«Научные исследования последних лет свидетельствуют о том, что каждой возрастной ступени присуща своя готовность к развитию тех или иных сторон интеллекта. Она задается наличием определенных физиологических и психологических предпосылок, способных обеспечить высокий результат при взаимодействии с благоприятными педагогическими условиями»[1].
Используемая мною методика Г. А. Бакулиной «Комплексное интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка средствами субъективизации» предусматривает такое осуществление учебного процесса, при котором на каждом этапе урока одновременно формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности.
Уроки русского языка, проводимые по данной методике, необычны и увлекательны. Учащиеся вовлекаются в планирование и осуществление учебного процесса, то есть им передается часть функций учителя. Они учатся обосновывать, рассуждать, доказывать правильность своих выводов, развивается речь, логическое мышление, то есть в работу включаются важнейшие интеллектуальные качества ребенка.
Содержание логических упражнений тесно связывается с изучаемым на уроке учебным материалом. Я стремлюсь к тому, чтобы каждый, даже самый маленький фрагмент урока не только обучал, но и развивал. Например, материал, предназначенный для зрительного или слухового диктанта, я обращаю в средство для развития точности запоминания и увеличения объема запоминаемого материала (ассоциативное запоминание). Во время словарно-орфографической работы я использую прием «усиления» запоминаемого материала. «Усиление» или «уярчение» орфограммы в слове требует от учащихся большой творческой активности.
Данная методика помогает мне совершенствовать свое профессиональное мастерство, развивает творчество. Ниже – урок русского языка с использованием методики интеллектуального развития младших школьников.
Тип урока: изучение нового материала.
Цели урока:
- познакомить учащихся с правописанием Ь знака у существительных после шипящих;
- учить составлять схемы к правилу;
- развивать речь, память, мышление, внимание, наблюдательность;
- воспитывать интерес к урокам русского языка, к слову.
Оборудование: «Этимологический словарь» В. Волиной, шифр и таблица к словарной работе, рисунки с ассоциациями к слову «корабль», схемы к правилу.
Ход урока
I. Настрой на урок.
II. Словарно-орфографическая работа.
ШИФР
? | 6 | 7 | 8 | 9 |
2 | Ж | Р | К | Д |
3 | И | Ф | М | Л |
4 | П | Ь | Б | О |
5 | А | Г | Е | Т |
1-я буква | 16 |
2-я | 36 |
3-я | 14 |
4-я | 30 |
5-я | 32 |
6-я | 27 |
7-я | 28 |
У. Посмотрите на изображение квадрата и шифр к нему. Если вы определите, какое математическое действие надо осуществлять с цифрами квадрата для выявления букв, то узнаете новое слово из словаря, с которым мы познакомимся на уроке.
Д. Умножение. Слово «КОРАБЛЬ».
У. Подберите родовое понятие к слову корабль.
Д. Корабль – это транспорт.
У. Для чего он предназначен?
Д. для перевозки людей и грузов по воде.
У. Скажите полное определение, что такое корабль?
Д. Транспорт, предназначенный для перевозки людей и грузов по воде.
Учителем дается историческая справка (словари).
У. Все ли значения слова корабль мы с вами выяснили?
Д. Корабль – летательный аппарат большой мощности.
Космический корабль, корабль – спутник (рисунки)
У. Составьте устно предложения, используя разные значения слова корабль. (Группы слов написаны на доске).
Громадный | Терпит действие |
Океанский | Входит в порт |
Торговый | Потерял управление |
Пассажирский | Спустить трап* |
Военный | Менять курс |
Космический | Пошел ко дну |
Быстроходный | Плавать |
У. Запишите слово корабль. Определите орфограмму.
Д. Корабль.
У. На что следует обратить внимание при его написании. Как помочь себе запомнить это слово (буква о похожа на спасательный круг и штурвал).
У. Какие слова-помощники нам помогут запомнить?
У. Найдите слово в слове.
Л
КОРАбль
(Назовем корабль Лора).
У. Выберите для себя свой способ запоминания и запишите в словарики.
У.Охарактеризуйте слово корабль как часть речи.
Д. Сущ., что? (предмет), неодуш., м.р., ед.ч.
III. Повторение. Формулирование учащимися темы урока.
У. Вместо вопросительного знака поставьте букву или цифру. Обоснуйте выбор.
Белить | белый | белье |
г | п | ? |
Д. Белить глагол, белый – прилагательное, поэтому в слове белье ставим букву «с», существительное.
Дочь | вьюга | кровать |
3 | ? | 6 |
Д. В слове дочь 3 звука, в слове кровать 6 звуков, в слове вьюга 5 слогов, поэтому цифра 5.
