Урок повторения в 8-м классе по физике "Расчёт сопротивления проводников"

Разделы: Физика


Цели урока:

  • Образовательная: закрепление знаний по теме и умения решать качественные, расчетные, графические задачи, задачи рисунки, экспериментальные задачи. Систематизация знаний основных формул и определений, единиц измерения физических величин. Формирование умения использовать полученные знания на практике.
  • Воспитательная: воспитание мировоззренческих понятий; познаваемость окружающего мира и человечества; воспитание чувства товарищеской взаимовыручки, этики групповой работы.
  • Развивающая: развитие навыков и умений классифицировать и обобщать, читать графики, развитие самостоятельности мышления и интеллекта; грамотной устной речи; развитие навыков практической работы. Развитие интереса к предмету путём выполнения разных заданий: практических и групповых.

Оборудование: амперметр, вольтметр, источник тока, лампочка на подставке, резистор, исследуемый проводник, соединительные провода, ключ.

Форма организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Учитель на уроке выступает в роли консультанта. Учащиеся класса самостоятельно выбирают для себя посильную работу в группе А, Б, С с учетом индивидуальных особенностей.

Учащимся разъясняется, что при полном и правильном выполнении заданий группы А, Б, С на каждом этапе урока, они получают определенную оценку: «3», «4», «5». Ученик имеет право выбора той работы, в выполнении которой он уверен.

Учитель наблюдает за их деятельностью, беседует с некоторыми из них, выясняя осознанность решения, выясняет степень самостоятельности. Оценивает работу учащихся, заполняя лист контроля.

Ф.И.О. Основные этапы урока
ФО ЭЗ ГЗ ЗР ТЗ Тест
1 2
Гуларов В.
…….
«М» «О» «Л» «О» «Д» «Е» «Ц»

Ход урока

1. Организационный этап (1-2 мин.)

(на доске записывается тема урока)

2. Активизация знаний

На данном этапе провожу проверку знаний определений физических величин, их обозначений, единиц измерения в СИ, формул для расчета, что способствует дальнейшей организации работы на уроке.

Фронтальный опрос провожу по вопросам с использованием сигнальных карточек:

Вопросы:

  1. Как называется данная физическая величина ?
    Что называется силой тока?
  2. Единица измерения силы тока?
  3. Каким прибором измеряется силы тока?
  4. Как этот прибор подключается в электрическую цепь?
  5. Определите показания приборов изображенных на рисунке.

  6. Какое название носит физическая величина обозначаемая ?
  7. Её единица измерения?
  8. Каким прибором мы измеряем напряжение?
  9. Как этот прибор подключается в электрическую цепь.
  10. Определите показания приборов.

  11. Физическая величина обозначаемая через , называется …..
  12. Дайте определение данной физической величины.
  13. В каких единицах измеряется эта величина?
  14. Назовите причину возникновения электрического сопротивления.
  15. От чего и как зависит сопротивление проводника?
  16. Как связаны между собой J, U, R?
  17. Кем была установлена эта зависимость?
  18. Что мы знаем о значении J, U, R при последовательном и параллельном соединении проводников?

А теперь задача для каждой группы:

Гр А: Чему равно сопротивление проводника длиной 1 м и поперечным сечением 1 мм2, сделанного из меди? вольфрама? (0,017 Ом ∙мм2 / м; 0,055 Ом ∙мм2 / м).

Гр Б: Два мотка медной проволоки одинакового сечения имеют длину 50 м и 150 м. Какой из них обладает меньшим сопротивлением и во сколько раз? (l <; R < в 3 р)

Гр С: Как сказалось бы на яркости свечения электрической лампы замена в цепи всех медных соединительных проводников на нихромовые? (при замене проводников, яркость свечения электрической лампы уменьшается).

Молодцы! Можно приступить к выполнению практической части урока. Будьте внимательны при снятии показаний приборов, в расчетах.

