Цель: Выяснить в чем тайна Белого моря?
Оборудование: видеомагнитофон, компьютер, карта Архангельской области, алгоритм описания моря, портрет К.П. Гемп, М.М. Пришвина, пособие «География Архангельской области», продукция Архангельского водорослевого комбината.
Ход урока.
Ребята нам пришло письмо.
Учитель биологии достает открытку из конверта и читает:
«Приглашаем учащихся 8 классов школы № 9 города Северодвинска принять участие в научной конференции по теме «Проблемы сохранения здоровья населения страны в условиях Севера» Начало семинара 24 ноября в 9 ч. 35 минут. Место проведения: Соловецкие острова. План проведения семинара прилагается. В конференции принимают участие океанологи, альгологи, эндокринологи, географы и другие специалисты кому не безразлично свое здоровье и здоровье нации. Форма докладов: компьютерная презентация, фотослайды».
План проведения конференции:
- Физико - географическая характеристика Белого моря. Знакомство с Соловками
- Общая характеристика водорослей
- Влияние йода на организм человека
- Лечебные свойства Фукуса и ламинарии
- История Архангельского опытного водорослевого комбината.
- Презентация продукции Архангельского опытного водорослевого комбината
- Подведение итогов семинара. Выпуск стенгазеты.
Учитель географии: И так вперед, мы начинаем. Тема нашего урока - конференции «Тайна Белого моря».
Цель: Выявить особенности природы Белого моря. Определить в чем тайна Белого моря?
Мы отправляемся в путешествие. На Соловки. Что такое Соловки? Как туда добраться?
Учащиеся: Это острова в Белом море. Добраться туда можно на теплоходе (Видеофрагмент «Море»)
Учитель географии: Ребята давайте совершим путешествие по Белому морю на старейшем, колесном пароходе « Гоголь» и составим карту - лоцию Белого моря.
Выполняем задание: прочитать текст пособия «География Архангельской области» ( см. страница 74 -75), определить:
- Название моря. Почему так называется?
- Географическое положение.
- Площадь, объем, среднюю глубину.
- Части моря.
- Особенности природы: температуру, соленость, растительный и животный мир.
Учитель: Проверим лоцию (на настенной карте условными значками обозначает особенности природы Белого моря)
Учитель биологии: Что мы все о море, да о море? Наша конференция проходит на Соловках.
Учитель географии: Белое море не богато островами. Соловецкие острова – крупнейший архипелаг беломорского бассейна. А что такое архипелаг?
Учащиеся: Архипелаг – это группа островов, расположенных в непосредственной близости друг от друга.
Физкультминутка.
Раз – начинается рассказ,
Два – поморгаем мы слегка,
Три руки шире растяни,
А четыре – а четыре пропустили,
Пять – ноги вытянем опять,
Шесть хочется конфетку съесть,
Семь – развернулись на совсем,
Восемь – много мы пятерок просим,
Девять – ручку снова надо взять,
Десять – и учебу продолжать
Учитель биологии: На нашей встрече присутствует географ - краевед, который расскажет о Соловецких островах.
Ученик: Здравствуйте, меня зовут Алиса, я географ - краевед хочу познакомить вас с Соловками. Соловецкие острова расположены в Белом море при входе в Онежскую губу. В архипелаг входит 6 крупных островов. Самый большой их них остров Соловецкий. Особое очарование здешней природе придают озера – их в этом крае более 560.Несмотря на то, что острова находятся посреди сурового Белого моря, климат ни них неожиданно мягок для приморья. В июне солнце почти не покидает здешнего горизонта, самый длинный день, на Соловках продолжается 21 час 56 минут и столько же, но уже в декабре, тянется самая длинная ночь. Благодаря особому микроклимату островов и окружающих их прибрежных морских вод здесь способно произрастать множество видов растительного мира.
На большом Соловецком острове со второй половины 19 века действует ботанический сад. Сейчас ежегодно высаживается множество новых видов и сортов растений, мало совместимых с условиями этих широт. Леса занимают большую часть архипелага. Животный мир Соловков, хоть не слишком многообразен, зато достаточно многочислен. Здесь водятся северные олени, белухи, морской заяц, гренландские тюлени. На островах много пищи: чайки, гаги, глухари, куропатки, рябчики. Прибрежные воды чрезвычайно богаты водорослевыми плантациями, некоторые из них имеют ценное промышленное значение.
Самое грандиозное сооружение Соловков – дамба, выложенная из крупных валунов. Длина – около километра, соединяет Большой Соловецкий остров с островами Большая Муксалма.
