Цель урока:
- обобщить теоретические знания по теме «Лексика»
- обогащать словарный запас учащихся
- развивать способность самовыражения
- развивать интерес к отдельно взятому слову: изучить происхождение, строение, произношение, написание; рассмотреть слово в структуре словосочетания, предложений, небольшого текста.
- воспитывать бережное отношение к слову, чувство товарищества, внимательное, доброе отношение друг к другу.
Оборудование урока:
- Словари
- Дидактический материал
- Презентация
Ход урока
Вступительное слово учителя:
Язык – средство общения, с помощью которого мы выражаем свои мысли и чувства, обращаемся с вопросом, передаем, получаем информацию. Слово может быть добрым и злым, жестоким, коварным врагом. Мы говорим: «Слово – друг и враг, словом можно излечить и ранить». Посмотрите на эпиграф к уроку. Лев Николаевич Толстой говорил: «Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти».
– А как вы думаете, в каких жизненных ситуациях слово приносит нам пользу, а в каких вред? (ответы ребят)
Ребята, слово, в моём представлении,- живое существо, способное, как и человек, радоваться, грустить,обижаться,упрямиться. Как и у людей, у каждого слова свой нрав и характер, своя душа. Отличать слово доброе от слова злого нам помогает его смысл. Лексическое значение слова можно узнать, заглянув в толковый словарь.
Давайте, проведем игру
«Угадай слово»
Я читаю лексическое значение слова, а вы должны его угадать, записать и отметить добрые слова «+», а злые «-»
- Весна
- Солнце
- Циклон
- Раб
- Лыжи
- Время года, следующее за зимой и предшествующее лету.
- Небесное светило, вокруг которого обращается земля и другие планеты.
- Область устойчивого, пониженного атмосферного давления, которое характеризуется обильными осадками, сильным ветром.
- В рабовладельческом обществе человек, лишенный всех прав и средств производства и являющийся полной собственностью владельца.
- Плоские деревянные полозья для хождения, бега по снегу.
Проверка, объяснить орфограммы.
– Какие слова вы отметили «+», «-»? Почему?
– А теперь пофантазируйте и представьте, что произнесенное и записанное слово превратилось в магнит. Это слово-магнит может притягивать, присоединять к себе другие слова.
Запишите слова, которые могут притягиваться к «+» словам-магнитам (Притягивающие слова могут принадлежать к разным частям речи)
Проверка:
Ребята, обратите внимание, совсем, как в жизни, все доброе , «+» тянется к такому же доброму, светлому, Сегодня мы обратимся к одному слову, изучим его происхождение, строение, рассмотрим в структуре словосочетания, предложения, в произведениях художественной литературы, фольклора.
–Как вы думаете,
о каком слове мы будем говорить?
Отгадайте загадку:
Бурая корова через прясло глядит или
Красная девушка по небу ходит
Отправимся в путешествие.
Помогать нам будут словари. (выступление учащихся)
- Толковый словарь (лексическое значение слова, однозначное, многозначное). Употребляется в переносном значении (Приложение 1)
- Этимологический словарь Древнерусское слово (Приложение 1)
- Словообразовательный словарь(таблица) (Приложение 1)
- Соварь синонимов (дневное светило, солнцепёк) (Приложение 1)
- Фразеологический словарь (Приложение 1)
- Найти своё место под солнцем
- Есть правда под солнцем
- И на солнце бывают пятна (Приложение 1)
Слово «Солнце» в русском фольклоре
- пословицы и поговорки(выступление учащихся)
Собери пословицы (Приложение 2)
Объясни орфограммы, найдите слово с чередующей гласной в корне
- в загадках
- в легендах
- в сказках
- в песнях
Песня «Пусть всегда будет солнце» (музыкальная пауза) (исполняют все)
Слово «Солнце» в произведениях художественной литературы
Работа с псевдотекстом (карточки) (Приложение 2)
Слово в моём творчестве
Все маленькие да взрослые любят фантазировать. Фантазия от греческого слова- мечта, выдумка. У В. В Маяковского есть стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», в котором автор рассказывает о своей встрече с солнцем, о том, как солнце пришло к поэту в гости.
Пофантазируйте. Представьте, что вы превратились в солнце, что вы чувствуете, ощущаете. Запишите свои мысли в форме маленького рассказа или стихотворения (если сможете около 5-7 предложений)
Вывод урока:
Итак, ребята, мы с вами совершили увлекательное путешествие в слово «Солнце».
– С какими словами у вас ассоциируется слово «Солнце». Приклейте лучики к солнышку.
Вы хорошо сегодня поработали, и солнышко улыбается вам, радуется вашим успехам.
И урок я хочу закончить стихотворением В. Солоухина «Слово о словах»:
Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай – не спеши
Оно бывает то сурово,
То рождено теплом души.
Оно то жаворонком бьётся,
То медью траурной поет,
Покуда слово сам не взвесишь
Не выпускай его в полёт.
Им можно радости прибавить
И радость людям отравить,
Им можно лёд зимой расплавить
И камень в крошку раздолбить,
Оно одарит иль ограбит
Пусть ненароком, пусть шутя
Подумай, как бы им не ранить
Того, кто слушает тебя.
И сейчас, чтобы у каждого из нас было хорошее настроение, скажем доброе слово друг другу по цепочке.
Домашнее задание:
создать свой проект «Энциклопедия одного слова» (по выбору учащихся)