Цель:
Транслировать опыт педагогического коллектива МДОУ детский сад № 10 «Теремок» по теме «Игровая деятельность дошкольников», используя интерактивные методы работы с педагогами.
Участники игры: заместители заведующих по ОВР, старшие воспитатели, воспитатели МДОУ детский сад № 10 «Теремок» г.Оса.
Методические рекомендации:
- Мероприятие проводится в конце учебного года с целью представления результатов работы по теме «Игровая деятельность в ДОУ».
- Сюжет игры построен на основе популярной телепередачи «Пусть говорят»: из передачи использовано музыкальное сопровождение, основные роли – ведущий, эксперты, участники (воспитатели детского сада), гости игры (методисты детских садов).
- Для проведения мероприятия используется мультимедийное оборудование.
Ведущий (заместитель заведующей по ОВР МДОУ детский сад № 10 «Теремок» Мазунина Т.А.):
«Давай поиграем!» - как часто в житейской суете мы не придаём значения этому призыву, просьбу, а иногда голосу несбывшейся мечты, доносящемуся из нашего далёкого детства и звучащему сегодня из уст ребёнка.
«Давай поиграем, ну давай!». И что же он слышит в ответ? – ваше мнение.
Ответы из зала.
«Да некогда мне …не могу…я устала…тороплюсь… не успеваю…» - говорим мы своему ребёнку.
«Идите, играйте» - говорим мы детям в детском саду.
И дети идут и играют: одни играют в монстров, которых сами же боятся, другие в какие – то любовные романы… В детских играх редко кто воспитывает детей, готовит старые, добрые обеды, занимается стиркой, уборкой. Свадьбы, торговля, договоры…
То, что мы видим в играх наших детей, это отражение того мира, который мы им дарим. Это мы так разговариваем друг с другом, так укладываем детей спать, это мы создаём и смотрим такие телепередачи и видеофильмы, это мы покупаем детям такие игрушки.
«Дайте детям наиграться!» - тема нашей встречи.
И я приглашаю в студию главных участников - инициаторов решения данной проблемы. Встречайте, педагоги МДОУ детский сад № 10 «Теремок». (муз.сопровождение).
Внимание на экран.
Май. 2007 год.
Итоговый педсовет. Результаты анкетирования педагогов (из протокола педсовета)
«… Предлагаемая тема на новый учебный год «Здоровье дошкольника» (разделы: валеология, ОБЖ, создание здоровьесберегающей среды в ДОУ, организация питания, прогулки, закаливание) по мнению педагогов, изучена достаточно.
- Какую тему Вы предлагаете для работы в будущем учебном году?
- Игровая деятельность дошкольника (71 %)…»
Ведущий:
- Уважаемые гости, насколько актуальна данная тема? Либо это был очередной «хитрый шаг» педагогов для облегчения своей работы? (Ответы гостей)
- Действительно, значимость сюжетной игры в дошкольном возрасте велика. Именно в сюжетной игре, где всё условно, как будто, проживая ту или иную ситуацию, ребёнок проникает в сферу социальных отношений взрослых, моделируя их по-своему.
Внимание на экран.
- Перед вами направление деятельности педагогического коллектива на 2007 – 2008 учебный год:
Тема года:
«Игровая деятельность детей дошкольного возраста»
Девиз года: «Дайте детям наиграться!»
Задачи года:
- Создать требуемые условия для организации игр в помещении и на участке, оборудовать педагогически процесс игрушками и игровым материалом в соответствии с возрастом, развитием и интересами детей.
- Соблюдать время, отведённое для игр в режиме дня, способствовать тому, чтобы их организация обеспечила детям интересную, содержательную жизнь.
- Систематически формировать у детей игровые умения соответствующие возрастному периоду. Способствовать превращению игры в их самостоятельную деятельность.
- Разработать систему мониторинга игровой деятельности.
Первым этапом данной деятельности было теоретическое изучение материала. Воспитатели каждой возрастной группы представляли характеристику сюжетно – ролевой игры детей дошкольного возраста и обыгрывали различные сюжеты с коллегами (демонстрируются фотоматериалы).