На острове существует система каналов, которая соединяет озера, расположенные в центральной части озера с озерами его северной части. (Компьютерная презентация)
Учитель биологии: Если опуститься на дно морское около архипелага, то можно увидеть как на сравнительно небольшой глубине, на многие сотни километров тянутся подводные леса и луга самых разнообразных цветов и оттенков. Это водоросли – своеобразная группа низших растений. Морские водоросли – самые древние представители растительного мира. Под водой сосредоточена основная растительная масса нашей планеты. Давайте послушаем выступление специалиста по этому вопросу.
Ученик: Здравствуйте, меня зовут Степан, я биолог расскажу вам о низших растениях – водорослях. Водоросли – древнейшие представители растительного мира. Они возникли около 2,5 млрд. лет назад. Размеры и строение водорослей очень разнообразны. Есть простые одноклеточные и многоклеточные водоросли. Существуют микроскопические формы и гиганты, размеры которых достигают даже сотни метров (сто лет назад их называли «морерослями») Подводные леса, формируемые бурыми водорослями (ламинария, алярия, микроцистис), напоминают джунгли. У водорослей нет корней, все питательные вещества растения получают из окружающей среды. Ко дну водоросли прикрепляются ризоидами и присосками. Некоторые из них, растущие у берега, по несколько часов в день проводят вне воды, и чтобы выжить, им необходимо оставаться влажными, т.к. высохнув, они гибнут. У ламинарии и других бурых водорослей есть надежное средство защиты от высыхания – альгиновые кислоты. Они способны удерживать воду. Если добавить в 1 литр воды 1 столовую ложку альгината вода станет желеобразной и вязкой как мед. Такое желе долго не высыхает, поэтому бурые водоросли на протяжении всего отлива остаются влажными и скользкими на ощупь.
В настоящее время данные ученых по 14 морям России свидетельствуют о наличии в прибрежных зонах обширных полей морских полезных растений.
Водоросли – это единственный источник веществ, необходимых многим отраслям народного хозяйства.
Морские водоросли и продукты их переработки применяют в сельском хозяйстве, пищевой, текстильной, парфюмерной промышленности.
Некоторые водоросли используют для приготовления медицинских препаратов. А такие вещества, как альгинаты и манит добывать иначе, чем из водорослей, человечество пока не научилось. (Компьютерная презентация)
Учитель биологии: Водоросли за миллионы лет существования нашей планеты накопили всю мудрость эволюции. Обрели уникальные свойства, которыми не обладают ни одни растения на суше. История использования водорослей для профилактики и лечения самых различных заболеваний уходит корнями в далекое прошлое. Морские водоросли используют в медицинских целях со времен Великой китайской империи. В летописях многих народов о них сохранились многочисленные сказания. В Китае и Японии водоросли использовались населением уже в 8 в.. В древнем Китае морской капустой лечили злокачественные опухоли. В Индии водоросли использовали как эффективное средство в борьбе с некоторыми заболеваниями желез внутренней секреции. В далекие времена поморы лечили водорослями различные заболевания, а также использовали их как практически единственный источник витаминов.
Учитель географии: Монахи Соловецкого монастыря уже в 19 веке организовали небольшое производство йода, брома, соды из морских водорослей. В их ежедневный пищевой рацион входила морская капуста. Злой рок связал известного религиозного философа и естествоиспытателя П.А.Флоренского с Соловками, где он находился в ссылке в 1935-1937 гг. и последние годы жизни посвятил изучению морских водорослей. Он занимался вопросами йода из них и получил важные научные и практические результаты по использованию морских водорослей.
Учитель географии: Вот такие они водоросли – те водоросли, запас которых в наших морях практически неограничен, которые сотнями тонн добывают у берегов Соловецких островов.
Те водоросли, которые источают резкий, неприятный и очень свежий запах йода, сливающийся с ароматом хвойного леса и придающий Соловецкому воздуху свою живительность.
Учитель биологии: Наша конференция посвящена вопросам сохранения здоровья человека. Так как мы живем на севере, отмечается рост числа заболеваний щитовидной железы.
Сегодня у нас присутствует врач – эндокринолог
Ученик: Здравствуйте, меня зовут Евгений, я врач-эндокринолог, я хочу познакомить вас с влиянием йода на организм человека. Дефицит йода в продуктах питания является проблемой многих регионов Земли. За всю жизнь человек съедает 3-5 г йода. Наиболее выражен дефицит йода в горных и предгорных районах (Северный Кавказ, Алтай, Дальний Восток). Доказано, что большое значение имеет содержание в атмосфере, так как йод морской воды при ее испарении поступает в атмосферу, затем в почву, водоемы. Вблизи морей содержание йода неизмеримо больше и в воде, и в почве, и в воздухе. Чем дальше от моря, тем меньше содержание йода. В высокогорных районах количество йода в воздухе и в почве уменьшается.