3. Решение экспериментальных задач

Гр А: Предложите экспериментальный способ определения сопротивления проводника используя следующее оборудование: источник тока, ключ, соединительные провода, амперметр, вольтметр исследуемый проводник.

Гр Б: Как проверить, зависит ли сопротивление от длины проводника, если у вас имеется ещё один проводник с таким же сопротивлением?

Гр С: Определите опытным путем зависимость сопротивления проводника от площади его поперечного сечения.

4. Работа с графиками

Гр А: Дан график зависимости силы тока от напряжения. Чему равно сопротивление этого участка цепи?

Гр Б: На рис. представлены графики зависимости силы тока от напряжения для трёх металлических проводников. Какой проводник обладает наибольшим электрическим сопротивлением?

   

Гр С: Какой из графиков правильно отражает зависимость сопротивления от площади поперечного сечения проводника?

5. Решение задач рисунков

Гр А: На рис. изображены схемы электрических цепей для измерения сопротивления резистора. Какая из них позволит это сделать?

 

Гр Б: По показаниям приборов, условно изображенных на рис., определите сопротивление части реостата R, включенной в электрическую цепь.

Гр С: Каково сопротивление лампы, включенной в цепь, так, как показано на схеме?

6. Решение теоретических задач

Гр А:

  1. По паспортным данным лампочек ёлочных гирлянд или карманного фонарика рассчитайте сопротивление нитей накаливания.
  2. Медная антенна имеет длину 50 м и площадь поперечного сечения 100 мм2. Определите её сопротивление.

Гр Б:

  1. Рассмотрите тип соединения лампочек в ёлочной гирлянде, подсчитайте их число и определите их общее сопротивление. Узнав сопротивление одной из них.
  2. Камнедробилка находится от электростанции на расстоянии 1 км. Определите сечение подводящих медных проводов, если при силе тока 40 А падение напряжения на проводах 20 В.

Гр С:

  1. Определите тип соединения лампочек в классной комнате и рассчитайте их общее сопротивление, узнав сопротивление одной из них.
  2. От источника тока напряжением 45 В необходимо питать нагревательную спираль сопротивлением 20 Ом, рассчитанную на напряжение 30 В. Имеется три реостата на которых написано: 6 Ом, 3 А; 30 Ом и 4 А; 800 Ом, 0,6 А. Какой из этих реостатов надо взять?

7. Тестирование

Учащимся предлагается тест с выбором ответа. При правильном решении теста из букв, обозначающих коды выбранных ответов, группа А получает слово «провод», группа Б – «кнопка», группа С – «элемент».

Гр А:

  1. Причиной электрического сопротивления металлического проводника является …
    П. Взаимодействие электронов с ионами кристаллической решетки.
    С. Взаимодействие электронов между собой.
    У. Взаимодействие ионов кристаллической решетки между собой.

  2. От чего зависит сопротивление проводника?
    М. от длины и площади сечения проводника;
    Н. от рода вещества;
    В. От силы тока и напряжения;
    Р. от длины, площади поперечного сечения и рода вещества проводника.

  3. Удельное сопротивление никелина 0,4 Ом ∙мм2/ м. Это значит, что никелиновый проводник длиной …
    Ш. 0,4 м и площадью сечения 1 мм2 имеет сопротивление 1 Ом;
    Л. 1 м и площадью сечения 0,4 мм2 имеет сопротивление 1 Ом;
    О. 1 м и площадью сечения 1 мм2 имеет сопротивление 0,4 Ом;
    К. нет правильного ответа.

  4. Сопротивление участка цепи 0,25 кОм. Какое число нужно подставить в формулу для расчетов?
    Е. 0,025; В. 250; Г. 25000.

  5. Формула для расчета сопротивления имеет вид:

  6. Как изменится сопротивление проводника, если напряжение на его концах увеличить в 2 раза?
    Г. увеличится в 2 раза;
    В. уменьшится в 2 раза;
    Д. не изменится;
    А. недостаточно данных, чтобы ответить на вопрос.