- Оставили ли след данные события в памяти педагогов? Я предлагаю дать вам краткое определение понятию «Сюжетно – ролевая игра» (в определённом возрасте). Для резюмирования информации и представлении её в нескольких словах мы воспользуемся синквейном.
Синквейн- это стихотворение, состоящее из пяти строк, в которых человек высказывает своё отношение к проблеме.
Порядок написания синквейна:
Первая строка- одно ключевое слово, определяюще содержание синквейна.
Вторая строка- два прилогательных, характеризующих данное предложение.
Третья срока- три глагола, показывающие действие понятия.
Четвёртая строка- короткое предложение, в котором автор высказывает своё отношение.
Пятая строка- одно слово,обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации связаные с данным понятием.
- Задание выполняется всеми присутствующими в зале. В дальнейшем вашу работу оценят гости нашей встречи эксперты - встречаем.
(раздаются карточки с указанием возраста детей, работа ведётся группами по 2-3 человека в течение 5 минут под муз. сопровождение).
Оценка экспертов.
Следующим этапом деятельности педколлектива в выбранном направлении стал этап взаимопосещения педагогами игровой деятельности детей. Отмечу, что при составлении циклограммы совместной и самостоятельной деятельности детей мы учли нехватку времени для проведения игр, и ввели в режим дня «час игры». Он проводится ежедневно с 15.30 до 16.00 в каждой возрастной группе (фотособытия).
Для оценки игровых умений детей воспитатели проводили диагностику игровой деятельности в начале и в середине учебного года по критериям раздела «В игре ребёнок развивается, познаёт мир, общается» программы «Детство» (диагностические карты). Умение диагностировать требует внимания педагогов к каждому ребёнку, требует наблюдательности, способности к аналитической деятельности.
- Насколько же наша публика владеет вышеперечисленными умениями?
Внимание на экран.
- Перед вами представлен видеосюжет игры детей во второй младшей группе. Ваша задача: дать название сюжету и озвучить его. Оценку вашей деятельности дадут эксперты - встречаем.
(демонстрируется видеосюжет, работа продолжается в течение 5 минут).
Оценка экспертов.
- Важным условием для проведения сюжетной игры является качественная организация игровой предметно – развивающей среды детского сада. Для оценки игровой среды в детском саду был организован смотр – конкурс. Оценивались все возрастные группы по следующей карте анализа (Приложение № 1).
- Очень важно в момент проведения подобных мероприятии быть собранным, спокойным, организованным, а так же уметь сохранить в коллективе благоприятную обстановку.
- Давайте проверим, насколько вы спокойны и посмотрим уровень вашей тревожности при помощи теста «Субъективная минута». Сейчас я дам вам сигнал начала минуты. Вы медленно фиксируйте течение времени с закрытыми глазами. Как только, по – вашему, минута пройдёт – посмотрите на часы. Норма – 65 секунд. Лёгкая тревожность – 55- 64 секунды. Тревога средней выраженности - 45 – 54 секунды (подумайте, что вас беспокоит). Выраженная тревожность – меньше 45 секунд – обратитесь к психотерапевту.
- Кроме оценки игровых умений детей, оценивалось и планирование воспитательно-образовательного процесса, профессиональное мастерство воспитателей в организации детской игры (Приложение № 2).
Вопрос из зала: судя по – выступлению, воспитатели в течение всего года подвергались различным проверкам, контролю. Позвольте узнать их позицию насчёт постоянных посещений проверяющих.
Мнения педагогов.
Воспитатель: а я перед каждой проверкой регулирую своё своё психоэмоциональное состояние с помощью определённого настроя. Если вы хотите, я поделюсь с вами своим профессиональным секретом.
