Как достигнуть качества образования? Одно из средств достижения – это мониторинг, мониторинг как функциональный инструмент управления качеством УВР.
Мониторинг – систематическое наблюдение и контроль за образовательным процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или предложениям.
В системе мониторинга надо различать качество преподавания и качество обучения. Вопрос качества преподавания особо актуален сейчас, когда в рамках приоритетного национального проекта образования определяются гранты, премии за качество преподавания.
Давайте рассмотрим 2 направления в мониторинге.
1. Качество преподавания.
Чтобы оценить качество преподавания, нужно иметь механизм оценивания этого качества. Во многих авторитетных журналах «Завуч», «Практики управления современной школой» федерального уровня, даются формулы расчёта, шкалы определения качества преподавания. Но в каждой отдельно взятой школе или гимназии разработаны и приняты, исходя из конкретных условий УВР свои механизмы. К примеру, у нас в гимназии есть механизм оценки качества урока в 5-9, 10-11 классах. Причём в 10-11 кл. отдельно требования к уроку профильного обучения и базового обучения. Механизм оценивания прописан. Даже если некогда рассчитывать в % или в баллах, то сам перечень критериев качества проведения уроков является ценным для определения качества преподавания. В преподавании главным является урок, который мы и оцениваем.
Не забываем мы и такие моменты в преподавании, как качество планирования, оно у нас технологическое, так как прописывается конечный результат, но главное - урок.
2. Качество обучения.
Мы все хорошо знаем, как рассчитывается уровень обученности и качество обученности.
Но у нас в гимназии, поскольку весь учебный процесс строится на технологиях РО (развивающего обучения), главным в мониторинге является мониторинг развития обучающихся.
Под мониторингом развития мы понимаем отслеживание уровня сформированности интеллектуальных умений, их в технологии РО называют «умственные действия», такие как:
- умения обобщать;
- выделять главное;
- сравнивать;
- классифицировать;
- устанавливать причинно-следственные связи и др.
Мониторинг развития этих умений отслеживается каждым учителем с помощью тематического контроля. Тематический контроль – это целая система, целый подход и к развитию, и к отслеживанию результатов обучения, выраженный в конкретных цифрах и по классу, и по каждому отдельному учащемуся.
Психологическая служба гимназии и в начальной, и в средней школе работает, выполняя заказ завуча, учителя, работая с классом, с группой, с отдельным учеником.
Главные показатели для нас - это обучаемость (потенциальные возможности ученика к обучению) и мотивация.
При анализе это все сопоставляется и делается вывод о качестве обученности. Если у ученика изначально низкий потенциал, а мы его обучили на «4», то это высокое качество обученности данного учащегося.
Для изучения уровня развития младшего школьника в обучении совместно с психологом разрабатывается программа педагогического мониторинга. В организации наблюдения важно продумать систему признаков, по которым можно фиксировать проявление тех или иных качеств личности школьника, соблюдать единство требований в применении этих признаков.
В качестве основных параметров изучения личности младшего школьника могут быть взяты учебные возможности, уровень самостоятельности в учебной деятельности, ОУУН, познавательный интерес, нравственные качества (доброта, честность, дисциплинированность, трудолюбие, агрессивность и т. д.
Кроме того, учитель начальных классов обобщает данные о состоянии здоровья детей (совместно с врачом гимназии), описывает социальный портрет класса.
Все это в 4 классе органично вписывается в портфолио выпускника начальной школы. Уровень обученности, качество обученности по предметам, по итогам ДКР и итогам успеваемости - это определяют все учителя и завучи, а вот отслеживание сформированности 3-х основных - ОУУН скорости письма, скорости вычислений и скорости чтения - у нас в центре внимания, так как увеличение этих параметров, их соответствие нормам каждого класса можно рассматривать как важнейший резерв обучения.
В качестве цели, к которой мы стремимся, используем экспериментальные наработки межрегиональной экспериментально-технологической площадки «Преемственность» под редакцией Вс. Зайцева.
Эти результаты можно использовать как рекомендации.
Ученика | Скорость чтения слов в мин. |
Скорость письма букв в мин. |
Скорость вычислений цифр в мин. |
Отличники | 150 | 80 | 40 |
Хорошисты | 120 | 60 | 30 |
Троечники | 90 | 40 | 20 |
Конечно, нельзя ставить задачу сделать всех учеников отличниками – этот уровень доступен немногим. Но поголовный нормативно-троечный уровень тоже нельзя выбрать в качестве ориентира. Надо стремиться к тому, чтобы большая часть учеников уже в 5-ом имела уровень хорошистов – 120слов в минуту - 60букв в минуту - 30 цифр в минуту.
Естественно, что выполнение такой рекомендации потребует усиленной тренировки в начальной школе, в 5-6 классах в течение учебного года. При этом надо ежемесячно проводить контрольные замеры, стимулирующие еженедельные взаимозамеры и ежедневные самозамеры. И надо ввести единые требования для их проведения.
Все требования прописаны. Кроме этого, прописаны технологии совершенствования общеучебных умений (СОУ):
- технология достижения оптимального чтения,
- технология вычислительных умений,
- технология увеличения скорости письма.
Все они применяются учителями начальной школы, а на малых педсоветах по преемственности все это предлагается учителям средней школы.
2-е направление мониторинга – диагностика сформированности учебно- коммуникативных умений, где вычленяем 3 раздела и 3 уровня сформированности:
1. навык чтения
2. культура письма и устной речи
3. работа с текстом
3 уровня:
- высокий;
- средний;
- низкий.
Здесь также присутствует оценка учителя и самооценка ученика, поскольку в РО с 1 класса начинается работа по формированию оценки, самооценки, коррекции оценки и самокоррекции. Эта работа продолжается до 6 класса.
В параллели 4-х классов к наблюдению (отслеживанию) привлекаются учителя-предметники, принимающие детей в среднем звене. В апреле-мае проводится психолого-педагогический консилиум (малый педсовет) учителей начальных классов и среднего звена, принимающих 4 класс. Это позволяет, сопоставляя получаемые независимые характеристики (портфолио) по каждому ученику, получать достаточно близкие к объективным выводы о зоне его ближайшего развития, уровне обученности, воспитанности, творческом потенциале, а в последующем своевременно определить программу помощи конкретному ребёнку и в целом педагогическую стратегию в отношении каждого класса, обеспечить сопровождение детей при переходе в 5 класс.
Введение в практику начальной школы педагогического мониторинга нацеливает учителей на диагностический подход, способствует выработке наблюдательности, улучшению качества педагогической деятельности, постоянной потребности в профессиональном саморазвитии. Корректируется программа развития ученического коллектива, намечается педагогическая помощь конкретным детям.
В этом залог качественного обучения и воспитания: не к среднеарифметической, статистической цифре, а к личности.
Отличие мониторинга в системе РО от ТО (традиционного обучения) в том, что выход результатов наблюдения, анализа направлен на ребёнка, на траекторию индивидиульного развития ребёнка.