Деловая игра с заместителями заведующих ДОУ, старшими воспитателями ДОУ "Дайте детям наиграться"
Цель:
Транслировать опыт педагогического коллектива МДОУ детский сад № 10
«Теремок» по теме «Игровая деятельность дошкольников», используя
интерактивные методы работы с педагогами.
Участники игры: заместители заведующих по ОВР,
старшие воспитатели, воспитатели МДОУ детский сад № 10 «Теремок»
г.Оса.
Методические рекомендации:
- Мероприятие проводится в конце учебного года с целью представления результатов работы по теме «Игровая деятельность в ДОУ».
- Сюжет игры построен на основе популярной телепередачи «Пусть говорят»: из передачи использовано музыкальное сопровождение, основные роли – ведущий, эксперты, участники (воспитатели детского сада), гости игры (методисты детских садов).
- Для проведения мероприятия используется мультимедийное оборудование.
Ведущий (заместитель заведующей по ОВР МДОУ детский сад
№ 10 «Теремок» Мазунина Т.А.):
«Давай поиграем!» - как часто в житейской суете мы не придаём
значения этому призыву, просьбу, а иногда голосу несбывшейся мечты,
доносящемуся из нашего далёкого детства и звучащему сегодня из уст
ребёнка.
«Давай поиграем, ну давай!». И что же он слышит в ответ? – ваше
мнение.
Ответы из зала.
«Да некогда мне …не могу…я устала…тороплюсь… не успеваю…» - говорим
мы своему ребёнку.
«Идите, играйте» - говорим мы детям в детском саду.
И дети идут и играют: одни играют в монстров, которых сами же
боятся, другие в какие – то любовные романы… В детских играх редко
кто воспитывает детей, готовит старые, добрые обеды, занимается
стиркой, уборкой. Свадьбы, торговля, договоры…
То, что мы видим в играх наших детей, это отражение того мира,
который мы им дарим. Это мы так разговариваем друг с другом, так
укладываем детей спать, это мы создаём и смотрим такие телепередачи
и видеофильмы, это мы покупаем детям такие игрушки.
«Дайте детям наиграться!» - тема нашей
встречи.
И я приглашаю в студию главных участников - инициаторов
решения данной проблемы. Встречайте, педагоги МДОУ детский сад № 10
«Теремок». (муз.сопровождение).
Внимание на экран.
Май. 2007 год.
Итоговый педсовет. Результаты анкетирования педагогов (из
протокола педсовета)
«… Предлагаемая тема на новый учебный год «Здоровье дошкольника»
(разделы: валеология, ОБЖ, создание здоровьесберегающей среды в
ДОУ, организация питания, прогулки, закаливание) по мнению
педагогов, изучена достаточно.
- Какую тему Вы предлагаете для работы в будущем учебном году?
- Игровая деятельность дошкольника (71 %)…»
Ведущий:
- Уважаемые гости, насколько актуальна данная тема? Либо это был
очередной «хитрый шаг» педагогов для облегчения своей работы?
(Ответы гостей)
- Действительно, значимость сюжетной игры в дошкольном возрасте
велика. Именно в сюжетной игре, где всё условно, как будто,
проживая ту или иную ситуацию, ребёнок проникает в сферу социальных
отношений взрослых, моделируя их по-своему.
Внимание на экран.
- Перед вами направление деятельности педагогического коллектива на
2007 – 2008 учебный год:
Тема года:
«Игровая деятельность детей дошкольного возраста»
Девиз года: «Дайте детям наиграться!»
Задачи года:
- Создать требуемые условия для организации игр в помещении и на участке, оборудовать педагогически процесс игрушками и игровым материалом в соответствии с возрастом, развитием и интересами детей.
- Соблюдать время, отведённое для игр в режиме дня, способствовать тому, чтобы их организация обеспечила детям интересную, содержательную жизнь.
- Систематически формировать у детей игровые умения соответствующие возрастному периоду. Способствовать превращению игры в их самостоятельную деятельность.
- Разработать систему мониторинга игровой деятельности.
