Развитие современного общества требует от человека информационно-коммуникативной компетенции. Наступила эпоха информационного общества. Необходимость новых знаний, информационной грамотности, умения самостоятельно получать знания способствовала возникновению нового вида образования – инновационного, в котором информационные технологии занимают одно из ведущих мест.
Использование современных информационных технологий и традиционных методических приемов на уроках в начальной школе позволяет достичь определенных целей:
- активизировать познавательную деятельность, повысить качество успеваемости школьников;
- повысить активность и инициативность младших школьников на уроке;
- повысить уровень комфортности обучения;
- развивать информационное мышление школьников, формировать информационно-коммуникационную компетенцию;
- овладение учащимися начальной школы навыками работы на компьютере с соблюдением правил безопасности.
При размещение в классе мультимедийного проектора появляется возможность проведения фронтальной работы с применением новых информационных технологий. Активная роль при проведении урока-презентации принадлежит учителю. Средства мультимедиа позволяют обеспечить наилучшую, по сравнению с другими техническими средствами обучения, реализацию принципа наглядности, которому принадлежит ведущее место в образовательных технологиях начальной школы. Кроме того, средствам мультимедиа отводится задача обеспечения эффективной поддержки игровых форм урока.
Работая с 1 классом, уроки-презентации можно проводить практически по всем предметам с самых первых дней пребывания ребенка в школе. Дети, придя в школу, еще не привыкли работать с учебником, а такой вид наглядности позволяет научить детей концентрировать внимание на определенном объекте. Малыши в этом возрасте очень любят мультфильмы, а яркие картинки и анимационные эффекты позволяют преподнести учебный материал на доступном для них уровне.
Овладев навыками работы с программой Power Point, я начала самостоятельно создавать уроки-презентации, позволяющие проиллюстрировать различные этапы урока. Мультимедийный проектор использую практически на каждом предмете. На уроках ИЗО – это демонстрация картин, фрагментов, элементов росписи. На уроках окружающего мира уроки-презентации позволяют путешествовать по нашей стране и заглянуть в любой уголок планеты, а также на «машине времени» перенестись в прошлое и даже совершить космическое путешествие. На уроках русского языка можно проиллюстрировать словарную работу, провести дидактическую игру и многое другое. Особенное предпочтение урокам-презентациям я отдаю на математике. Яркие картинки, анимированные схемы и дидактические игры помогают сделать урок занимательным, динамичным.
Я представляю фрагмент мультимедийного пособия по математике, в котором собраны уроки, объединенные единой темой. На данных уроках учащиеся 1 класса знакомятся с вычислительными приемами вида: +2,3, +4, +5, +6, +7, +8,9. Уроки были разработаны с целью реализации принципа наглядности, для того чтобы заинтересовать учащихся учебным предметом и повысить уровень усвоения изучаемого материала.
Обучение ведется по учебно-методическому комплекту авторского коллектива под руководством М.И. Моро. В своей работе опираюсь на пособие «Поурочные разработки по математике 1 класс» Е.П. Сефилова, Е.А. Поторочина – М.: ВАКО, 2003. – 352 с. – (В помощь школьному учителю)
Время использования на уроке мультимедийного проектора ограничено нормами и требованиями, по этой причине использую его на некоторых этапах урока. На уроках математики целесообразно использовать презентации во время устного счета, объяснения нового материала. В пособие представлены материалы иллюстрирующие эти этапы урока.
Математика 1 класс.
Тема: «Решение примеров вида +5» (с. 62)
Ход урока
Устные упражнения
(2 слайд)
Состав числа.
Дидактическая игра «Цирк»
На слайде изображение цирковой собачки, клоуна, примеров и ответов к ним.
– Помогите собачки положить примеры к нужному ответу.
Дети называют пример и ответ, по щелчку пример перемещается к ответу.
(3 слайд)
Задача на смекалку:
– Есть 2 бидона: в один входит 7 л, а в другой 3 л. Как с помощью этих бидонов отмерить 4 л воды? (Налить 7 л и отлить 3 л воды).
(4 слайд)
Составь примеры.
– Что интересного вы заметили?
– Назовите ответы. (По щелчку появляются ответы)
– Составьте примеры, похожие на данные.
Работа над темой урока.
(5 слайд)
– Отгадайте, какое слово зашифровано.
По щелчку в окошке появляется буква, дети читают имя сказочного героя – Незнайка.
«Кем только не желал стать Незнайка: и художником, и поэтом, и музыкантом. Вы знаете, что из этого получалось. А вчера, ребята, он решил стать математиком. Взял он учебник и решил много примеров. Начал Незнайка всем хвастаться, что теперь он вместе со Знайкой будет делать математические расчеты для космических кораблей и ракет».
– Давайте проверим, возьмет ли Знайка себе в помощники Незнайку?
(6 слайд)
На слайде изображения сказочных героев и примеров. Рядом с каждым примером управляющая кнопка, при нажатии на которую открывается слайд, демонстрирующий вычислительный прием. После рассмотрения вычислительного приема необходимо нажать на управляющую кнопку , которая вернёт изображение сказочных героев и примеров. После рассмотрения последнего вычислительно приема, вернитесь к слайду с изображением сказочных героев и нажмите управляющую кнопку , либо закончите демонстрацию презентации, нажав на клавиатуре клавишу «Esc».
Создание уроков-презентаций – это творческий процесс, в который каждый учитель вносит свой неповторимый стиль работы.