Игра – основной источник знаний для ребенка. Она выполняет две главные функции: во-первых, через игру Ребенок познает мир и развивает умственные способности; во-вторых, во время игры находят выход энергия и эмоции ребенка.
Возраст 6-7 лет идеально подходит для сюжетно-ролевых индивидуальных и коллективных игр. Спортивные игры развивают психомоторные способности ребенка. Разгадывая ребусы, загадки и кроссворды, дети развивают внимательность память, расширяя свой словарный запас. Мозаика и конструкторы развивают аналитические способности ума и моторику пальцев. Мастеря игрушки, дети развивают воображение и творческие способности.
Игры наших школьников с возрастом различаются, в их играх почти нет взрослых и на первый план выступают правила игры и младшие школьники не просто могут играть в игру с правилами, но и трансформируют любую игру в игру с правилами – до сюжета игры – дети разыгрывают такие сюжеты, которые их мало интересовали в то время, когда они были дошкольниками (игры «в школу», игры «в телевизионное шоу» и даже игры в «политические события»). А в самих сюжетах младшие школьники начинают обращать внимание на детали, которые раньше оставались за рамками их игр. К примеру в игре «в школу» важным оказывается содержание уроков, а не отметки и взаимодействие учителя и учеников, как у дошкольников.
Таким образом, правило оказывается ведущим в играх младших школьников. Это означает, что для учащихся начальных классов при реализации их игр нет необходимости ни в особых атрибутах, ни в специальной одежде, ни в специальном игровом пространстве. В тоже время это предполагает, что за любыми правилами в игре у младших школьников присутствует воображаемая ситуация, которая при необходимости может быть развернута и реализована.
Однажды Д.Б. Эльконин и его сотрудница попробовали ознакомить детей с измерением как понятием и как действием через игру «в магазин». Когда все дети поняли, как и что можно измерять, взрослые снова предложили поиграть в магазин, где дети должны были стать продавцами. На первую же просьбу покупателя (взрослого) отмерить для него восемь метров ткани ребенок, не используя ни портняжный сантиметр, ни специально сделанный метр, взял ткань и отдал ее покупателю, не забыв при этом попросить взамен деньги. На подсказки взрослого (типа ты уверен, что здесь восемь метров и мне хватит на костюм и т.п.), ребенок убежденно говорил: «Хватит», «Все в порядке». Когда же взрослый напрямую спросил, почему «продавец» не отмерил с помощью метра нужное количество ткани, ребенок ответил: «Ну, я как будто отмерил».
Данный пример свидетельствует, что пока ребенок не наигрался в полной мере в тот или иной сюжет, игра не может использоваться как средство обучения детей.
Качественное отличие младших школьников от дошкольников состоит прежде всего в том, что младшие школьники являются теоретиками, а дошкольники практиками, подчеркивал Д.Б. Эльконин. Иллюстрируя свою мысль, он приводил данные одного эксперимента. Ребенку предлагали провести куклу «Красная шапочка» к бабушке. Кукла передвигалась с помощью четырех кнопок, на которые следовало нажимать, чтобы провести куклу через сложный лабиринт. Дошкольники, как правило, действовали путем проб и ошибок. После того как кукла благополучно приходила к домику бабушки, взрослый менял лабиринт, и ребенок снова и снова повторял свои предыдущие ошибки, исправлял их и снова ошибался. Это повторялось и в третий, и в четвертый раз.
Младшие школьники в отличие от дошкольников действовали по-другому. Они концентрировали свое внимание не на кукле и бабушкином домике, а на кнопках. Некоторые из них даже просили временно убрать лабиринт. Они учились двигать куклу с помощью кнопок. Зато после этого дети легко справлялись с любым лабиринтом, который им предлагали.
Особенности поведения дошкольников, которым было важно довести куклу до бабушки, то есть достичь цели, Д.Б. Эльконин связывал с практической позицией, а вот способность обращать внимание на способ деятельности, по его мнению, свидетельствует о теоретической позиции, впервые появляющейся только у младших школьников.
