В настоящее время существуют две системы подготовки детей в начальной школе: традиционная и развивающая. Внутри каждой есть своя классификация.
К традиционной программе относятся программы: «Начальная школа XXI века», «Школа 2100», «Школа России», «Гармония», «Перспективная начальная школа», «Классическая начальная школа», «Планета знаний», «Перспектива».
К развивающим системам отнесём 2 программы: Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова.
Развивающее обучение – особый вид обучения, характеризующийся специфическим подходом к определению и реализации целей его содержания, технологии и взаимодействия участников учебного процесса.
Но не стоит «покупаться» на красивое название «развивающая» и отрицать «традиционную» систему. Это всего лишь названия.
В условиях сосуществования разных систем образования происходит существенное совершенствование традиционной системы обучения.
Многие традиционные системы (например, «Гармония», «Начальная школа ХХI века» и «Школа 2100») были в последние годы переработаны так, что в них реализованы идеи развивающего обучения.
Учебная деятельность младших школьников в настоящее время осуществляется в условиях вариативности начального общего образования. Вариативные программы обучения призваны обеспечить реализацию обучения, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей психофизического развития ребенка.
В одной школе в разных классах могут применяться разные системы. Вне зависимости от системы ученик имеет возможность получить одни и те же знания, предполагаемые государственным стандартом. Задания повышенной трудности, которые ассоциируются только с развивающими системами, есть во всех комплектах, но не являются обязательными для усвоения.
Но следует знать, что успешное обучение возможно только в том случае, если учителю удается пробудить интерес к изучаемому предмету и не только пробудить, но и систематически поддерживать его.
В связи с этим возникает задача, о всестороннем и тщательном, изучении способов получения информации.
Поскольку в настоящее время человечество находится в состоянии перехода к единому информационному пространству, информатизация образования рассматривается, как необходимое условие развития современного грамотного члена общества.
Большую роль в современном уроке играет компьютер, который позволяет учителю, используя мультимедийную систему, достичь более высокого уровня наглядности, расширяет возможности активизации деятельности учащихся, повышает действенность живого слова учителя, которыми в настоящее время многие школы оснащаются. Такая система с успехом может заменить киноаппарат, диапроектор, кодоскоп, проигрыватель или магнитофон. Мультимедиа, позволяет учителю готовить презентации к урокам и внеклассным мероприятиям, вовлекать в этот процесс детей и их родителей. Осуществлять демонстрацию видеофильмов или их фрагментов, готовить слайд-шоу.
Применяется компьютер и как помощник для создания опорных конспектов, печатных материалов, рисунков, схем-таблиц.
Использование компьютеров требует соединения традиционных форм обучения с нетрадиционными, при этом необходимо планировать урок с учетом оптимального распределения времени между общением, возможностями учеников и технологией обучения на разных этапах урока.
Внедрение информационных технологий повышают динамику урока, наглядность, информативность, позволяет возбудить интерес к получаемым знаниям и развивает интеллект и творческие способности учащихся.
Я считаю, что компьютерные технологии открывают совершенно новые, еще не исследованные технологические варианты программного обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров и телекоммуникаций.
Но не все так просто, ведь у нас не все педагоги владеют различными методиками преподавания, а в большей степени не владеют мультимедийными устройствами и далеко не все школы имеют оборудованные по последнему слову техники рабочее место учителя. А эти и многие другие факторы, несомненно, в дальнейшем повлекут за собой ряд негативных моментов, таких как:
- нарушение единообразия образовательного пространства в начальной школе;
- повышение учебной нагрузки младших школьников, отрицательно сказывается на их здоровье и мотивации к учению.
Помимо этого, ряд учебно-методических комплектов не имеет единого теоретического и методологического основания, а, следовательно, при реализации комплекта учитель ориентирован на использование противоречащих, а порой взаимоисключающих образовательных технологий.
Что приведет к известным трудностям обучения в 5—7 классах.
Поэтому вопросы материального оснащения школ, обучения педагогических кадров новым методикам преподавания с использованием информационно коммуникационных технологий при переходе к развивающей системе обучения должны стать приоритетными.