ЦЕЛЬ: Включение в осознание гуманистических принципов отношения друг к другу: доброты, дружбы, честности, взаимопомощи.
ЗАДАЧИ: Приобщение к нравственным нормам взаимоотношения в коллективе, в общении с людьми.
ОБОРУДОВАНИЕ: Пословицы о доброте, дружбе, герои детских сказок, письмо Улыбки, рисунки: камень с надписью, пропасть зла, поляна, лесенка, цветы, изготовленные детьми, фонарики, слова злые и добрые, записанные на доске.
Рисунки страны заколдованной и расколдованной, Фея Добра, горящий фонарик Дружбы, фонарики, изготовленные детьми, иллюстрация большой реки.
ВОСПИТАТЕЛЬ ГПД: Жедик Марина Михайловна.
Занятие по этической грамматике. Сегодня мы продолжаем шагать по ступенькам этой мудрой науки.
В классе у нас много гостей. Давайте познакомимся с ними, подружимся и поздороваемся. (музыкальное приветствие «Здравствуйте»).
Ну а дружба, всем известно, начинается с ……. (все – с улыбки)
Давайте улыбнемся друг другу, чтоб на капельку солнца прибавилось в мире,
Чтоб на капельку счастья прибавилось в мире,
Чтоб на капельку радостней сделалась жизнь.
Я знаю, что все: и дети и взрослые, ведь они тоже были детьми, очень любят сказки. В сказке добро побеждает зло.
А кто в сказках помогает героям совершать добрые дела?
Да, это добрые волшебники, феи.
А мы можем быть добрыми волшебниками? (Да!)
Что для этого надо? (доброта, честность, правдивость)
Конечно, мы все можем попробовать стать добрыми волшебниками. Ведь самое главное волшебство – это доброта. Недаром мудрая пословица гласит: «Доброе слово, что ясный день».
Быть добрым волшебником только попробуй,
Тут хитрости вовсе не надо особой,
Понять и исполнить желанье другого
Одно удовольствие, честное слово!
А что такое доброта? (ответы детей)
Доброта – это отзывчивость, стремление сделать хорошее другим. (Песня «Если добрый ты»).
Добро в каждом из нас. Оглянитесь вокруг – сколько добрых дел ждет вас, нужно только уметь их найти.
Откуда появились понятия «добро» и «доброта»?
Люди издавна с благодарностью воспевали все, что вызывает тепло, радость. Во всех сказках воспевается все доброе, сделанное во имя людей.
Даже в древней азбуке буква «Д» называется «добро». Вот какие глубокие корни. В народе всех выше ценностей была всегда доброта.
А что о добре говорит наш богатый, могучий, русский язык?
Давайте вспомним пословицы о доброте. (Дети называют пословицы)
Прочитайте пословицы, записанные на доске.
Добрым жить на белом свете веселей.
Худо тому, кто добра не делает никому.
Путем зла не дойти до добра.
Тот, кто делает добро другому, делает самому себе.
Почему так говорят? (Объяснение детей).
В народе говорят, что к доброму добро вернется втройне.
Легко ли быть добрым? (ответы детей) ( затем звучит сигал СОС).
Как вы думаете, что это за звуки? (кому-то требуется помощь).
Смотрите, какой-то конверт.
От нас требуется помощь. Этот сигнал получен от жителей сказочной страны Словении. Маленькая Улыбка попросила передать письмо, в котором просит помощи: (Читают дети)
Дорогие ребята!
У нас беда. Власть в стране захватила злая страшная Зависть. Она замуровала в стене все добрые слова, запретила смех и музыку, сделала своими приближенными страх, жадность, сплетни.
Теперь у нас хмуро даже днем. Все дерутся, обижают друг друга, ябедничают. Помогите нам! Вы, наверное, знаете волшебство, которое поможет нам опять стать доброжелательными, вежливыми.
Как же нам помочь жителям страны прогнать Зависть?
Хотите попробовать стать добрыми волшебниками?
Путь будет нелегким. Готовы к трудностям?
Тогда нам пора. Только как же попасть в сказку? (ответы детей)
В мире сказок обязательно бывает каждый , но туда нельзя долететь на обычном самолете или доехать на обычном поезде. Нужно уметь фантазировать и еще вспомнить волшебные слова:
Сказка мудростью богата,
Скажем сказке: «Приходи»!
Это присказка, ребята,
Сказка будет впереди. (Музыка)
Мы в сказке. Нашу дорогу преградил камень. На нем надпись. Прочитайте.
Направо пойдешь – в страну безделья попадешь.
Налево пойдешь – в страну себялюбцев попадешь.