Становлению теоретической позиции младшего школьника способствует характер тех игр, которые дети этого возраста реализуют в свободное время. В них наряду с условностью, свойственной играм дошкольников, появляется некоторый реальный результат. Например в любимой многими младшими школьниками игре в фанты эти фанты нужно реально посчитать, надо не «как будто», а по-настоящему выполнять те или иные правила. При игре «в почту» надо по настоящему прочесть или написать, кому адресовано письмо, и т.п. При этом дети могут использовать и свои знания – например, ребенок знает, как пишется его имя, и учится в процессе игры у взрослых или более умелых сверстников, как написать имя адресата. В любом случае ребенка иногда помимо игровых отношений, а иногда и вместо них, начинает занимать и интересовать способ выполнения той или иной деятельности.
Для становления и развития теоретической позиции младшего школьника очень важна игра с правилами. Мы уже неоднократно подчеркивали, что эта игра является наиболее сензитивной для младших школьников. Помимо того, что в игре с правилами на первый план выдвигаются правила, этот вид игры имеет еще две очень важные характеристики.
Игра с правилами в отличие от других видов игр имеет специальный подготовительный этап. Если проанализировать, как дети начинают играть в самые первые виды игр, то легко увидеть, что игровая деятельность часто возникает спонтанно. Например, малыш манипулирует с папиным ремнем (конечно, если у него нет отрицательного опыта, связанного с ним), и вдруг он становится ремнем или поездом, который едет к морю. Или собралась компания детей, и они договариваются (иногда далеко не сразу), что будут играть «в больницу», и тут же начинают игру, иногда даже роли распределяя в процессе самой игры. Совсем по-другому обстоит дело с игрой по правилам. Дети решают играть в классики и в первую очередь выясняют, как они будут играть: например, если кто-нибудь попал битой на черту, то он будет начинать сначала или может продолжать в зависимости от того, на коком ходе раньше он сделал ошибку.
Для того чтоб понять, что дает теоретическая позиция младшим школьникам, обратимся к одному психологическому исследованию. Детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста просили научить взрослого складывать лодочку из бумаги. При этом необходимо отметить, что перед началом эксперимента взрослый убеждался, что все дети владеют этой несложной системой операций, то есть умеют складывать лодочку. Однако с заданием научить этому взрослого справились далеко не все дети. Одна группа детей с упоением складывала лодочку, не обращая внимания на взрослого и его действия.
Теоретическая позиция и ее предпосылки, и истоки возникают в конце старшего дошкольного – начале младшего школьного возрастов. Что происходит с ней на протяжении младшего школьного периода развития?
Первое, что хочется сказать при ответе на этот вопрос: «Ничего», - если не строить психологически адекватное обучение младших школьников. К большому сожалению, нередко это так и бывает. Более того, если у ребенка к началу обучения в школе теоретическая позиция так и не сложилась, то она у большинства учащихся так и не складывается. Дети бывают озабочены тем, сколько у них пятерок, сходится ли у них ответ задачи с учебником, то есть решают учебные проблемы с помощью алгоритмов, а не в подлинной учебной деятельности.
Дети, у которых теоретическая позиция была сформирована к началу обучения в школе, но не претерпела изменений, испытывают проблемы и трудности в средней школе, так как этот образовательный этап предполагает сформированную учебную деятельность или умение детей учиться.
Основным лозунгом последней реформы образования был лозунг построения личностно ориентированной системы образования. Он сменил другой лозунг, господствовавший в 70-е – 80-е годы, когда результатом образования виделась всесторонне и гармонично развитая личность. Несмотря на схожесть формулировок, они качественно отличны друг от друга. Так, лозунг всесторонне развитой личности касается результатов образования, никак не определяя пути и особенности его построения. Поэтому школьная программа содержала большое количество самых разнообразных дисциплин (ведь личность должна была быть всесторонне развитой), а проблема организации специализированного обучения (школ с углубленным изучением иностранных языков, математики и т.п.) решалась за счет увеличения часов нагрузки на учеников.
Задача построения личностно ориентированного обучения, с одной стороны, фиксирует, что применявшаяся стратегия и тактика формирования всесторонне развитой и гармоничной личности на деле не привела к каким-либо существенным изменениям в личностном развитии детей, и, с другой стороны, если мы хотим получить всесторонне развитую личность, то, видимо, необходимо с самого начала строить личностно-ориентированное обучение.
