Цели урока:
- Знакомство с творчеством В.Ю.Драгунского, его биографией.
- Развить умение анализировать содержание литературного произведения.
- Научить выразительному чтению по ролям. Развивать мышление, память, умение передавать содержание произведения.
- Воспитывать доброту ,умение сопереживать.
Оборудование: выставка книг, мультимедийные слайды, (с портретом писателя, иллюстрациями к произведениям), тестовые задания, карточки для групповой работы с отрывками текстов из произведений В.Ю.Драгунского.
Ход урока
1. Организационный момент.
Сегодня мы заглянем с вами в страну детства. Помогут нам в этом любимый и всемирно известный герой Дениска Кораблев и его друзья Аленка и Мишка. Урок мы посвятим книге «Денискины рассказы» и ее автору Виктору Юзефровичу Драгунскому.Вноябре 2008 ему исполнилось бы 95 лет.
2. Подготовка к восприятию нового материала.
«Денискины рассказы» написаны с юмором, имели оглушительный успех и сейчас пользуются большой популярностью. В сборнике автор изобразил своего сына и отчасти, самого себя. Он показывает своего героя наивным ,простодушным мальчиком , и вместе с тем, уважает его и восхищается его доброй и щедрой душой.
3. Биография автора.
Вот что о В.Драгунском рассказывает его младшая дочь Ксения: «Когда я была маленькая у меня был папа, В. Драгунский. Знаменитый детский писатель. Только мне никто не верил, что он мой папа, скорее дедушка. Потому что он был не очень молодой. Я -поздний ребенок. Младшая. У меня есть два старших брата- Леня и Денис. Они толстые и довольно лысые. Зато всяких историй про папу знают больше чем я.
Мой папа родился давным-давно. В 1913 году. И не где-нибудь, а в Нью-Йорке. Это вот так вышло- его мама и папа были молоды, поженились и уехали из белорусского города Гомеля в Америку ,за счастьем и богатством. Про счастье -не знаю, а вот с богатством у них совсем не вышло. Питались исключительно бананами, а в доме где они жили бегали здоровенные крысы. И они решили вернуться обратно в г.Гомель, а потом перхали в Москву. Там мой папа учился в школе. Учился плохо. Зато любил читать книжки. Потом работал на заводе, учился на автора, работал в театре Сатиры, а еще клоуном в цирке и носил рыжий парик. Наверное поэтому у меня волосы рыжие. И в детстве я хотела стать клоуном. В конце 50-х годов ХХ века появились первые рассказы В.Драгунского. Он написал для ребят немало книг: «Расскажите мне про Сингапур», «старый мореход», «зеленчатые леопарды» и еще множество других. Все рассказы разные: над одними хочется смеяться до слез, над другими задумываешься, порой грустишь и огорчаешься.»
4. Главным героем всех историй является мальчуган Дениска. Сына Виктора драгунского тоже зовут Денисом, и он очень близок к литературному персонажу. Кто читал рассказы, мог заметить, что Дениска похож… на вас, на ваших друзей. Он любознателен, обожает мечтать. В мечтах переплывает моря, летает в космос, имеет слонёнка. Он даже придумал способ, что бы в сказках всё было хорошо. Дениска (как и сам автор) любит всё живое и цирк.
Правила турнира: А теперь, ребята, мы начинаем турнир – состязание «Знатоков и любителей книг Виктора Драгунского».
Дети разделены на 3 команды. Турнир будут судить жюри из трёх – четырёх родителей.
Ответы оцениваются по 5-и бальной системе.
Задания:
1. Отгадайте, из какого рассказа этот отрывок.
Вопрос первой команде.
«- Вот, папа, послушай, какую я Мишке задал задачу: вот у меня есть два яблока, а нас трое, как разделить среди нас поровну?
Мишка сейчас же надулся и стал думать. Папа не надулся, но тоже задумался. Они думали долго. Я тогда сидел.
- Сдаёшься, Мишка?
Мишка сказал:
- Сдаюсь!
- Что бы мы все получили поровну, надо из этих яблок сварить кампот.»
Ответ на вопрос: « Надо иметь чувство юмора»
Вопрос второй команде.
