Цель.
- Познакомить с невидимой пищевой сетью и невидимой пирамидой дубового леса.
- Развивать познавательные интересы, наблюдательность.
- Воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование. Учебники, тетради, конверты с наборами шаблонов листьев деревьев нашего края, таблица «С кем дружит дуб?», «с кем дружит осина», звукозапись «Путаница», иллюстрации животных, растений, «пирамида», «пищевая сеть», природа ПМР.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания. (приложение 1)
На прошлом уроке мы говорили о делении на группы животных по особенностям питания.
Учащимся первого ряда предлагаю выполнить тестовое задание на отметку.
Фамилия __________________________________.
- Животные, которые питаются растительной пищей, называются ______________________.
- Животные, которые едят насекомых, называются _____________________.
- Животные, которые охотятся на других животных, называются ______________________.
- Животные, которые едят растительную и животную пищу, называются ______________________.
- Цепи питания начинаются с _______________________________________.
- Восстанови цепи питания:
- Зоология - это наука о ___________________.
Остальные учащиеся прослушают рассказы – 1) Цепи питания; 2) Доброе слово о хищниках. Дополняют ответы.
III. Сообщение темы урока.
На прошлом уроке мы составляли цепи питания. Первым звеном одной из цепи было растение, отгадайте, какое?
И высок я, и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок,
Ничего, что плод мой мелок. (Дуб)
Сегодня вы узнаете, с кем дружит дуб, что такое невидимая сеть питания и из чего состоит невидимая пирамида. Запись темы.
IV. Рассказ учителя. Во время рассказа учитель прикрепляет к изображению дуба картинки с животными и птицами. (Включается запись пения птиц.) После рассказа ответите на вопросы учителя. Будьте внимательны! Работа в тетрадях. Отвечая, ученики выбирают ответ с нужной буквой.
Местность, где растут красавцы-дубы, называют – дубравой. Дубы стоят друг от друга далеко. Под коренастыми дубами – тень, на полянках – свет. В тени мало растительности, зато на солнечных полянках и высокая трава, и густые кусты – орешник, шиповник, боярышник. Дуб – дом пятиэтажный. На каждом из пяти этажей – квартиры и в каждой – свои жильцы. Птице и зверю здесь раздолье. Даже на стволе селятся грибы, лишайники, жуки и личинки.
На первом этаже - под землей живут мыши, кроты, землеройки. На втором этаже живут еж, заяц, косуля, кабан, кормом которым служат кора и желуди. На третьем гнездятся рябчик, глухарь, тетерев. Четвертый населяют белки, дятлы да прилетают за желудями шумные сойки с голубыми пятнышками на крыльях, наедятся досыта да еще с собой про запас прихватят. Пятый этаж населяют иволги и строят свои гнезда хищники канюк, ястреб. Дуб – одно из распространенных деревьев Приднестровья. Иллюстрация дубрав нашей местности.
- Как называют местность, где растут дубы? |
|
(дубрава, дубняк) |
|
О,А |
- Сколько этажей можно рассмотреть у дуба? |
|
(три, пять) |
|
Т, Д |
- Кто населяет первый этаж? |
|
(птицы, мыши ) |
|
Л, Р |
- Что служит кормом кабанам? |
|
(кора, желуди) |
|
И, Ы |
- Какая птица делает запас желудей? |
|
(ястреб, сойка) |
|
Ч, Щ |
- Где строит гнездо иволга, канюк, ястреб? |
|
(внизу, вверху) |
|
Н, М |
- Какое самое распространенное дерево в ПМР? |
|
(кедр, дуб) |
|
О, А |
Если вы правильно ответили на вопросы учителя, у вас получилось слово. (О Т Л И Ч Н О)
К уроку труда вы собирали плоды дуба и дубовые листочки, где в нашем городе растут дубы?
V. Практическое занятие.
Конечно, вы знаете, как выглядят листья дуба? У вас конверты, в которых лежат листья с деревьев нашего края. Сможете ли вы назвать деревья по листьям.
