Самостоятельные работы при изучении темы "Системы счисления"

Разделы: Информатика


При изучении темы «Системы счисления» целесообразно проводить самостоятельные работы. Самостоятельную работу №1 можно проводить после того, как изучили представление чисел в различных позиционных СС, перевод чисел из одной СС в другую. Самостоятельная работа №2 проводиться после изучения арифметики в позиционных СС и систем счисления, используемых в ЭВМ (с основанием 2n).

Цели:

  1. Образовательная - проверить знания и умения учащихся, осуществить промежуточный контроль, проанализировать и откорректировать ошибки;
  2. Развивающая – продолжить обучение интеллектуальным приемам самостоятельной познавательной деятельности (выделение главного, систематизация знаний);
  3. Воспитательная – воспитывать интерес к предмету, любовь к познанию, трудолюбие, аккуратность.

Самостоятельная работа № 1 

Вариант I
  1. Разложите числа по степеням:
    а) 83410 с основанием 10; б) 132,014 с основанием 4.
  2. Переведите числа в 10СС:
    а) 210213; б) 10,1112.
  3. Переведите числа из 10СС:
    а) 21110→ 16СС; б) 0,2510→ 2СС; в) 14,12510→8СС.
Вариант II
  1. Разложите числа по степеням:
    а) 521310 с основанием 10; б) 11011,1012 с основанием 2.
  2. Переведите числа в 10СС:
    а) 2101213; б) 11011,1012.
  3. Переведите числа из 10СС:
    а) 4510→ 3СС; б) 0,62510→ 2СС; в) 72,12510→ 7СС.
Вариант III
  1. Разложите числа по степеням:
    а) 7251,3210 с основанием 10; б) 130211,24 с основанием 4.
  2. Переведите числа в 10СС:
    а) 2213;     б) 1101,102.
  3. Переведите числа из 10СС:
    а) 32310→ 8СС; б) 0,62510→ 2СС; в) 31,510→ 5СС.
Вариант IV
  1. Разложите числа по степеням:
    а) 32712,510 с основанием 10; б) 10210,023 с основанием 3.
  2. Переведите числа в 10СС:
    а) 34116;    б) 1101,012.
  3. Переведите числа из 10СС:
    а) 53210→ 7СС; б) 0,810→ 4СС; в) 72,7510→ 2СС.
Вариант V
  1. Разложите числа по степеням:
    а) 9135,8610 с основанием 10; б) 11011,113 с основанием 2.
  2. Переведите числа в 10СС:
    а) 3416;     б) 1110,0012.
  3. Переведите числа из 10СС:
    а) 16710→ 3СС; б) 0,687510→ 2СС; в) 72,62510→ 16СС.
                            Вариант VI
    1. Разложите числа по степеням:
      а) 4235,1510 с основанием 10; б) 123,0014 с основанием 4.
    2. Переведите числа в 10СС:
      а) 341,5416;           б) 1101,1112.
    3. Переведите числа из 10СС:
      а) 21610→ 8СС; б) 0,937510→ 2СС; в) 16,810→ 3СС.

    Самостоятельная работа № 2 

    Вариант I
    1. Переведите число из 10СС в 8СС и 16 СС, а затем проверьте результаты, выполнив обратный перевод: 1001111110111,01112.
    2. Сложите числа: 378 + 758.
    3. Вычтите: 10201,123 – 111,213. Проверьте результат вычитания сложением.
    4. Перемножьте числа: 1011012 × 1012.
    5. Разделите 100101102:10102, а затем проверьте результат, выполнив умножение делителя на частное.
    Вариант II
    1. Переведите число из 10СС в 8СС и 16 СС, а затем проверьте результаты, выполнив обратный перевод: 1110101011,10111012.
    2. Сложите числа: 1658 + 378.
    3. Вычтите: 10234,125 – 301,2425. Проверьте результат вычитания сложением.
    4. Перемножьте числа: 1111012 · 11,012.
    5. Разделите 100110101002:11002, а затем проверьте результат, выполнив умножение делителя на частное.
    Вариант III
    1. Переведите число из 10СС в 8СС и 16 СС, а затем проверьте результаты, выполнив обратный перевод: 10111001,1011001112.
    2. Сложите числа: 7,58 + 14,68.
    3. Вычтите: 101002 – 1112. Проверьте результат вычитания сложением.
    4. Перемножьте числа: 1011,112 · 101,12.
    5. Разделите 100110101002:11002, а затем проверьте результат, выполнив умножение делителя на частное.
    Вариант IV
    1. Переведите число из 10СС в 8СС и 16 СС, а затем проверьте результаты, выполнив обратный перевод: 1011110011100,112.
    2. Сложите числа: 1202,213 + 12,1013.
    3. Вычтите: 100,12 – 10,112. Проверьте результат вычитания сложением.
    4. Перемножьте числа: 1012 · 1111,0012.
    5. Разделите 100101102:10102, а затем проверьте результат, выполнив умножение делителя на частное.
    Вариант V
    1. Переведите число из 10СС в 8СС и 16 СС, а затем проверьте результаты, выполнив обратный перевод: 10111,11111011112.
    2. Сложите числа: 3450,278 + 12,6338.
    3. Вычтите: 1210,013 – 102,123. Проверьте результат вычитания сложением.
    4. Перемножьте числа: 1012 · 1111,0012.
    5. Разделите 100101102:10102, а затем проверьте результат, выполнив умножение делителя на частное.
    Вариант VI
    1. Переведите число из 10СС в 8СС и 16 СС, а затем проверьте результаты, выполнив обратный перевод: 1100010101,110012.
    2. Сложите числа: 1012,123 + 12,023.
    3. Вычтите: 71501,158 – 231,578. Проверьте результат вычитания сложением.
    4. Перемножьте числа: 1011,112 · 101,12.
    5. Разделите 100110101002:11002, а затем проверьте результат, выполнив умножение делителя на частное.