«- Ну-ка брось свою репинскую кисть и давай помогай.
Я сказал:
- А что я должен делать?
- Вот погляди! Видишь на курице какие – то волоски. Ты их состриги, потому что я не люблю бульон лохматый. Ты состриги, а я пока пойду на кухню и поставлю воду кипятить!
Я взял мамины ножницы и стал подстригать на курице волоски по одному.
Папа вошел в комнату, поглядел на меня и сказал:
- С боков больше снимай, а то получится под бокс!...»
Ответ на вопрос: «Куриный бульон»
Вопрос третьей команде:
«- Папа! Там в цирке есть девочка. Она танцует на голубом шаре. Такая славная, лучше всех! Она мне улыбнулась и махнула рукой. Мне одному, честное слово! Понимаешь, папа? Пойдём в следующее воскресенье в цирк! Я тебе её покажу!
Папа сказал:
- Обязательно пойдём. Обожаю цирк!»
Ответ на вопрос: «Девочка на шаре»
2. Конкурс на лучшее ролевое чтение.
Ребята, отгадайте, из какого рассказа эти инсценировки.
«Он живой и светится»
«Всё тайное становится явным»
«Заколдованная буква»
3. Конкурс капитанов.
Задание для капитанов, вспомнить и записать, как можно больше произведений Виктора Драгунского.
А сейчас, мы с вами отдохнём и посмотрим замечательные детские фильмы, созданные по рассказам Драгунского, а потом споём песню В. Шаинского «По секрету всему свету».
4. Конкурс «Чёрный ящик».
Звучит музыка «Что? Где? Когда?». Старшеклассник выносит «Чёрный ящик». В этом ящике находятся предметы, которые встречаются в произведениях В. Драгунского.
Дети, по одному от команды, достают предметы:
- Плюшевый медвежонок – «Друг детства»
- Самосвал – «Он живой и светится»
- Воздушный шарик – «Красный шарик в синем небе»
- Рогатка – «Смерть шпиона Гадюкина»
- Электронные весы – «Ровно 25 кило»
5. Конкурс «Денискины ответы».
«- Дорогие ребята, Дениска любознателен, он ищет ответы на многие вопросы и отвечает на них по-своему. Поможем ему?
Назвать из какого рассказа:
- Кого и что покрасил Дениска, когда решил стать моляром?
Ответ: Алёнку , стенку, чистое бельё и управдома Алексея Акимыча («Сверху, вниз, наискосок»). - Как разделить на троих два яблока?
Ответ: сварить компот («Надо иметь чувство юмора»). - Какой вес нужно было иметь, чтобы получить подписку на журнал «Мурзилка»?
Ответ: ровно 25 кило(«Ровно 25 кило»). - На что похожа нога, не достающая до педали велосипеда?
Ответ: на макаронину(«Мотогонщик по отвесной стене»). - Какой больной похож на зелёнчатого леопарда?
Ответ: больной ветрянкой(«Зелёнчатые леопарды»). - Рецепты блюда: соль, сахар, кипяток, хрен. А что в результате?
Ответ: Добавил к манной каше(«Тайное становится явным»). - «Взять…состричь, подпалить волоски, постирать с земляничным мылом». О каком блюде идёт речь?
Ответ: куриный бульон («Куриный бульон»).
Молодцы ребята, спасибо за урок. Жюри подводит итоги конкурсов нашего турнира.
Итог урока: Рассказы В.Ю. Драгунского с неизменным интересом читают взрослые и дети. Современники писателя вспоминают его, как открытого, доброго, обаятельного человека. А название знаменитого рассказа «Он живой и светится» вполне подходило и самому автору. Драгунский писал для детей, создавая удивительный мир солнечных зайчиков, искрящихся глаз и звонкого детского смеха.
«Спешите приносить радость детям!» - говорил писатель.
Список использованной литературы:
- И.Ф.Ященко. Поурочные разработки по внеклассному чтению для 2 класса. Москва. «Вако» 2006 г.
- В.Ю.Драгунский «Рассказы» «Дрофа» 2005 г.
- Биография писателя: http://www.kmslib.ru/8dragunsk.html
- http://www.tonnel.ru/index.php?l=gzl&uid=361