Итоговое занятие по предмету Окружающий мир с детьми первой младшей группы детского сада.
Да-да, не удивляйтесь: именно экскурсия с детьми младшего возраста! Для нас совершенно очевидно, что с детьми трехлетнего возраста совершать экскурсионные поездки работники детского сада не могут. Но, увиденное в разнообразных путешествиях, оставляет в памяти ребенка неизгладимое впечатление.
На третьем году жизни ребенка происходит существенный перелом в его отношениях с окружающим, обусловленный ростом возможностей малыша и осознанием себя как самостоятельного существа. Ребенок получает новые впечатления, что является необходимым условием его психического развития.
Для детей этого возраста характерна потребность в общении. Развитие разнообразных форм общения ребенка выступает как важнейшая задача педагогики раннего возраста.
Частое обращение к взрослым и сверстникам способствует развитию речи детей. Они начинают активно рассказывать окружающим о том, куда ходили, что видели, используя различные простые и распространенные предложения. Речь детей быстро совершенствуется. С её развитием становится точнее и осмысление восприятие ребенком предметов и явлений. Ребенок начинает делать самостоятельные выводы.
Двухлетние дети овладевают умением понимать несложный рассказ взрослого о событиях, не имевших места в их личном опыте. Они легко запоминают и повторяют за взрослыми целые фразы.
Детей учат различать и называть часто встречающихся домашних животных и их детенышей, приучают их наблюдать за их поведением, рассказывают о повадках. Птиц дети наблюдают на участках, рыб – в группах. На занятиях малышей вооружают приемами целенаправленного рассматривания, воспитывают гуманное отношение к живому, учат соблюдать следующие правила: не шуметь, не брать животное в руки, не пугать его.
Дети третьего года жизни безошибочно различают на картинках многих диких животных: ежа, белку, зайца, волка, медведя, лисицу, слона и тому подобное. Знают домашних животных: собаку, кошку, лошадь, корову, козу. А также домашних птиц: курицу, петуха, гуся, утку. Занятия с детьми способствуют пробуждению у ребенка интереса к окружающему, обогащают игры, облегчают освоение соответствующего программного материала на последующих возрастных ступенях.
В целях ознакомления с окружающим в первой младшей группе проводится рассматривание картин и иллюстраций. Картина – ценный материал для развития ребенка. Картина благодаря её образности и красочности является действенным средством воспитания у ребенка любви к окружающей природе.
Дети младшего дошкольного возраста находятся у истоков познания окружающего мира. Именно в эти годы у них формируются первичные представления об окружающем, они овладевают речью, способами умственной деятельности, у них проявляются с познавательный интерес, отношение к окружающим.
Одним из самых важных методов ознакомления с окружающим является непосредственное наблюдение. В младшей группе много внимания уделяется целевым прогулкам и посещениям, рассматриванию окружающих детей предметов.
Познавая окружающий мир, ребенок, усваивает словесные обозначения предметов и явлений действительности, их свойств, связей и отношений. Во время экскурсии, знакомя детей с новым объектом, необходимо вместе с ними внимательно рассмотреть его, сообщить название, сочетать с активными действиями ребенка по обследованию объекта.
Двух - трехлетние малыши доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную с взрослым практическую деятельность, с удовольствием манипулируют различными предметами. Следует помнить, что в этом возрасте дети не могут долго заниматься одним делом, не могут сосредотачиваться на чём-то одном в течение продолжительного времени – им необходима постоянная смена событий, частая смена впечатлений.
Становление первоначальных основ экологической культуры – это накапливание конкретных, чувственных представлений о предметах и явлениях природы, окружающих малышей, входящих в круг их жизнедеятельности. В возрасте двух – трех лет дети должны научиться различать и правильно называть предметы и объекты природы, с которыми они постоянно взаимодействуют, получить первоначальные представления о возможной деятельности с ними. Задача преподавателя - вызвать положительные эмоции и интерес к природным явлениям, животным; помочь формированию реалистических представлений о них. Важное место в технологии занимает игра – несложная сюжетная или подвижная, с имитацией движений животных, со звукоподражанием им.
Программа работы с детьми младшего возраста предусматривает развитие у детей внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи, а также способов умственной деятельности, стимулирует развитие любознательности.
