«...Урок я веду в духе сотрудничества с детьми
и уважения личности каждого из них,
поощряю их коллегиальную взаимность
в работе и сорадуюсь в связи с успехом
товарища в поиске и восхождении мысли »
(Ш. Амонашвили)
«Музыка – душа моя!»
(М. И. Глинка)
Главная цель урока: приобщение детей к осознанию прослушанной музыки посредством эмоционального восприятия.
Задачи урока:
- «через общение утвердить в детях радость познания» музыки;
- опираясь на личный жизненный опыт учащихся и их знания развить интерес к прослушанным произведениям и облегчить их восприятие;
- целенаправленно вывести детей на откровенную беседу о музыке.
Тип урока: урок-диалог.
Условные обозначения: П – педагог; Р – ребята
Ход урока
П.: Поприветствовать детей с улыбкой, создавая на уроке атмосферу доброжелательности. Поглядите на каждого ребёнка .Необходимо дать возможность детям свободно и спокойно общаться.
Р.: Приветствуют учителя.
П.: Мы с вами раскрыли уже очень много музыкальных секретов? /положительный ответ ребят / Сегодня нам предстоит раскрыть ещё один:
«О чём «говорит» музыка?»
У нас на доске что-то написано?
/На доске, действительно, записан нотами фрагмент из Симфонии № 40 В.А.Моцарта – основная тема III части /.
Р.: Это же фрагмент 3-й части сороковой симфонии Моцарта! / перебивая друг друга/
П. / улыбаясь /: Я не хочу вас разочаровывать, но…это просто ноты! / дети смотрят с недоумением / Согласны?
Р.: Ну, вообще-то, да…
П.: Вы, конечно, правы, но только в одном – эти ноты объединил в мелодию именно Вольфганг Амадей, именно в симфонии соль-минор, а вы увидели звуки. Теперь давайте оживим эту запись и кто-нибудь сыграет эту тему
/ кто-нибудь из детей исполняет тему на фортепиано /. Вот, теперь ноты превратились в живую музыку и способны разговаривать с нами на своём языке!
Р.: Но ведь Моцарт написал эту музыку для симфонического оркестра?!
П.: Конечно, давайте вспомним как она звучит / слушаем небольшой фрагмент первого раздела «Менуэта» в исполнении симфонического оркестра – музыку необходимо приготовить к прослушиванию заранее, чтобы не нарушать темп урока!/
П.: Можно ли танцевать под такую музыку?
Р.:
- Менуэт - старинный танец, но мне кажется, что от него здесь только размер - танцевать под такую музыку, наверно, не очень удобно /попросить детей попробовать -ребята разбиваются на пары, берутся за руки и двигаются под музыку, имитируя движения старинного танца/
- А мне кажется и характер музыки – не совсем танцевальный и беззаботный! / возможны и другие мнения у ребят /
П.: Я думаю, что вы правы – ведь Моцарт, вероятно, отдал дань существующим традициям и назвал третью часть цикла менуэтом. Что же он хотел выразить с помощью этой музыки – для каждого из вас представляется по – своему. Что представляете вы во время звучания «Менуэта»?
Р.:
- Мне, кажется, что у Моцарта было плохое настроение, когда он сочинял эту музыку.
- А я думаю, что он хотел изменить характер музыки 3-й части после медленной второй, поэтому музыка становится такой напряжённой. / вероятны и другие мнения /
П.: Думаю, что каждый из вас не ошибается в своих ощущениях. Молодцы! Продолжим?
Р.: Да, конечно!
П.: О чём «говорит» эта музыка?
/ прослушиваем фрагмент «незнакомой» для ребят Симфонии № 4 П.И. Чайковского из первой части /
Р.:
- Мне представляется сильная буря, которая сносит всё на своём пути, как ураган!
- А мне землетрясение, помните, которое было на Алтае!