Как же можно сделать ребенка центром педагогического процесса и источником собственного обучения? Прежде всего, обучение должно строиться на основе возрастных психологических особенностей детей. Именно поэтому мы в большинстве лекций данного курса говорили о психологических характеристиках младших школьников. Суммируя все ранее сказанное, попробуем выстроить некоторую модель личностно ориентированного обучения младших школьников. Младший школьник во многом психологически похож на дошкольника. Вероятно, именно поэтому многие дети в начале XX века начинали обучаться лишь в гимназии, куда брали ребенка начиная с 9-10 лет, то есть собственно начальную школу значительное количество детей проходили дома, с гувернерами и репетиторами – студентами и гимназистами старших классов. Что отличало такое обучение? Прежде всего, его тесная связь с реальной жизнью и проблемами ребенка. Обучающий хорошо знал проблему и интересы младшего школьника и поэтому строил обучение, опираясь на личный опыт ребенка. Это помогало осуществлять неотчужденное обучение – обучение, с помощью которого маленький ученик мог решать собственные проблемы – как написать письмо-записку папе или другу, уехавшим на лето далеко за границу, как посчитать, сколько денег надо еще накопить, чтобы купить понравившуюся книгу или игрушку, как перевести с иностранного языка поздравление, написанное на открытке, полученной к празднику, и т.п. Любое неотчужденное обучение всегда будет носить личностно ориентированный характер. Если ребенку нужно что-то написать или посчитать, и он просит взрослого помочь ему – показать, как пишется та или иная буква или как проверить верность решенной им задачи, - то не нужно ничего особенного предпринимать, чтобы он запомнил это, чтобы он мог использовать новую информацию в самых разных ситуациях. Как правило, ребенок довольно быстро и качественно усваивает предложенный ему материал.
Соответственно при построении личностно ориентированного обучения в младшем школьном возрасте учителю необходимо уметь строить неотчужденное обучение. Механизм построения этого обучения связан с трансформацией реактивного обучения в спонтанное. Именно поэтому в младшем школьном возрасти необходимо использовать разные формы игровой деятельности, правда, при этом, отдавая себе отчет в том, что это будет относиться лишь к тем, кто достиг психологического возраста, получившего в психологии наименование «младший школьный». То есть, другими словами, использование игры в качестве средства обучения возможно тогда, когда ребенок уже наигрался и может реализовать игровые действия в вербальной форме.
Таким образом, организованное обучение младших школьников позволяет решить еще две задачи. Во-первых, выделяя разные проблемы из событий, ребенок волей-неволей учится структурировать реальные события и имеющуюся в них информацию и классифицировать ее по разным основаниям. Другими словами, ребенок в таком обучении овладевает произвольными формами внимания. Помимо этого, он осмысляет и запоминает предложенный ему в такой форме новый материал.
Организация личностно ориентированного обучения в младшем школьном возрасте требует учета еще одной психологической особенности детей этого возраста. Вспомните, что делают многие младшие школьники, приходя из школы, домой: они начинают играть в школу. При этом в такой игре им очень важно научить своих «учеников» тому, чему их самих только что учили в школе. В качестве учащихся у таких детей могут выступать бабушки или дедушки, если только они согласны играть роли учеников; меньшей популярностью пользуются игрушки, потому что в этом случае надо быть самому и учителем, и учеником одновременно. Но самыми лучшими учениками у младших школьников являются дошкольники, которые с большим удовольствием учатся у своих старших друзей. У современных младших школьников часто нет младших сестер и братьев, а если они и есть, то они ходят в детский сад и встречаются со старшими только вечером, часто пред телевизором. Вечером же у младших школьников и пыл пропадает, и яркие школьные впечатления вытесняются скучными домашними заданиями и другими делами.
Постановка младшего школьника в позицию учителя позволяет создать условия для развития у них теоретической позиции: ведь, обучая другого, ребенок должен будет выделить способ выполнения той или иной деятельности и структурировать его, найти адекватные способы передачи своим ученикам.
Наконец, такая организация обучения позволяет заменить сегодняшние трудоемкие, домашние задания, которые, кстати сказать, далеко не всегда эффективны (вспомните еще раз Витю Малеева). Когда ребенок обучает другого тому, чему его учили в школе, он вольно или невольно не просто повторяет пройденное, но осмысливает и запоминает его, рефлексирует собственное понимание (кстати, это хороший способ диагностики уровня знаний).
Организация обучения учащихся начальной школы, ориентированная на психологические и личностные особенности младших школьников, приведет к тому, что дети научатся учиться, смогут использовать эту способность в средней и старшей школе, а главное – то желание, с которым многие малыши идут в школу, у них не только не пропадет, но и умножится.