Умственное воспитание организовано на принципах коммуникативно-познавательной деятельности детей и обогащено современным развивающим содержанием. Оно обеспечивает:
- формирование у ребенка целостной картины окружающего мира;
- развитие интереса к предметам и явлениям окружающей действительности (мир людей, животных, растений), местам обитания человека, животных, растений (земля, вода, воздух).
Итак, обратимся непосредственно к проведению итогового занятия с малышами по ознакомлению с животным миром, окружающим человека.
Цели и задачи проведения занятия:
Образовательные:
- закрепление знаний о животном мире, полученных на предыдущих занятиях;
- приобретение новых знаний о животных, об их семьях, о питании, повадках, местах обитания.
Воспитательные:
- воспитание у детей чувства любви к животному миру;
- воспитание любознательности, внимания, навыков доброго отношения к животным;
Развивающие:
- развитие интереса к живой природе, окружающей малышей;
- развитие стремления и желания получения новых знаний о животных, обитающих на планете;
Реквизиты: Заранее подготовьте хорошо выполненные фотографии животных, формат которых должен быть не менее 20х30 см. Именно фотографии будут тем материалом, который познакомит ваших детишек с тем как выглядят животные в природе.
Наше путешествие-экскурсия является игрой, в результате которой малыши закрепляют знания, полученные в процессе изучения окружающего животного мира. Важный и необходимый факт проведения занятия – это новая обстановка, в которой совершается экскурсия. Для этого необходимо заранее расположить демонстрационный материал в помещении, которое знакомо ребятам, но посещается ими не чаще одного-двух раз в неделю. Например, игровым зоопарком может быть зал для проведения праздников в детском саду. Что способствует лучшему запоминанию материала, который необходимо запомнить и продемонстрировать свои знания малышам.
В Московском зоопарке
Путешествие начинается в группе, в которую «прилетает» воробей.
Воспитатель спрашивает малышей: «Где обедал воробей»? И сам отвечает: «В зоопарке у зверей». После чего группа отправляется в «зоопарк».
Воспитатель и дети подходят к клетке с медведем.
Мишка спит зимой в берлоге,
Сладко лапу он сосет.
Ну, а летом по дороге
За малиною идет.
Косолапый любит мед.
И недаром весь народ
Его Топтыгиным зовет.
Дети рассматривают медвежье семейство. Возле каждой из клеток воспитатель внимательно выслушивает ребят о том, что они знают об этом животном.
В следующей клетке экскурсантов встречают волки.
Волк с волчицею в ночи
Бродят по лесу в тиши.
А в норе волчата ждут,
Что поесть им принесут???
Путешествуя по зоопарку, зрители подходят к клетке с семейством лисицы.
Умный лисенок очень хорош:
Рыжий - на маму и папу похож.
Любит от брата с сестрою,
Гуляет с опаской порою.
Затем, зрители останавливаются у клетки с зайчиком.
Серенький зайчик очень не смел.
Зимою он белую шубку надел.
Трудно зимою зайчишке в лесу:
Очень боится зайчик лису.
После встречи с зайчиком зрителей встречает белка
Белка лесные
Орехи грызет.
К детям подходит,
Из рук их берет.
В последней клетке малышей встречает колючий ёжик.
Шел из леса ночью ёж,
До чего же он хорош.
Детям он принес подарок:
На иголках много яблок.
Вот и подошла наша экскурсия к завершению.
У ворот зоопарка посетителей провожает ворона: «Сегодня вы познакомились с лесными обитателями. Приходите к нам ещё. Мы всегда рады вам. А сейчас ребята, вас ждут в детском саду».
У Вороны много дел:
Воронёнок улетел.
Прилетел он в детский сад,
Удивить хотел ребят.
Воробей клюёт зерно,
Детки спать легли давно.
Посидел он, посидел…
Домой к маме полетел.
На этом наша экскурсия завершена. Не забывайте, что такие маленькие дети не могут продолжительное время сосредоточиться на одном предмете. Не перегружайте их излишней информацией. В другой раз познакомьте их с миром птиц, рыб с животными разных стран, которые знакомы ребятам по сказкам и рассказам взрослых. Счастливых вам экскурсий и путешествий.
Список использованной литературы:
- Алёшина Н. В. «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью». Младшая группа. – М.: ЦГЛ, 2003 - 112 с.
- Гербова В. В., Максаков А. И. «Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада»: Пособие для воспитателя детского сада. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1986. – 128с.
- Николаева С. Н. «Экологическое воспитание младших дошкольников». Книга для воспитателей детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 96 с.