П.: Молодцы! Действительно, здесь изображены и землетрясение, и буря – только не как явления природы, а как переживания человека, и даже, как его страдания. Пётр Ильич Чайковский – композитор, который выражал в своей музыке человеческие эмоции с такой могущественной силой, что создаётся ощущение того, что все надежды рушатся, но не вокруг нас, а внутри - это очень сильные переживания, прежде всего самого композитора.
Р.: Он был, наверно, несчастным человеком?
П.: Каждый человек ощущает себя в чём-то счастливым, а в чём-то - нет; видимо в тот момент, когда Пётр Ильич писал эту музыку – он испытывал душевные страдания.
Думаю, что язык инструментальной музыки понять несколько сложнее.
Сейчас предлагаю посмотреть и послушать видеофрагмент оперы, после чего продолжим наш диалог / смотрим небольшой видеофрагмент из оперы «Садко» Н.А. Римского - Корсакова, точнее Сцену появления Морского Царя во второй картине/.
П.: В чём восприятие оперного фрагмента для вас легче симфонического?
Р.:
- В опере мы не только слышим, но и видим - декорации, героев в костюмах.
- Знаем сюжет былины, на основе которой Римский-Корсаков сочинил оперу «Садко» / не исключены другие высказывания /
П.: Точно, молодцы! В этом и заключены секреты языка оперной музыки, которая, объединяя в себе несколько видов искусства, в том числе и литературу, помогает нам полнее окунуться в её глубины / связь слуховых и визуальных представлений ребёнка /. В опере изначально заложена своеобразная «программа», которая облегчает понимание произведения и его восприятие. Кстати, программа встречается, и достаточно часто, в инструментальной музыке / можно обсудить значение слова «программа» /. Например, в пьесах, которые вы играете на занятиях по специальности, в них тоже есть мини-программы - их названия- как «подсказки» - «Новая кукла», «Марш деревянных солдатиков» и другие.
Р.: Знаем, знаем! Это пьесы из «Детского альбома» Чайковского!
П.: Конечно, а я предлагаю послушать фортепианную пьесу из цикла другого русского композитора М.П. Мусоргского / слушаем фрагмент пьесы «Богатырские ворота», чтобы затронуть одновременно две темы, раскрываемые в одном и том же произведении /.
Р.:
- Я не знаю названия этой пьесы, но мне представляется огромное поле, у которого нет конца, простор и свежий, чистый воздух.
- А я «вижу» торжественное шествие, большое количество людей.
- Я представляю огромный дом-небоскрёб, вершина которого уносится высоко в небеса.
П.: У вас абсолютно нормальные представления о данной музыке, но если бы вы знали название пьесы, то вы бы, наверное, представили именно то, что задумал Мусоргский: «Богатырские ворота» из цикла «Картинки с выставки». Написана пьеса была после того, как Модест Петрович увидел на выставке эскиз проекта Киевских городских ворот художника и архитектора Виктора Гартмана / обязательно показать иллюстрацию с изображением проекта/.
Как вы думаете, о чём ещё хотелось сказать Мусоргскому в этой музыке?
Р.: Я помню, что когда-то давно, столицей нашей Родины был Киев, значит композитор хотел изобразить не только ворота, а ещё и Русь!
П.: Совершенно верно! Давайте прослушаем окончание пьесы / слушаем /.
Р.:
- Мне показалось, что фортепиано изображает звон колоколов?
- А я слышал, будто молятся?
П.: Умницы! Это на самом деле так и есть. Модест Петрович объединил здесь имитацию звона церковных колоколов с темой молитвы как символы православной веры. А прежде всего Мусоргский хотел показать силу, могущество русского народа, русского человека, Гражданина своей Родины, который её очень любит; недаром именно этой пьесой заканчивается весь цикл. Мы, безусловно, вернёмся к подобному диалогу ещё ни один раз. Я попрошу вас выразить то, что вы сегодня испытали, услышали или увидели, при помощи красок и бумаги.
Спасибо нам за урок!