Первым этапом данной деятельности было теоретическое изучение
материала. Воспитатели каждой возрастной группы представляли
характеристику сюжетно – ролевой игры детей дошкольного возраста и
обыгрывали различные сюжеты с коллегами (демонстрируются
фотоматериалы).
- Оставили ли след данные события в памяти педагогов? Я предлагаю
дать вам краткое определение понятию «Сюжетно – ролевая игра» (в
определённом возрасте). Для резюмирования информации и
представлении её в нескольких словах мы воспользуемся
синквейном.
Синквейн- это стихотворение, состоящее из
пяти строк, в которых человек высказывает своё отношение к
проблеме.
Порядок написания синквейна:
Первая строка- одно ключевое слово, определяюще содержание
синквейна.
Вторая строка- два прилогательных, характеризующих данное
предложение.
Третья срока- три глагола, показывающие действие
понятия.
Четвёртая строка- короткое предложение, в котором автор
высказывает своё отношение.
Пятая строка- одно слово,обычно существительное, через
которое человек выражает свои чувства, ассоциации связаные с данным
понятием.
- Задание выполняется всеми присутствующими в зале. В дальнейшем
вашу работу оценят гости нашей встречи эксперты -
встречаем.
(раздаются карточки с указанием возраста детей, работа ведётся
группами по 2-3 человека в течение 5 минут под муз.
сопровождение).
Оценка экспертов.
Следующим этапом деятельности педколлектива в выбранном направлении
стал этап взаимопосещения педагогами игровой деятельности детей.
Отмечу, что при составлении циклограммы совместной и
самостоятельной деятельности детей мы учли нехватку времени для
проведения игр, и ввели в режим дня «час игры». Он проводится
ежедневно с 15.30 до 16.00 в каждой возрастной группе
(фотособытия).
Для оценки игровых умений детей воспитатели проводили диагностику
игровой деятельности в начале и в середине учебного года по
критериям раздела «В игре ребёнок развивается, познаёт мир,
общается» программы «Детство» (диагностические карты). Умение
диагностировать требует внимания педагогов к каждому ребёнку,
требует наблюдательности, способности к аналитической
деятельности.
- Насколько же наша публика владеет вышеперечисленными
умениями?
Внимание на экран.
- Перед вами представлен видеосюжет игры детей во второй младшей
группе. Ваша задача: дать название сюжету и озвучить его. Оценку
вашей деятельности дадут эксперты - встречаем.
(демонстрируется видеосюжет, работа продолжается в течение 5
минут).
Оценка экспертов.
- Важным условием для проведения сюжетной игры является
качественная организация игровой предметно – развивающей среды
детского сада. Для оценки игровой среды в детском саду был
организован смотр – конкурс. Оценивались все возрастные группы по
следующей карте анализа (Приложение №
1).
- Очень важно в момент проведения подобных мероприятии быть
собранным, спокойным, организованным, а так же уметь сохранить в
коллективе благоприятную обстановку.
- Давайте проверим, насколько вы спокойны и посмотрим уровень вашей
тревожности при помощи теста «Субъективная минута». Сейчас я
дам вам сигнал начала минуты. Вы медленно фиксируйте течение
времени с закрытыми глазами. Как только, по – вашему, минута
пройдёт – посмотрите на часы. Норма – 65 секунд. Лёгкая тревожность
– 55- 64 секунды. Тревога средней выраженности - 45 – 54
секунды (подумайте, что вас беспокоит). Выраженная тревожность –
меньше 45 секунд – обратитесь к психотерапевту.
- Кроме оценки игровых умений детей, оценивалось и планирование воспитательно-образовательного процесса, профессиональное мастерство воспитателей в организации детской игры (Приложение № 2).
Вопрос из зала: судя по – выступлению,
воспитатели в течение всего года подвергались различным проверкам,
контролю. Позвольте узнать их позицию насчёт постоянных посещений
проверяющих.
Мнения педагогов.
Воспитатель: а я перед каждой проверкой регулирую
своё своё психоэмоциональное состояние с помощью определённого
настроя. Если вы хотите, я поделюсь с вами своим профессиональным
секретом.
