Цель урока: показать, как в произведениях искусства (музыке, литературе, живописи) изображена сила и мощь советского народа, победившего фашизм.
Задачи урока:
Обучающие:
- способствовать комплексному целостному восприятию искусства;
- формировать навыки самостоятельной работы;
- совершенствовать память, выразительность речи учащихся, их музыкальные способности – певческий голос, хоровое исполнение.
Воспитательные:
- воспитывать уважение учащихся к истории и культуре России, интерес и любовь к стране, к своей малой Родине;
- формировать у учащихся негативное отношение к войне.
Развивающие:
- развивать эмоциональную отзывчивость учащихся, умение сопереживать чувствам, настроениям, переданным автором в слове, в музыке или живописи.
Оборудование: мультимедийный компьютер, проектор, экран, гитара; кабинет оформлен агитплакатами времен Великой Отечественной войны и плакат со стихотворением «Отгремела война, свой кровавый собрав урожай», на доске написана тема урока и эпиграф. В ходе урока использован наглядный материал, представленный в виде иллюстрированного приложения в среде Power Point XP (Приложение 1).
Предварительная подготовка: учащиеся учили стихи и песни о войне (военных лет) (Приложение 2); готовили сообщение о воинах – земляках по материалам школьного музея «Рожденные бурей».
Ход урока
Слайд 1
Учитель:
Помни войну! Пусть далека она и туманна.
Годы идут, командиры уходят в запас.
Помни войну! Это, право же, вовсе не странно:
Помнить все то, что когда-то касалось всех нас!..
(Ю.Визбор)
Искусство времен Великой Отечественной войны – явление почти необозримое, небывалое по напряжению и силе. Потрясение, которое пережил народ, отлилось в бронзу; эта бронза – высокая стихотворная мощь, музыка и живопись, полные пафоса и боли, ненависти и грусти.
Ученик – Стихотворение А.Ахматовой «Мужество».
Слайд 2.
Учитель: День Победы всегда будет одним из светлых и могучих праздников нашей страны. В памяти народа никогда не сотрутся горе и страдание, которые война принесла людям. Мужество советских людей, их готовность до последней капли крови защищать свою Родину не знало границ. Ребята, дома вы подготовили стихи о войне, посвященные Победе. Вам слово.
Ученик – Отрывок из стихотворения А.Твардовского «9 мая».
Слайд 3.
Учитель: Итак, 67 лет назад – 22 июня 1941 года фашистская Германия без объявления войны вероломно напала на Советский Союз. Для осуществления плана «Барбаросса» молниеносного разгрома нашей страны фашистская Германия бросила против СССР около 5,5 миллионов солдат и офицеров, 3,5 тысячи танков, 47 тысяч орудий, 5 тысяч самолетов. Противник превосходил советские войска в 3-4 раза.
Слайд 4.
Учитель: Первые удары приняли отряды пограничных застав. Многие из них проявили чудеса героизма и стойкости. Среди них Брестская крепость, которая защищалась целый месяц под командованием майора П. М. Гаврилова.
Учащиеся исполняют песню Владимира Высоцкого «Звезды».
Слайд 5.
Учитель: За первые три недели войны гитлеровцы продвинулись в глубь страны на 350-600 км, заняли территории Литвы, Латвии, Белоруссии, Эстонии, Молдавии и Правобережной Украины. Из 170 советских дивизий 28 были полностью разгромлены, а 70 потеряли половину состава.
С началом Великой Отечественной войны в СССР была объявлена всеобщая мобилизация. На смену погибшим воинам вставали другие, среди которых были и вчерашние школьники, и совсем ещё дети.
Слайд 6.
Ученики исполняют песню Булата Окуджавы «До свидания, мальчики!»
Учитель: События военных лет нашли отражение в музыкальных произведениях. Среди них есть песня, которую по силе духа можно поставить в ряд лучших произведений эпохи Великой Отечественной войны, даже с такой могучей симфонией, как «Ленинградская». Назовите эту песню. («Священная война» – муз А. Александрова, стихи Вас. Лебедева-Кумача).
Слайд 7.
О том, какое впечатление произвела песня при первом её исполнении, вспоминал поэт-очевидец А.Сурков: «Это было в начале июля 1941 года в Москве на Белорусском вокзале. Продымленный махоркой вокзал… Эшелоны уходят на фронт… Заунывно перекликаются паровозные гудки… В зале ожидания Краснознаменный ансамбль даёт концерт отбывающим воинским частям.