Гр Б:

  1. Напряжение на электрической лампе 220 В, а сила тока в ней 0,5 А. Определите сопротивление лампы.
    М. 110 Ом; Л. 220 Ом; Н. 0, 002 Ом; К. 440 Ом.

  2. Вычислите сопротивление алюминиевого кабеля длиной 10 км и площадью поперечного сечения 2 см2.
    С. 1500 Ом; Н. 1,4 Ом; О. 6,5 Ом; П. 0,2 Ом; Д. 28 Ом

  3. Какой длины нужно взять нихромовый проводник площадью поперечного сечения 0,2 мм2 для изготовления спирали нагревательного элемента сопротивлением 22 Ом?
    О. 4 м; Р. 20 м; В. 40 м; Е. 30 м; Д. 1 м.

  4. Медная, стальная и никелиновая проволоки имеют равные размеры. Какая из них имеет наименьшее сопротивление?
    П. медная; К. стальная; Д. никелиновая.

  5. Вольтметр включают по отношению к изучаемому участку цепи
    К. параллельно; Л. последовательно.

  6. Какого сечения нужно взять константановую проволоку длиной 10 м, чтобы она имела сопротивление 50 Ом.
    Б. 0,8 мм2; В. 1,6 мм2; А. 0,1 мм2; Д. 0,4 мм2; Г. 0,2 мм2.

Гр С:

  1. Имеется проводник сопротивлением 100 Ом. Как из него сделать проводник сопротивлением 50 Ом?
    Э. отрезать половину;
    Л. сложить вдвое;
    К. Сложить вчетверо;
    Г. отрезать четверть проводника.

  2. Площадь сечения одного проводника 2,5 мм2, а другого 10 мм2. Они сделаны из одного материала и имеют одинаковую длину. У кого из них сопротивление меньше и во сколько раз?
    Е. у второго, меньше в 4 раза;
    Б. у второго, меньше в 2 раза;
    Д. у второго, меньше в 25 раз;
    Г. у второго, больше в 4 раза.

  3. Для освещения классной комнаты установлено 10 одинаковых ламп сопротивлением 440 Ом каждая. Каково их общее сопротивление?
    М. 44 Ом; Л. 4,4 Ом; С. 4400 Ом; К. 120 Ом.

  4. От железной проволоки отрезали два куска длиной l1= 2 м и l2=50 см. Каково будет отношение их сопротивлений?
    Б. R2 = R1 Г. R2 = 2R1 В. R2 =R1 /2 А. R2 =4R1 Е. R2 = R1/4

  5. Для изготовления спиралей электрических плиток используют проводники с большим удельным сопротивлением. Какой проводник более других пригоден для этого: свинцовый, медный, железный, никелиновый, алюминиевый?
    С. медный; Р. железный; Т. свинцовый; Н. никелиновый; О. алюминиевый.

  6. Проволоку разрезали пополам и сложили вдвое. Изменится ли её сопротивление?
    У. не изменится; О. увеличится в 2 раза; Ш. увеличится в 4 раза;
    С. уменьшится в 2 раза; Т. уменьшится в 4 раза.

8. Домашнее задание:

  • Какова масса медной проволоки длиной 2 км и сопротивлением 8,5 Ом?
  • Как, используя линейку, амперметр, вольтметр, ключ и источник тока, определить площадь сечения никелиновой проволоки? Предложите план действий.

9. Рефлексия (подведение итогов урока).

  1. О чем вели речь на уроке?

    Повторили основные понятия темы: сила тока, напряжение, сопротивление.

    Вели речь о таких физических величинах как: I, U, R. И их единицах измерения: А, В, Ом. Вспомнили законы и формулы с помощью которых можно определить сопротивление проводника: . Решали теоретические и практические задачи. Вспомнили правила включения измерительных приборов в электрическую цепь.

  2. Что интересного запомнилось вам на уроке?
  3. Что оказалось для вас полезным?
  4. Как вы оцениваете свою деятельность, активность на уроке?
  5. На какие вопросы вы не получили ответа?