Настрой на проверку: (муз. сопровождение)
Сегодня ко мне придут проверяющие. Для меня это очень неприятно. Как неприятно бывает всегда, когда тебя контролируют. Я знаю свой материал хорошо. План мероприятия держу в голове. Мне нечего волноваться. Я собрана и спокойна. Если же я чувствую, что от присутствия проверяющих я начинаю терять самообладание, я тут же надвину на них стеклянный матовый колпак, с тем чтобы не видеть и не замечать их. Ещё я могу в своём воображении превратить их в маленьких букашек, которые ничего не могут сделать мне – сильной и уверенной в себе. Так что вперёд, к победе.
- Я думаю, что подобные настрои помогут и вам в ситуациях контроля.
- Ещё напряжённее, чем сотрудничество с администрацией, протекала работа с родителями. Родители детей участвовали в выставке «Игровые уголки дома» (показать работы), участвовали в выставке «Игрушки – самоделки», а так же им были предложены анкеты «Игровая практика детей дома». Для того, чтобы сотрудничество воспитателей и родителей было плодотворным, педагогам приходиться находить различные уловки, уметь убедить в необходимости выполнения той или иной работы.
- И сейчас мы поиграем в игру «Войди в наш круг» (выходят участники). Представим, что замкнутый круг – это родители, а воспитателю нужно постараться проникнуть в его с помощью невербальных средств общения (мимики, жестов). Упражнение выполняется быстро, поочерёдно всеми участниками конкурса под музыку.
- Играя сами, мы немного погружаемся в детство. По анкетам родителей они чаще всего играли в куклы, машинки и подвижные игры. Дети в нашем детском саду предпочитают «Рыцарский турнир», «Парикмахерскую», «Домино», «Выше ноги от земли», «Догонялки», «Домик Барби».
- А какие игры были любимые у вас, когда вы были маленькие? (ответы публики).
Реплика из зала: почему – то, в названном разнообразии игр я не услышала предпочтения кем – либо народных игр. А я любили именно их. Давайте проведём блиц-опрос по теме «Русские народные игры». Я задаю вам вопросы, вы отвечаете на них в быстром темпе.
- Какие атрибуты используются в русских народных играх? (палочка, платочек, мяч, игрушка)
- Главная роль в народной игре? (водящий)
- Что определяет весь ход игры, регулирует действия и поведение детей? (правила игры)
- Для чего нужна считалка в игре? (чтобы выбрать водящего)
- Где используются Р.Н.И.? (в организации праздников, утренников, развлечений, тур.походов)
- Какие физические качества воспитываются в Р.Н.И.? (смелость, ловкость, выносливость)
- Откуда берётся речевой материал для народных игр? (из народного фольклора)
- Что является сигналом к действию в народной игре? (слово)
- Спасибо за интересную информацию.
- Итак, уважаемые участники нашей встречи, я думаю время подводить итоги.
Внимание на экран.
Перед вами представлена деятельность педагогического коллектива по теме «Игровая деятельность в детском саду» (схема).
- Пожалуйста, ваши вопросы.
- Мы сегодня много говорили о достоинствах детской игры. Но у неё есть ещё одно преимущество. Среди окружающих его взрослых ребёнок больше любит тех, кто с ним играет. При этом хотелось бы особо подчеркнуть, что ни дорогие подарки, ни сладости, ни интересные занятия не могут так повлиять на симпатии ребёнка, как совместная игра с ним. Однако важно отметить, что игра не возникает сама по себе. Кто-то должен открыть для ребёнка мир игры, заинтересовать его им. Я думаю, воспитатели детского сада «Теремок» постарались это сделать, и у них это неплохо получилось.
(Торжественное вручение грамот за деятельность в 2007 – 2008 учебном году всем воспитателям).
Виктор Астафьев сказал: «Самые счастливые игры – недоигранные». Будем считать, что такие мероприятия станут традицией в нашем детском саду.
В заключение нашей встречи, хочется поблагодарить вас за сотрудничество, пожелать творческих находок в нашей трудной, но интересной работе, пусть эти «сердечки» добавят в вашу жизнь здоровья, счастья и любви.
Письменная рефлексия.