Солдаты и офицеры в походном снаряжении расположились на чемоданах. Суровые лица. Сдвинутые брови. В глазах – тревога за Родину, за покинутый любимый дом… И вот подымается рука руководителя ансамбля – профессора Александрова. Как воинская присяга звучит песня. Как клятва воинов: драться до последней капли крови, до последнего дыхания. И все бойцы как один поднимаются с мест. Стоя, слушает воинская часть эту песню. Песня утихла, но зал требует повторения. Пять раз повторяет ансамбль «Священную войну» в благоговейной тишине, и по окончании её «ярость благородная» наполняет до краев сердца бойцов и командиров, едущих на запад, чтобы громить врагов».
Исполнение песни «Священная война» - mp3.
Слайд 8.
На фоне Седьмой (Ленинградской) симфонии Дм. Шостаковича.
Учитель: Под мощным напором вражеского металла и огня Красная Армия с ожесточенными боями и огромными потерями отступала все дальше на восток.
По замыслам Гитлера город Ленинград должен был быть одним из первых стерт с лица земли.
В начале сентября 1941 года враг прорвался к Ладожскому озеру, отрезав Ленинград от остальной части страны. Блокада продолжалась 900 долгих и страшных дней. Из них 600 дней город подвергался интенсивному артиллерийскому обстрелу.
От разрывов рвущихся снарядов, от голода и холода во время блокады погибли более миллиона мирных жителей города.
Слайд 9:
Ученик Учитель: Стихотворение Анны Ахматовой «А вы, мои друзья».
Ученики исполняют песню Вадима Егорова «Облака».
Слайд 10.
Учитель:
В страшные военные годы люди испытывали величайшее напряжение как физическое, так и моральное. Огромной поддержкой и источником силы и веры для них являлась любовь родных и близких.
Ученик – Стихотворение Константина Симонова «Жди меня»
Ученики исполняют песню А. Суркова «В землянке».
Слайд 11:
Сообщение учащихся по материалам школьного музея «Рожденные бурей»:
Не остались в стороне от общего дела защиты Родины и наши з е м л я к и.
Из их числа на территории района была сформирована 85-ая Гвардейская Рижская Краснознаменная стрелковая дивизия, славный боевой путь которой отражен в материалах нашего школьного музея «Рожденные бурей».
Обычным явлением в военное время был сбор металлолома и макулатуры. Вырученные средства передавались в фонд обороны.
Силами наших земляков собраны денежные средства на самолет «Вахтан».
Слайд 12-15:
Отважно и упорно сражались наши земляки на фронтах Великой Отечественной, не щадя своих жизней. Из четырех Героев Советского Союза района двое – вахтанцы: Кодочигов Михаил Филиппович и Рогожников Николай Алексеевич. К сожалению, их уже нет в живых. Всего за годы войны погибли более 600 жителей нашего поселка. Среди них 2 директора и 29 выпускников нашей школы. Вечная им слава!
Учащиеся исполняют песню Булата Окуджавы «Нам нужна одна победа» из к/ф-ма «Белорусский вокзал».
Слайд 16.
Учитель:
В результате ожесточенных кровопролитных боев в ноябре 1941 года враг был остановлен на подступах к Москве. А 5 декабря 1941 года Красная Армия перешла в контрнаступление. И пусть до победы было ещё очень далеко, но русские люди уверовали в свою силу, которая помогла им выстоять в этой страшной войне.
Слайд 17.
Ученик – Стихотворение Алексея Суркова «Утро Победы»
Слайд 18:
Ученики исполняют песню Д. Тухманова «День Победы» – mp3.
Слайд 19:
Звучит песня В. Мурадели «Бухенвальдский набат» – на пластинке.
Итог урока:
Учитель: Наш урок – своеобразная «музыкальная композиция», посвященная Дню Победы, не только прославляющая силу победившего Советского государства, но и напоминающая о том, что в мире ещё неспокойно, что мир нужно беречь. А для этого мы должны помнить, какой дорогой ценой досталась нам Великая Победа.
Отгремела война, свой кровавый собрав урожай.
Сколько лет пронеслось, сколько новых забот пережито!
Время мчится вперед, время к новым спешит рубежам,
Но никто не забыт!
И навеки ничто не забыто!