В среднем потребление йода в России составляет 40-80 мкг в день при рекомендуемой норме – 150 мкг, что в 2-3 раза ниже физиологической потребности. Для сравнения, житель США в день получает 400-800 мкг йода, а житель Японии порядка 1500мкг в сутки.
Морские растения содержат колоссальное количество йода, аккумулируя его из воды. Так в сухой ламинарии содержание йода колеблется от 160 до 800 мг. Йод – единственный из известных микроэлементов, который участвует в образовании гормонов, в частности гормонов щитовидной железы. Он оказывает выраженное влияние на обмен белков, жиров, углеводов. Недостаток йода может привести к целому руду серьезных заболеваний вследствие нарушения биосинтеза тироксина (гормон щитовидной железы). Угнетение функции щитовидной железы характеризуется развитием зоба, кретинизма. Длительный дефицит йода является фактором риска для возникновения рака щитовидной железы. Современные исследования ученых показывают, что список болезней, которые вызван йододефицитом, постоянно расширяется. При недостатке этого минерала у ребенка могут возникнуть умственные, невралгические и физические дефекты. У детей, в рационе которых мало йода, обычно бывает низкая интеллектуальная мотивация и часто развивается неспособность к обучению.
Морепродукты и морские водоросли обеспечивают организм богатый и безопасный источник минералов. Японцы употребляют до 3 мг йода в день, в основном за счет морепродуктов, и у них гораздо меньше заболеваемость щитовидной железы. Еще Гиппократ указывал на целебные свойства морских водорослей при зобе.
Учитель биологии: Ребята у вас на столах лежат буклеты, они посвящены проблеме йододифецита. Ознакомьтесь с ними.
-Почему буклет называется «Помоги себе и своим близким»?
-Что такое йододефицит?
-В чем он проявляется?
-С помощью, каких пищевых продуктов мы можем пополнить запасы йода в нашем организме?
Учитель географии: Химический элемент йод был открыт сравнительно недавно в 1811 году. История обнаружения йода в Поморье насчитывает более столетия. В 1898 году его обнаружили в районе Архангельска, в Исакогорке, но добывать йод тогда не стали. Позднее в Архангельске был открыт небольшой йодный заводик, который существует и сегодня. Конечно изменился профиль его работы, объемы, количество и качество продукции – это Архангельский опытный водорослевый комбинат (АОВК).
Учитель географии: Ребята посмотрите на эту миловидную женщину – ученого К.П.Гемп. Она была удивительнейшим человеком, долгие годы возглавлявшим АОВК, по профессии альголог – это человек, который изучает водоросли. В возрасте 105 лет Ксения Петровна читала без очков, в 70 опускалась на дно Белого моря с аквалангом, в 90 – плавала в бассейне. Она широко пропагандировала идею лечения многих болезней дарами моря – водорослями.
Наш земляк М.В.Ломоносов писал:
«Что может собственных Платонов,Применимы ли эти слова к К.П.Гемп?
И быстрых разумом Нефтонов
Российская земля рождать».
Учитель биологии: Из огромного количества водорослей наибольший практический интерес представляют бурые водоросли (ламинария и фукус). Жизнетворные соли фосфора и азота, которых немало в беломорской воде, являются источниками жизни и развития растений. И как уже оговаривалось, именно эти виды богато представлены в районе Соловецких островов, где ведется их добыча и промышленная переработка. Слово врачам-альгологам.
Ученица: Здравствуйте, меня зовут Алина, я врач-альголог, я хочу познакомить вас с целебными свойствами фукуса.
Ученик: Здравствуйте, меня зовут Дмитрий, я хочу познакомить вас с морской капустой – ламинарией.
Учитель биологии: ребята из водорослей изготавливают разнообразную продукцию, с которой нас познакомит менеджер по продажам АОВК.
Ученица: Здравствуйте, меня зовут Ксения, я менеджер по продажам, я хочу познакомить вас с продукцией АОВК. (Рассказывает и показывает продукцию комбината)
Учитель географии:
Закончить нашу конференцию хотелось бы словами М.Пришвина, посетившего остров в далеком 1933 году.
«Мне бы хотелось, чтобы в будущем здесь, в Соловках, устроился бы грандиозный санаторий для всего севера… Здоровье приходит к человеку в действии, согласованном с его интимнейшей природой… В будущем доктора не станут всех посылать на южные воды и виноград, а в ту природу, в ту среду. Где человеку все понятно, близко и мило. Вот тогда-то Соловки и сделают любимейшим островом здоровья для севера».
Подведем итог нашего урока – конференции. Так в чем тайна Белого моря?
(Ответы учащихся).