Урок обучения грамоте в 1-м классе "Белоснежка и семь гномов"

Разделы: Начальная школа


ИНТЕГРАЦИЯ ПРЕДМЕТОВ: чтение и письмо

МАСТЕР-КЛАСС для воспитателей детского сада

Тема: «Обучаемся грамоте»

Цели урока:

  • способствовать развитию фонематического слуха, развивать  умение слышать мягкие и твердые согласные звуки, делить слова на слоги, определять их количество, умение определять место ударения в слове, развивать умение производить звуко-буквенный анализ слова;
  • закрепить умение правильно составлять предложения, выделять в предложении главные члены;
  • развивать речь, мышление, внимание, воображение, память, наблюдательность;
  • воспитывать трудолюбие, взаимовыручку, интерес к русскому языку.

Оборудование: костюм Белоснежки, иллюстрации Гномов, магнитофон, кассета, презентация (приложение), мультимедийный проектор.

Ход мероприятия

I. Организационный момент.

(слайд 1)

Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
В путешествие пойдем,
В страну сказок попадем.
Слушай, думай, наблюдай,
Сказку нашу отгадай.
Глазки дружно закрывайте,
Сказку в душу пропускайте.

(Звучит музыка)

За горами, за лесами,
За широкими морями,
В чудном домике своем
Живут гномы всемером.
С ними поселилась я.
Ну-ка, открывай глаза!

(Появляется Белоснежка)

(слайд 2)

- Я рада приветствовать вас в сказочной стране. Ребята, а как меня
зовут, кто знает? (Белоснежка)

- Из какой сказки я к вам пришла? (« Белоснежка и семь гномов»)

II. Постановка целей и задач.

Отгадали вы меня,
Вы правы, Белоснежка – это я.
Живу у гномиков своих,
А кто мне скажет
Сколько их? (7)

(слайд 3)

Мои гномы – шалунишки,
Поиграть они хотят.
Никогда им не встречалось,
Столько умненьких ребят!

- Ребята, поиграем с гномами? Если мы правильно выполним 7 заданий гномов, то узнаем, чо-то очень важное о себе.

III. Чистописание.

(помогает провести гномик Док)

- Откройте прописи на с.25.

- Отправляемся к первому гному. А зовут его Док. Он нам предлагает свое задание.

(слайд 4)

(слайд 5)

- Найди лишний предмет (обрати внимание на первый звук).

- Букву, с которой начинается название лишнего предмета, красиво запишем.

Л л (образец написания на доске)

ДЕТИ:

Тетрадь с наклоном положу,
Ручку правильно держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.

(пишут 1 раз)

(слайд 6)

- Найди лишний предмет (обрати внимание на последний звук).

- Букву, которая пишется последней в названии лишнего предмета, запишем.

Н н (образец написания на доске )

(пишут 1 раз)

- А теперь чередуя строчку до конца.

- С заданием справились, получаем от гномика первый волшебный сундучок.

М

IV. Звука - буквенный анализ слова. Словарная работа.

(помогает провести гномик Весельчак)

(слайд 7)

- Гномик Весельчак тоже приготовил для вас интересное задание.

- Положите перед собой перфокарты.

(слайд 8)

- Произнесите слова – названия предметов слева направо по порядку.

- Напишите в кружочках, сколько в слове букв, а в квадратах – сколько звуков.

- Какое из этих слов пишется не так как слышится? (яблоко)

- Это словарное слово, его написание нужно запомнить.

(карточка с написанием слова)

- Запишите слово 1 раз .Определите количество гласных, разделите на слоги и поставьте знак ударения.

- С заданием справились. От Весельчака получаем второй волшебный сундучок.

О

V. Деление слов на слоги. Сочетания жи-ши.

(помогает гномик Соня)

(слайд 9)

- А вот и Соня. Его задание следующее.

(слайд 10)

- Назовите предметы.

- Сколько слогов в каждом слове?

- Назовите слово, в котором встретилось знакомое нам правило.(лыжи)

- Запишите слово, подчеркните сочетание жи.

- Задание выполнено. Это волшебный сундучок от Сони.

Л

VI. Звуковая схема слова. Словарная работа.

(помогает гномик Чихун)

(слайд 11)

- Гномик Чихун приглашает вас выполнить следующее задание.

(слайд 12)

- Назовите предмет.

- Составьте схему к слову.

- Запишите, обозначьте гласные, слоги и ударение.

- Сундучок от Чихуна.

О

VII. Соотнесение звуковой схемы к слову.

(помогает гномик Ворчун)

(слайд 13)

- Гномик Ворчун уверен, что вы с удовольствием выполните его задание.

- Произнесите слова – названия предметов, которые видите на экране.

(слайд 14)

- Подберите подходящую схему к каждому слову.

- Запишите слова . «Опасные» места спрашивайте. (Либо орфографический словарик)

- Ворчун тоже с сундучком.

Д

VIII. Схематическая запись предложения.

(помогает гномик Простак)

(слайд 15)

- С нами гномик Простак. Его задание следующее.

(слайд 16)

- Прочитайте предложение.

- Сколько в нем слов?
- Нарисуйте схему предложения.

- Запишите предложение, сделайте проверку

- Найдите главные члены в предложении. Подчеркните.

- Сундучок от Простака.

Ц

IX. Составление и разбор предложения.

(помогает гномик Тихоня)

(слайд 17)

- В уголочке кто сидит?
Тихо что-то говорит?

- Да это же гномик Тихоня. Он никак не может составить предложение из слов. Поможем?

(слайд 18)

- Слова в предложении перепутались.

- Расставь их по порядку. (работа на 2 варианта)

- Переберите все варианты, лучший из них, на ваш взгляд, запишите в прописи.

- Проверка: 1в.- Какое это предложение по интонации?

- Что мы должны помнить об оформлении предложения на письме?

2 в.- Как вы напишите слово Саша, если оно будет стоять в середине предложения? Почему?

- Последний сундучок по праву достается вам от гномика Тихони.

Ы!

- Прочитайте на сундучках, что вам хотят сказать гномы? (молодцы!)

(слайд 19)

X. Итог.

- Подошло к концу наше путешествие, которое показало, что вы молодцы!

- Кому из вас понравилось путешествовать?

- Кто бы хотел его продолжить?

- Какое настроение осталось у вас после встречи со сказками?