Настрой на проверку: (муз. сопровождение)
Сегодня ко мне придут проверяющие. Для меня это очень
неприятно. Как неприятно бывает всегда, когда тебя контролируют. Я
знаю свой материал хорошо. План мероприятия держу в голове. Мне
нечего волноваться. Я собрана и спокойна. Если же я чувствую, что
от присутствия проверяющих я начинаю терять самообладание, я тут же
надвину на них стеклянный матовый колпак, с тем чтобы не видеть и
не замечать их. Ещё я могу в своём воображении превратить их в
маленьких букашек, которые ничего не могут сделать мне – сильной и
уверенной в себе. Так что вперёд, к победе.
- Я думаю, что подобные настрои помогут и вам в ситуациях
контроля.
- Ещё напряжённее, чем сотрудничество с администрацией, протекала
работа с родителями. Родители детей участвовали в выставке «Игровые
уголки дома» (показать работы), участвовали в выставке «Игрушки –
самоделки», а так же им были предложены анкеты «Игровая практика
детей дома». Для того, чтобы сотрудничество воспитателей и
родителей было плодотворным, педагогам приходиться находить
различные уловки, уметь убедить в необходимости выполнения той или
иной работы.
- И сейчас мы поиграем в игру «Войди в наш круг»
(выходят участники). Представим, что замкнутый круг – это родители,
а воспитателю нужно постараться проникнуть в его с помощью
невербальных средств общения (мимики, жестов). Упражнение
выполняется быстро, поочерёдно всеми участниками конкурса под
музыку.
- Играя сами, мы немного погружаемся в детство. По анкетам
родителей они чаще всего играли в куклы, машинки и подвижные игры.
Дети в нашем детском саду предпочитают «Рыцарский турнир»,
«Парикмахерскую», «Домино», «Выше ноги от земли», «Догонялки»,
«Домик Барби».
- А какие игры были любимые у вас, когда вы были маленькие?
(ответы публики).
Реплика из зала: почему – то, в названном
разнообразии игр я не услышала предпочтения кем – либо народных
игр. А я любили именно их. Давайте проведём блиц-опрос по теме
«Русские народные игры». Я задаю вам вопросы, вы отвечаете на них в
быстром темпе.
- Какие атрибуты используются в русских народных играх? (палочка, платочек, мяч, игрушка)
- Главная роль в народной игре? (водящий)
- Что определяет весь ход игры, регулирует действия и поведение детей? (правила игры)
- Для чего нужна считалка в игре? (чтобы выбрать водящего)
- Где используются Р.Н.И.? (в организации праздников, утренников, развлечений, тур.походов)
- Какие физические качества воспитываются в Р.Н.И.? (смелость, ловкость, выносливость)
- Откуда берётся речевой материал для народных игр? (из народного фольклора)
- Что является сигналом к действию в народной игре? (слово)
- Спасибо за интересную информацию.
- Итак, уважаемые участники нашей встречи, я думаю время подводить
итоги.
Внимание на экран.
Перед вами представлена деятельность педагогического коллектива по
теме «Игровая деятельность в детском саду» (схема).
- Пожалуйста, ваши вопросы.
- Мы сегодня много говорили о достоинствах детской игры. Но у неё
есть ещё одно преимущество. Среди окружающих его взрослых ребёнок
больше любит тех, кто с ним играет. При этом хотелось бы особо
подчеркнуть, что ни дорогие подарки, ни сладости, ни интересные
занятия не могут так повлиять на симпатии ребёнка, как совместная
игра с ним. Однако важно отметить, что игра не возникает сама по
себе. Кто-то должен открыть для ребёнка мир игры, заинтересовать
его им. Я думаю, воспитатели детского сада «Теремок» постарались
это сделать, и у них это неплохо получилось.
(Торжественное вручение грамот за деятельность в 2007 – 2008
учебном году всем воспитателям).
Виктор Астафьев сказал: «Самые счастливые игры –
недоигранные». Будем считать, что такие мероприятия станут
традицией в нашем детском саду.
В заключение нашей встречи, хочется поблагодарить вас за
сотрудничество, пожелать творческих находок в нашей трудной, но
интересной работе, пусть эти «сердечки» добавят в вашу жизнь
здоровья, счастья и любви.
Письменная рефлексия.