Корабль | тетрадь | пальто |
м | ж | ? |
Д. Корабль мужского рода, тетрадь женского рода, пальто среднего рода, поэтому буква «с».
Нож | плащ | камыш |
ж | ? | ш |
Д. Нож – шипящий «ж», камыш – «ш», плащ – «щ».
Воробьи | учитель | коньки |
? | е | м |
Д. Учитель в единственном числе, коньки – мн. ч., воробьи – мн. ч., поэтому буква «м».
День | правда | смех |
н | ? | п |
Д. День – ночь, смех – плач, правда – ложь, поэтому ставим букву «л».
У. Среди слов найдите два лишних слова.
Д. Белить, белый.
У. С какой частью речи связаны эти слова?
Д. Белить – глагол, белый – прилагательное.
У. К какой части речи относятся остальные слова?
Д. Имя существительное.
У. Что такое имя существительное? Назовите грамматические признаки имени существительного. Приведите примеры, используя слова с доски.(Ответы детей).
У. О какой части речи пойдет речь на уроке?
Д. Об имени существительном.
У. На какие две группы вы бы разделили слова.(Мнения детей).
Д. Словарные слова и нет, слова с Ь знаком и без Ь знака.
У. Есть ли различия в нахождении и роли Ь знака? (Рассуждения детей).
У. Дополним тему урока. С правописанием какой орфограммы у имен существительных будем знакомиться?
Д. С правописанием Ь знака.
У. Что общего у слов дочь, нож, плащ, камыш? (Рассуждения детей)
Д. У этих слов на конце пишется шипящий.
У. Как написать слова ноч(?), лож(?), плач(?),рож(?).(Данное задание вызывает у детей затруднение).
У. Сейчас мы будем учиться писать Ь знак на конце имен существительных после шипящих Ж, Ш, Ч, Щ.
III. Изучение нового материала.
Запись на доске:
нож, рожь, камыш, дочь, плач, ночь, глушь, грач, вещь, ложь, врач, плащ.
У. Слова какой части речи написаны на доске?
Д. Имена существительные.
У. Разделите их на две группы по грамматическому признаку и запишите.
Д.
Сущ. ж.р. | Сущ. м.р. |
дочь | нож |
рожь | камыш |
глушь | плащ |
ночь | плач |
ложь | врач |
вещь | грач |
У. Сравните слова в столбиках (выводы детей).
В конце существительного, какого рода после шипящих Ж, Ч, Ш, Щ пишется Ь знак и не пишется?
Учащиеся формулируют новое правило.
У. Давайте составим схему к правилу. Озвучьте правило.[1]
IV. Физминутка.
Я буду называть имена существительные мужского и женского рода с шипящими на конце. Если пишется Ь знак – хлопайте в ладоши над головой, если нет – за спиной.
Еж, лещ, дичь, печь, товарищ, мышь, кирпич, помощь, борщ, ночь, тишь.
V. Закрепление изученного материала.
- Напишите цепочки слов, устранив из них лишнее. Вставьте, где нужно мягкий знак.
Веточ(?)кА, мамоч(?)кА, крыл(?)цо, ноч(?)кА.
Мяч(?), циркач(?), Тиш(?), калач(?).
Рож(?), дич(?), обруч(?), реч(?). - Распределите слова на три группы. Каждую группу запишите в отдельный столбик, вставляя, пропущенные буквы.
Мякиш(?), молодеж(?), приемыш(?), теч(?), малыш(?), брош(?), кирпич(?), царевич(?), экипаж, суш(?), роскош(?), гуляш(?), ерш(?), чиж(?), мыш(?), скрипач(?), чиж(?). - «Видел – слышал». Запомните пары слов, прочитав их очень внимательно. Ориентируясь на первые слова (остаются открытыми), напишите вторые слова словосочетаний по памяти. Подчеркните орфограмму, с которой мы познакомились.
Скорая помощ(?) дорогая вещ(?) глазной врач(?) острый нож(?) темная ноч(?) колючий еж(?) ночная тиш(?) -
Определите, как образовано слово в скобках верхнего ряда. Таким же образом составьте слово в скобках нижнего ряда. [1]
Глушь (мышь) камыш Плуг (луч) мучной Ночь ( ? ) гудок (дочь) Смял ( ? ) речка (мяч)
VI. Итог урока.
У. Над какой орфограммой мы работали сегодня на уроке?
У. Что надо сделать, чтобы не ошибиться в правописании существительных с шипящими на конце?
У. Какие задания вам понравились больше? (Ответы детей).
VII. Домашнее задание.
У. Найдите загадки, в которых отгадками являются слова с шипящими на конце.
Литература:
- Г. А. Бакулина «Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка».