записанные на доске. Объясните разные окончания.
Белая земля | (ед.ч., ж.р., И.п.) |
Раннее утро | (ед.ч., ср.р., И.п.) |
Синие облака | (мн.ч., И.п.) |
Черный грач | (ед.ч., м.р., И.п.) |
В узком окне | (ед.ч., ср.р., П.п.) |
Хитрой лисой | (ед.ч., ж.р., Т.п.) |
Осеннюю погоду | (ед.ч., ж.р., В.п.) |
С Черного моря | (ед.ч., ср.р., Р.п.) |
-Как определить род и падеж у прилагательного (по существительному)
-Как написание безударной гласной в падежных окончаниях прилагательных7 (по вопросу).
Работа с тест-листами.
Вставьте в тест-листы окончания. Докажите. Работать будем по цепочке.
Трескуч… пламя, осенн… ненастье, на горюч… смесь, в прежн… время, посторонн… люди, поздн… решение, на блестящ… украшение, осенн… лужи, могуч… деревья, давн… история, лежащ… трава, растущ… дочь, про вечерн… сказку, недавн… событие, к тих… месту, около местн… театра, к старинн… замку, о темн… переулке, вокруг тонк… льда, туман… днем, о тускл… шаре, упрям… ослу.
Работа в парах.
Выполните морфологический разбор имени прилагательного.
Выберите словосочетание и выполните разбор у доски (1 человек от группы):
- У тонкого (льда)
- К тихому (месту)
- О гладком (зеркале)
- Могучие (деревья)
- Осенние (лужи)
Физминутка.
Если в словосочетании есть прилагательное Ж.Р. с –АЯ- наклон вперед, Ж.Р, с другими окончаниями – назад.
Крепкая дружба, любимая дочь ,паровую мельницу, холодная погода, ледяной горкой, простая задача, чистой посудой , пахучая трава. Прямой дорогой, голубую ленту.
3. Тестирование. Работа в группах.
После того, как группа выполнила работу, 1 человек от группы выходит и указывает
у доски верные ответы. Группы получают тесты.
Тест №1.
- Подчеркните существительное женского рода: дядя, постель, лагерь, портфель, братишка.
- Подчеркните словарное слово: вдруг, дружить, другие, друг, друзья.
- Подчеркните глагол: начало, началось, скоро, конец, быстро.
Тест №2
- Подчеркните существительное 2-го склонения: Оля, метель, машина, солнце, сирень.
- Подчеркните глагол прошедшего времени: идти, писать, светило, скажет, скакать.
- Подчеркните наречие (как? где? куда?): облако, небо, высоко, бежало, дошла.
Тест №3
- Подчеркните глагол: песочный, сыпучий, песок, посыпка, посыпалась.
- Подчеркните прилагательное: колючая, колоть, иголка, колючка, укол.
- Подчеркните слово, в котором два слога: теплоход, оптика, треск, группа, дискотека.
Тест №4
- Подчеркните прилагательное: белизна, белеть, бело, белый, белок.
- Подчеркните словарное слово с непроверяемой безударной гласной: смотреть, блестеть, сверкать, плясать, глядеть.
- Подчеркните существительное среднего рода: стекло, зимняя, молния, синее, ветер.
4. Творческая работа с текстом.
-Каждая группа из полученных слов составляет предложения.
-Дополните предложения прилагательными.
- Запишите текст.
Темное облако низко плыло над землей. Из него посыпалась колючая и мелкая крупа. Вдруг началась сильная метель. На черном небе сверкали яркие звезды.
-Укажите словосочетания существительное + прилагательное (по группам).
5. Итог урока.
-О какой части речи мы с вами говорили?
-Что вы знаете о прилагательном?
-А вы почувствовали себя на уроке мудрыми?
Что же чудесного вы увидели в обыкновенном уроке, слове?
Использованная литература:
- Журнал «Начальная школа». 2006г. №9, стр.85, 88