Прямо пойдешь – друга найдешь.
Какую дорогу выберем? Почему?
А у вас есть настоящие друзья? С кем бы вы пошли в трудный путь?
Хорошо, пойдем прямо.
На нашем пути новая преграда - «пропасть зла».
Возле пропасти на дереве сова. У совы какое-то письмо.
Прочитаем его.
В пропасти можно и пропасть. Пройти сможет лишь тот, кто видит в себе недостатки , хочет избавиться от них. Но можно и не рисковать, а повернуть направо – в страну безделья или налево – в страну себялюбцев. Решайте!!!
Что решим?
Раз вы приняли решение перейти через пропасть, напишите на листочках те недостатки, от которых хотели бы избавиться.
Опустите их в черный ящик и сбросим ящик в пропасть зла, чтобы эти недостатки не мешали нам дружить и честно жить.
Бросили черный ящик, а теперь можем перейти через пропасть.
А как перейти? (построить мост, лесенку).
Из чего можем построить лесенку? (из хороших дел).
Вспомните свои добрые поступки.
Получилась I ступенька,II III, IV.
Вот и лесенка как в доброй песенке:…. Раз ступенька, два ступенька – будет лесенка.
Теперь мы можем перейти через пропасть зла и двигаться дальше.
Какая замечательная поляна! Давайте её украсим. На столах у вас лежат цветы, напишите на них имена ваших друзей.
Теперь давайте эти цветы посадим на поляну.
Посмотрим, как расцвела наша поляна улыбками ваших друзей.
Как можно назвать эту поляну? (Дружбы, Радости, Улыбок, Нежности)
(Песня «Цветной луг»)
Нас ждет дорога. А дружба и доброта пусть будут нашими помощниками.
Вот и страна Словения. Как здесь страшно, неуютно, печально. Вокруг злые слова.
Как же нам разогнать черные тучи и спасти страну?
Я вспомнила слова из письма: вы, наверное, знаете волшебные слова и волшебство, которое поможет нам опять стать добрыми.
Давайте попробуем плохие слова, которые окружили нашу страну, превратить в добрые. Попробуем?
ЖАДНОСТЬ | ЩЕДРОСТЬ |
(дети превращают слова в добрые, учитель постепенно открывает).
Страна не расколдовалась. Почему не получилось превращение?
(подвести детей к выводу: сила в слове – вместе).
Мы все вместе хотим избавиться от этих страшных слов.
Попробуем вместе сказать волшебные слова. (Перечисляют)
Вот и рассеялись злодеяния жестокой зависти и ее слов. Нас встречает Фея Добра.
Своей добротой, дружбой вы смогли прогнать злые силы. Сказочная страна снова ожила. Посмотрите, она светится от добрых слов.
Так и хорошие поступки освещают нашу жизнь, жизнь наших близких людей, наших друзей.
Дорогие мои добрые волшебники, вы спасли сказочную страну. В нашей сказке добро побеждает зло.
Что помогло в пути? Что помогло победить зло?
Дружба! Какое замечательное слово!!!
Друг в беде не бросит, лишнего не спросит, вот что значит настоящий, верный друг.
Я узнала, что в Японии существует древний обычай опускать на воду горящий фонарик дружбы. Фонарик медленно плывет по реке, находит друзей и передает им разные пожелания. У нас тоже есть такой фонарик, и мы можем отправить свои добрые слова своим друзьям. (зажигаю фонарик), говорю: Я очень хочу, чтобы в жизни вы не были равнодушными, пусть у вас будет доброе сердце, добрые мысли, добрые дела.
Я живу на Земле. Для чего я живу?
В жизни нужно что мне?
Что я в жизни могу?
Зажечь в сердце фонарик,
Чтобы вечно горел,
А еще я хочу, чтобы всех он согрел.
(передаю фонарик каждому ребенку, он говорит пожелание своим друзьям, фонарик возвращается к учителю).
Наш фонарик плыл по рукам, как по реке.
У каждого из вас есть свой фонарик. Свои фонарики мы с вами отправим в удивительное путешествие по реке Монча. Они унесут тепло наших сердец друзьям. (Прикрепляют свои фонарики к реке).
Как светло стало теперь, потому что горит много фонариков дружбы.
Наше занятие подошло к концу. Сегодня нам рядом с вами было тепло, уютно и легко.
Дорогие ребята! Дорогие гости, мне очень хочется, чтобы вы всегда слышали прекрасную музыку ваших сердец.
И пусть ваши фонарики доброты и дружбы станут символом света, тепла, дружбы, добра.
Пожалуйста, не гасите их в своих сердцах.
Прощаются.