Цели урока:
образовательная:
формировать у школьников представление о сельском хозяйстве, его отраслях (растениеводство, животноводство) и способах повышения продуктивности;
развивающая:
развивать умение самостоятельно систематизировать полученные результаты исследований и их оформление;
воспитательная:
воспитывать коммуникабельность, заинтересованность в достижении цели, умение работать в команде.
Ход урока:
I. Организационный момент. Положительный настрой на урок
II. Актуализация знаний.
а) Определи, о каком растении идет речь.
«Как только растает снег, на пригорках появляются желтые ежики скромных цветков. Листья вырастают позднее, после цветения. Листья этого растения удивительные: одна сторона цветка теплая, пушистая, мягкая, а другая – плотная, блестящая и холодная». (Мать-и-мачеха)
- Это растение культурное или дикорастущее?
- Чем отличаются культурные растения от дикорастущих?
- Как растения стали культурными?
- Чтобы выращивать культурные растения, как нужно было жить древним людям?
- Почему другие люди кочевали?
- Как появились домашние животные?
- Какие профессии связаны с содержанием домашних животных и выращиванием культурных растений? (Агроном, полевод, овощевод, доярка, ветеринарный врач, свекловод, тракторист, хлебороб, комбайнер, животновод, свиновод).
- В каких отраслях сельского хозяйства они работают?
- Кто является диким предком: коровы (тур), собаки (волк), домашнего голубя(сизый голубь)?
- Сразу ли они стали домашними?
- Сколько лет для этого понадобилось?
- Как называется понятие о выведении новых сортов и пород? (селекция)
- Что это искусственный отбор или естественный? Объяснить.
Работа у доски. (2 ученика)
Задание 1.
Средняя Азия. Среднеазиатская овчарка. |
&Шотландия. Шотландская овчарка или колли. |
- Выбери нужные признаки для пород собак: доброта, злобность, самостоятельность, послушность, короткая шерсть. Ответы обоснуй.
- Какие породы собак человек выращивал? (охранные, пастушеские, охотничьи, бойцовые, декоративные)
Задание 2.
ПШЕНИЦА | КАПУСТА |
МОРКОВЬ |
- Напиши признаки к каждому растению, которые ты хотел бы улучшить. Жесткая солома, устойчивость к вредителям, количество семян, низкорослость, развитие корня, развитие листьев, устойчивость к непогоде, количество питательных веществ. Ответ обоснуй.
Проблемная ситуация.
- Какие виды деятельности вы знаете в сельском хозяйстве?
- Почему произошло разделение сельского хозяйства на виды деятельности?
- Какую выгоду при этом получает человек? ( Экономит силы, время, средства).
III. Совместное открытие знаний.
- Мы сегодня много говорим о хозяйстве человека, о разновидностях деятельности, так какая сегодня тема урока? («На службе у человека»). Почему?
Пословицы.
Без хозяина – земля круглая сирота.Загадка.
На бесплодной земле не разбогатеешь.
Больше землю удобряй – выше будет урожай.
Чем чернее земля, тем она плодороднее.
Меня бьют, колотят, режут, ворочают, а я все терплю и всем добром плачу. (Почва).- Как можно использовать эти пословицы?
- В любых ли районах земного шара можно заниматься различными отраслями сельского хозяйства?
- Можно ли изменить некоторые природные условия для получения урожая? Как? Выдвигайте свои гипотезы.
- А) повысить плодородие почвы, внести удобрение;
- Б) одну и ту же культуру нельзя высаживать на одном и том же месте;
- В) увеличить количество воды в почве, полив;
- Г) Увеличить световой день, сделать искусственное освещение;
- Д) Защитить от вредителей, внести ядохимикаты (осторожно)
- Дайте разумный совет животноводам для увеличения продукции. (Выбрать те породы, которые легче породы обеспечить кормом, подходящий климат.)
IV. Защита проектов.
Учащиеся разделены на группы по их желанию. Выбирались темы каждой группой, велась подготовка на протяжении нескольких уроков. Каждая группа определяла занятость каждого. Составление учащимися бизнес-планов, разработка проектов в области сельского хозяйства, выбор правления «фирмы» и защита своего проекта со всеми финансовыми расчетами. Защиты проектов проходят по группам: выращивание продажи цветов ( розы, хризантемы), выращивание молочных пород коров, выращивание и реализация яблок. Данная работа направлена не только на знания отраслей сельского хозяйства, но и на умение произвести все «расчеты» для благоприятного ведения хозяйства. По ходу защиты были заданны вопросы группе. Завершается работа коллективным обсуждением, объявлением результатов внешней оценки, формулировкой выводов.
Параметры внешней оценки.
- Значимость и актуальность проблемы;
- Активность каждого участника проекта в соответствии с его возможностями;
- Коллективный характер принимаемых решений;
- Характер общения и взаимопомощи участников проекта, умение работать;
- Умение аргументировать свои заключения, выводы;
- Эстетика оформления результатов выполнения проекта;
- Умение отвечать на вопросы каждого члена группы.
V. Подведение итогов урока.
- Выращиванием культурных растений и домашних животных занимается сельское хозяйство. Разнообразные средства и методы позволяют увеличить его продукцию.