    Ответы к самостоятельной работе № 2

    Вариант I

    1) 11767,348; 13F7,716. 2) 1348. 3) 10012,213. 4) 111000012. 5) 11112

    Вариант II

    1) 1653,3648; 3AB,BA16. 2) 2248. 3) 4432,3235. 4) 11000110,012. 5) 11001112

    Вариант III

    1) 271,5478; B9,B3816. 2) 24,38. 3) 11012. 4) 1000000,1012. 5) 11001112

    Вариант IV

    1) 13634,68; 179C,C16. 2) 1222,0113. 3) 1,112. 4) 1001011,1012. 5) 11112

    Вариант V

    1) 27,76748; 17,FBC16. 2) 3463,1238. 3) 1100,123. 4) 1001011,1012. 5) 11112

    Вариант VI

    1) 1425,628; 315,C816. 2) 1101,213. 3) 70247,368. 4) 1000000,1012. 5) 11001112

    Ответы к самостоятельной работе № 1

    Вариант I
    1. а) 83410=8·102+ 3·101+4·100; б) 132,014=1·42+ 3·41+2·40+0·4-1+1·4-2.
    2. а) 210213=19610; б) 10,1112=2,87510.
    3. а) 21110=D316; б) 0,2510=0,012. в) 14,12510=16,18.
    Вариант II
    1. а) 521310=5·103+ 2·102+1·101+3·100; б) 11011,1012=1·24+ 1·23+0·22+1·21+1·20 +1·2-1+0·2-2+1·2-3.
    2. а) 2101213=58310; б) 11011,1012=27,62510.
    3. а) 4510=12003; б) 0,62510=0,1012. в) 72,12510=132,0606…7.
    Вариант III
    1. а) 7251,3210=7·103+ 2·102+5·101+1·100+ 3·10-1+2·10-2; б) 130211,24=1·45+ 3·44+0·43+2·42+1·41 +1·40+2·4-1.
    2. а) 2213=2510; б) 1101,102=13,510.
    3. а) 32310=5038; б) 0,62510=0,1012. в) 31,510=111,{2}5.
    Вариант IV
    1. а) 32712,510=3·104+ 2·103+7·102+1·101+ 2·100+5·10-1; б) 10210,023=1·34+ 0·33+2·32+1·31+0·30 +0·3-1+2·3-2.
    2. а) 34116=84810; б) 1101,012=13,2510.
    3. а) 53210=13607; б) 0,810=0,{30}4. в) 72,7510=1001000,112.
    Вариант V
    1. а) 9135,8610=9·103+ 1·102+3·101+5·100+ 8·10-1+6·10-2; б) 11011,113=1·34+ 1·33+0·32+1·31+1·30 +1·3-1+1·3-2.
    2. а) 3416=13310; б) 1110,0012=14,12510.
    3. а) 16710=200123; б) 0,687510=0,10112. в) 72,62510=48,A16.
    Вариант VI
    1. а) 4235,1510=4·103+ 2·102+3·101+5·100+ 1·10-1+5·10-2; б) 123,0014=1·42+ 2·41+3·40+0·4-1+0·4-2 +1·4-3.
    2. а) 341,5416=833,32812510; б) 1101,1112=13,87510.
    3. а) 21610=3308; б) 0,937510=0,11112. в) 16,810=121,210100…3.

    Использованные источники задач

    1. Информатика. Задачник-практикум в 2 т./ Под ред. И. Семакина, Е. Хеннера. Т.1. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001.
    2. Шауцукова Л.З. Информатика. Учебное пособие для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2000.