Интересные сведения о дубе вы сможете сообщить друг другу, прочитав их на дубовых листьях. Будьте внимательны! После ответов, скажите, что узнали нового об этом дереве? Читают стоя.
- Листья дуба распускаются очень поздней весной, но долго удерживаются на ветках осенью.
- Кора дуба используется для производства изделий из кожи, кораблестроении.
- Кора дуба используется в медицине, как противовоспалительное средство.
- На листьях дуба можно обнаружить вздутия – галлы. Их используют для изготовления красителей.
- Из семян дуба можно получить муку или крупу, специальный желудёвый кофе.
- В мире насчитывают 600 видов дубов.
- В нашей местности распространен черешчатый дуб или летний.
- В России насчитывают 20 разновидностей дуба.
- Дуб в переводе с латинского языка означает красивое крепкое дерево.
- Высота дуба обычно достигает 40-50 м в высоту. Диаметр дуба от 100 см до 150 см.
- Дубовые листья – хороший корм для дубового шелкопряда – поставщика натурального шёлка.
- Дуб – одно из самых долговечных растений, живет 500-1000 лет. Но в первые годы растет очень медленно.
- Быстро расти дуб начинает с 8-10 летнего возраста. Плоды появляются только в возрасте 20-30 лет.
Что нового вы узнали о дубах?
VI. Разминка.
Ветер тихо дуб качает, вправо, влево наклоняет
Раз наклон, наклон и тут, зашумел листвою дуб.
Дует ветер нам в лицо, закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише, ветки ниже, ниже, ниже.
VII. Работа с учебником.
Сегодня мы выясняем, с кем дружит дуб. Работая со статьями учебника, мы выясним, невидимые сети и пирамиды питания обитателей дуба. Узнаем, что такое экологическая пирамида.
Откройте учебник на с. 100.
Читают сильные ученики. Кто связан с дубом напрямую, а кто косвенно?
Чтение на с. 102. Составьте цепи питания по рисунку. Такую же таблицу вывешивает учитель.
Работа в тетради. Запишите определение. Сеть питания – переплетение цепей питания между собой.
VIII. Закрепление.
Отгадайте загадки.
В золотой клубочек спрятался дубочек. (Жёлудь).
Эта маленькая крошка, рада даже хлебной крошке.
Потому что до темна в норке прячется она. (Мышь).
У нее глаза большие, хищный клюв всегда крючком.
По ночам она летает, спит на дереве лишь днем. (Сова).
Учитель выставляет картинки с изображением желудя, мыши, совы на карте пирамиды. Составьте из этих карточек цепь питания в тетради. Объясните порядок расположения. (Жёлудь – мышь – сова.)
Чтение текста «Невидимая пирамида» с.103.
Что изучает наука экология? Наука о взаимосвязях между живыми существами и окружающей средой.
Экологическая пирамида – соотношение между растениями и животными.
IX. Сказка в записи.
В природе все взаимосвязано. Если нарушится одно из звеньев, исчезнут животные, растения, входящие в цепь питания.
Послушайте сказку «Путаница». Прослушав, ответьте на вопрос: почему, если у зайца не окажется врагов, им станет хуже, а не лучше.
X. Правила друзей природы.
Экология – это наука о взаимосвязях между живыми существами и окружающей средой. Чтобы дуб мог нас радовать своей красотой и выполнять главную функцию – обогащение кислородом, какие вы назовете правила «друзей природы»?
В тетради учащиеся находят значки-рисунки и формулируют правила.
- не ломать ветки.
- не жечь костры.
- ходить по тропинкам.
- не вытаптывать редкие растения.
- не оставлять после себя мусор.
- не разорять птичьи гнезда.
Выразительное чтение стихотворения об охране природы.
XI. Итог урока. Домашнее задание.
Выставление отметок.
Чтение, пересказ с. 100 – 104.
С. 104, з.2.