Цели урока:
- Образовательная: закрепление знаний по теме и умения решать качественные, расчетные, графические задачи, задачи рисунки, экспериментальные задачи. Систематизация знаний основных формул и определений, единиц измерения физических величин. Формирование умения использовать полученные знания на практике.
- Воспитательная: воспитание мировоззренческих понятий; познаваемость окружающего мира и человечества; воспитание чувства товарищеской взаимовыручки, этики групповой работы.
- Развивающая: развитие навыков и умений классифицировать и обобщать, читать графики, развитие самостоятельности мышления и интеллекта; грамотной устной речи; развитие навыков практической работы. Развитие интереса к предмету путём выполнения разных заданий: практических и групповых.
Оборудование: амперметр, вольтметр, источник тока, лампочка на подставке, резистор, исследуемый проводник, соединительные провода, ключ.
Форма организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Учитель на уроке выступает в роли консультанта. Учащиеся класса самостоятельно выбирают для себя посильную работу в группе А, Б, С с учетом индивидуальных особенностей.
Учащимся разъясняется, что при полном и правильном выполнении заданий группы А, Б, С на каждом этапе урока, они получают определенную оценку: «3», «4», «5». Ученик имеет право выбора той работы, в выполнении которой он уверен.
Учитель наблюдает за их деятельностью, беседует с некоторыми из них, выясняя осознанность решения, выясняет степень самостоятельности. Оценивает работу учащихся, заполняя лист контроля.
Ф.И.О. | Основные этапы урока | ||||||
ФО | ЭЗ | ГЗ | ЗР | ТЗ | Тест | ||
1 | 2 | ||||||
Гуларов В. ……. |
«М» | «О» | «Л» | «О» | «Д» | «Е» | «Ц» |
Ход урока
1. Организационный этап (1-2 мин.)
(на доске записывается тема урока)
2. Активизация знаний
На данном этапе провожу проверку знаний определений физических величин, их обозначений, единиц измерения в СИ, формул для расчета, что способствует дальнейшей организации работы на уроке.
Фронтальный опрос провожу по вопросам с использованием сигнальных карточек:
Вопросы:
- Как называется данная физическая величина ?
Что называется силой тока? - Единица измерения силы тока?
- Каким прибором измеряется силы тока?
- Как этот прибор подключается в электрическую цепь?
- Определите показания приборов изображенных на рисунке.
- Какое название носит физическая величина обозначаемая ?
- Её единица измерения?
- Каким прибором мы измеряем напряжение?
- Как этот прибор подключается в электрическую цепь.
- Определите показания приборов.
- Физическая величина обозначаемая через , называется …..
- Дайте определение данной физической величины.
- В каких единицах измеряется эта величина?
- Назовите причину возникновения электрического сопротивления.
- От чего и как зависит сопротивление проводника?
- Как связаны между собой J, U, R?
- Кем была установлена эта зависимость?
- Что мы знаем о значении J, U, R при последовательном и параллельном соединении проводников?
А теперь задача для каждой группы:
Гр А: Чему равно сопротивление проводника длиной 1 м и поперечным сечением 1 мм2, сделанного из меди? вольфрама? (0,017 Ом ∙мм2 / м; 0,055 Ом ∙мм2 / м).
Гр Б: Два мотка медной проволоки одинакового сечения имеют длину 50 м и 150 м. Какой из них обладает меньшим сопротивлением и во сколько раз? (l <; R < в 3 р)
Гр С: Как сказалось бы на яркости свечения электрической лампы замена в цепи всех медных соединительных проводников на нихромовые? (при замене проводников, яркость свечения электрической лампы уменьшается).
Молодцы! Можно приступить к выполнению практической части урока. Будьте внимательны при снятии показаний приборов, в расчетах.
3. Решение экспериментальных задач
Гр А: Предложите экспериментальный способ определения сопротивления проводника используя следующее оборудование: источник тока, ключ, соединительные провода, амперметр, вольтметр исследуемый проводник.
Гр Б: Как проверить, зависит ли сопротивление от длины проводника, если у вас имеется ещё один проводник с таким же сопротивлением?
Гр С: Определите опытным путем зависимость сопротивления проводника от площади его поперечного сечения.
4. Работа с графиками
Гр А: Дан график зависимости силы тока от напряжения. Чему равно сопротивление этого участка цепи?
Гр Б: На рис. представлены графики зависимости силы тока от напряжения для трёх металлических проводников. Какой проводник обладает наибольшим электрическим сопротивлением?
Гр С: Какой из графиков правильно отражает зависимость сопротивления от площади поперечного сечения проводника?
5. Решение задач рисунков
Гр А: На рис. изображены схемы электрических цепей для измерения сопротивления резистора. Какая из них позволит это сделать?
Гр Б: По показаниям приборов, условно изображенных на рис., определите сопротивление части реостата R, включенной в электрическую цепь.
Гр С: Каково сопротивление лампы, включенной в цепь, так, как показано на схеме?
6. Решение теоретических задач
Гр А:
- По паспортным данным лампочек ёлочных гирлянд или карманного фонарика рассчитайте сопротивление нитей накаливания.
- Медная антенна имеет длину 50 м и площадь поперечного сечения 100 мм2. Определите её сопротивление.
Гр Б:
- Рассмотрите тип соединения лампочек в ёлочной гирлянде, подсчитайте их число и определите их общее сопротивление. Узнав сопротивление одной из них.
- Камнедробилка находится от электростанции на расстоянии 1 км. Определите сечение подводящих медных проводов, если при силе тока 40 А падение напряжения на проводах 20 В.
Гр С:
- Определите тип соединения лампочек в классной комнате и рассчитайте их общее сопротивление, узнав сопротивление одной из них.
- От источника тока напряжением 45 В необходимо питать нагревательную спираль сопротивлением 20 Ом, рассчитанную на напряжение 30 В. Имеется три реостата на которых написано: 6 Ом, 3 А; 30 Ом и 4 А; 800 Ом, 0,6 А. Какой из этих реостатов надо взять?
7. Тестирование
Учащимся предлагается тест с выбором ответа. При правильном решении теста из букв, обозначающих коды выбранных ответов, группа А получает слово «провод», группа Б – «кнопка», группа С – «элемент».
Гр А:
-
Причиной электрического сопротивления металлического проводника является …
П. Взаимодействие электронов с ионами кристаллической решетки.
С. Взаимодействие электронов между собой.
У. Взаимодействие ионов кристаллической решетки между собой. -
От чего зависит сопротивление проводника?
М. от длины и площади сечения проводника;
Н. от рода вещества;
В. От силы тока и напряжения;
Р. от длины, площади поперечного сечения и рода вещества проводника. -
Удельное сопротивление никелина 0,4 Ом ∙мм2/ м. Это значит, что никелиновый проводник длиной …
Ш. 0,4 м и площадью сечения 1 мм2 имеет сопротивление 1 Ом;
Л. 1 м и площадью сечения 0,4 мм2 имеет сопротивление 1 Ом;
О. 1 м и площадью сечения 1 мм2 имеет сопротивление 0,4 Ом;
К. нет правильного ответа. -
Сопротивление участка цепи 0,25 кОм. Какое число нужно подставить в формулу для расчетов?
Е. 0,025; В. 250; Г. 25000. -
Формула для расчета сопротивления имеет вид:
-
Как изменится сопротивление проводника, если напряжение на его концах увеличить в 2 раза?
Г. увеличится в 2 раза;
В. уменьшится в 2 раза;
Д. не изменится;
А. недостаточно данных, чтобы ответить на вопрос.
Гр Б:
-
Напряжение на электрической лампе 220 В, а сила тока в ней 0,5 А. Определите сопротивление лампы.
М. 110 Ом; Л. 220 Ом; Н. 0, 002 Ом; К. 440 Ом. -
Вычислите сопротивление алюминиевого кабеля длиной 10 км и площадью поперечного сечения 2 см2.
С. 1500 Ом; Н. 1,4 Ом; О. 6,5 Ом; П. 0,2 Ом; Д. 28 Ом -
Какой длины нужно взять нихромовый проводник площадью поперечного сечения 0,2 мм2 для изготовления спирали нагревательного элемента сопротивлением 22 Ом?
О. 4 м; Р. 20 м; В. 40 м; Е. 30 м; Д. 1 м. -
Медная, стальная и никелиновая проволоки имеют равные размеры. Какая из них имеет наименьшее сопротивление?
П. медная; К. стальная; Д. никелиновая. -
Вольтметр включают по отношению к изучаемому участку цепи
К. параллельно; Л. последовательно. -
Какого сечения нужно взять константановую проволоку длиной 10 м, чтобы она имела сопротивление 50 Ом.
Б. 0,8 мм2; В. 1,6 мм2; А. 0,1 мм2; Д. 0,4 мм2; Г. 0,2 мм2.
Гр С:
-
Имеется проводник сопротивлением 100 Ом. Как из него сделать проводник сопротивлением 50 Ом?
Э. отрезать половину;
Л. сложить вдвое;
К. Сложить вчетверо;
Г. отрезать четверть проводника. -
Площадь сечения одного проводника 2,5 мм2, а другого 10 мм2. Они сделаны из одного материала и имеют одинаковую длину. У кого из них сопротивление меньше и во сколько раз?
Е. у второго, меньше в 4 раза;
Б. у второго, меньше в 2 раза;
Д. у второго, меньше в 25 раз;
Г. у второго, больше в 4 раза. -
Для освещения классной комнаты установлено 10 одинаковых ламп сопротивлением 440 Ом каждая. Каково их общее сопротивление?
М. 44 Ом; Л. 4,4 Ом; С. 4400 Ом; К. 120 Ом. -
От железной проволоки отрезали два куска длиной l1= 2 м и l2=50 см. Каково будет отношение их сопротивлений?
Б. R2 = R1 Г. R2 = 2R1 В. R2 =R1 /2 А. R2 =4R1 Е. R2 = R1/4 -
Для изготовления спиралей электрических плиток используют проводники с большим удельным сопротивлением. Какой проводник более других пригоден для этого: свинцовый, медный, железный, никелиновый, алюминиевый?
С. медный; Р. железный; Т. свинцовый; Н. никелиновый; О. алюминиевый. -
Проволоку разрезали пополам и сложили вдвое. Изменится ли её сопротивление?
У. не изменится; О. увеличится в 2 раза; Ш. увеличится в 4 раза;
С. уменьшится в 2 раза; Т. уменьшится в 4 раза.
8. Домашнее задание:
- Какова масса медной проволоки длиной 2 км и сопротивлением 8,5 Ом?
- Как, используя линейку, амперметр, вольтметр, ключ и источник тока, определить площадь сечения никелиновой проволоки? Предложите план действий.
9. Рефлексия (подведение итогов урока).
- О чем вели речь на уроке?
Повторили основные понятия темы: сила тока, напряжение, сопротивление.
Вели речь о таких физических величинах как: I, U, R. И их единицах измерения: А, В, Ом. Вспомнили законы и формулы с помощью которых можно определить сопротивление проводника: . Решали теоретические и практические задачи. Вспомнили правила включения измерительных приборов в электрическую цепь.
- Что интересного запомнилось вам на уроке?
- Что оказалось для вас полезным?
- Как вы оцениваете свою деятельность, активность на уроке?
- На какие вопросы вы не получили ответа?