Урок-игра с элементами проектной деятельности "Волшебный мир детства"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. Знакомство с творчеством В.Ю.Драгунского, его биографией.
  2. Развить умение анализировать содержание литературного произведения.
  3. Научить выразительному чтению по ролям. Развивать мышление, память, умение передавать содержание произведения.
  4. Воспитывать доброту ,умение сопереживать.

Оборудование: выставка книг, мультимедийные слайды, (с портретом писателя, иллюстрациями к произведениям), тестовые задания, карточки для групповой работы с отрывками текстов из произведений В.Ю.Драгунского.

Ход урока

1. Организационный момент.

Сегодня мы заглянем с вами в страну детства. Помогут нам в этом любимый и всемирно известный герой Дениска Кораблев и его друзья Аленка и Мишка. Урок мы посвятим книге «Денискины рассказы» и ее автору Виктору Юзефровичу Драгунскому.Вноябре 2008 ему исполнилось бы 95 лет.

2. Подготовка к восприятию нового материала.

«Денискины рассказы» написаны с юмором, имели оглушительный успех и сейчас пользуются большой популярностью. В сборнике автор изобразил своего сына и отчасти, самого себя. Он показывает своего героя наивным ,простодушным мальчиком , и вместе с тем, уважает его и восхищается его доброй и щедрой душой.

3. Биография автора.

Вот что о В.Драгунском рассказывает его младшая дочь Ксения: «Когда я была маленькая у меня был папа, В. Драгунский. Знаменитый детский писатель. Только мне никто не верил, что он мой папа, скорее дедушка. Потому что он был не очень молодой. Я -поздний ребенок. Младшая. У меня есть два старших брата- Леня и Денис. Они толстые и довольно лысые. Зато всяких историй про папу знают больше чем я.

Мой папа родился давным-давно. В 1913 году. И не где-нибудь, а в Нью-Йорке. Это вот так вышло- его мама и папа были молоды, поженились и уехали из белорусского города Гомеля в Америку ,за счастьем и богатством. Про счастье -не знаю, а вот с богатством у них совсем не вышло. Питались исключительно бананами, а в доме где они жили бегали здоровенные крысы. И они решили вернуться обратно в г.Гомель, а потом перхали в Москву. Там мой папа учился в школе. Учился плохо. Зато любил читать книжки. Потом работал на заводе, учился на автора, работал в театре Сатиры, а еще клоуном в цирке и носил рыжий парик. Наверное поэтому у меня волосы рыжие. И в детстве я хотела стать клоуном. В конце 50-х годов ХХ века появились первые рассказы В.Драгунского. Он написал для ребят немало книг: «Расскажите мне про Сингапур», «старый мореход», «зеленчатые леопарды» и еще множество других. Все рассказы разные: над одними хочется смеяться до слез, над другими задумываешься, порой грустишь и огорчаешься.»

4. Главным героем всех историй является мальчуган Дениска. Сына Виктора драгунского тоже зовут Денисом, и он очень близок к литературному персонажу. Кто читал рассказы, мог заметить, что Дениска похож… на вас, на ваших друзей. Он любознателен, обожает мечтать. В мечтах переплывает моря, летает в космос, имеет слонёнка. Он даже придумал способ, что бы в сказках всё было хорошо. Дениска (как и сам автор) любит всё живое и цирк.

Правила турнира: А теперь, ребята, мы начинаем турнир – состязание «Знатоков и любителей книг Виктора Драгунского».

Дети разделены на 3 команды. Турнир будут судить жюри из трёх – четырёх родителей.

Ответы оцениваются по 5-и бальной системе.

Задания:

1. Отгадайте, из какого рассказа этот отрывок.

Вопрос первой команде.

«- Вот, папа, послушай, какую я Мишке задал задачу: вот у меня есть два яблока, а нас трое, как разделить среди нас поровну?

Мишка сейчас же надулся и стал думать. Папа не надулся, но тоже задумался. Они думали долго. Я тогда сидел.

- Сдаёшься, Мишка?

Мишка сказал:

- Сдаюсь!

- Что бы мы все получили поровну, надо из этих яблок сварить кампот.»

Ответ на вопрос: « Надо иметь чувство юмора»

Вопрос второй команде.

«- Ну-ка брось свою репинскую кисть и давай помогай.

Я сказал:

- А что я должен делать?

- Вот погляди! Видишь на курице какие – то волоски. Ты их состриги, потому что я не люблю бульон лохматый. Ты состриги, а я пока пойду на кухню и поставлю воду кипятить!

Я взял мамины ножницы и стал подстригать на курице волоски по одному.

Папа вошел в комнату, поглядел на меня и сказал:

- С боков больше снимай, а то получится под бокс!...»

Ответ на вопрос: «Куриный бульон»

Вопрос третьей команде:

«- Папа! Там в цирке есть девочка. Она танцует на голубом шаре. Такая славная, лучше всех! Она мне улыбнулась и махнула рукой. Мне одному, честное слово! Понимаешь, папа? Пойдём в следующее воскресенье в цирк! Я тебе её покажу!

Папа сказал:

- Обязательно пойдём. Обожаю цирк!»

Ответ на вопрос: «Девочка на шаре»

2. Конкурс на лучшее ролевое чтение.

Ребята, отгадайте, из какого рассказа эти инсценировки.

«Он живой и светится»

«Всё тайное становится явным»

«Заколдованная буква»

3. Конкурс капитанов.

Задание для капитанов, вспомнить и записать, как можно больше произведений Виктора Драгунского.

А сейчас, мы с вами отдохнём и посмотрим замечательные детские фильмы, созданные по рассказам Драгунского, а потом споём песню В. Шаинского «По секрету всему свету».

4. Конкурс «Чёрный ящик».

Звучит музыка «Что? Где? Когда?». Старшеклассник выносит «Чёрный ящик». В этом ящике находятся предметы, которые встречаются в произведениях В. Драгунского.

Дети, по одному от команды, достают предметы:

  1. Плюшевый медвежонок – «Друг детства»
  2. Самосвал – «Он живой и светится»
  3. Воздушный шарик – «Красный шарик в синем небе»
  4. Рогатка – «Смерть шпиона Гадюкина»
  5. Электронные весы – «Ровно 25 кило»

5. Конкурс «Денискины ответы».

«- Дорогие ребята, Дениска любознателен, он ищет ответы на многие вопросы и отвечает на них по-своему. Поможем ему?

Назвать из какого рассказа:

  1. Кого и что покрасил Дениска, когда решил стать моляром?
    Ответ: Алёнку , стенку, чистое бельё и управдома Алексея Акимыча («Сверху, вниз, наискосок»).
  2. Как разделить на троих два яблока?
    Ответ: сварить компот («Надо иметь чувство юмора»).
  3. Какой вес нужно было иметь, чтобы получить подписку на журнал «Мурзилка»?
    Ответ: ровно 25 кило(«Ровно 25 кило»).
  4. На что похожа нога, не достающая до педали велосипеда?
    Ответ: на макаронину(«Мотогонщик по отвесной стене»).
  5. Какой больной похож на зелёнчатого леопарда?
    Ответ: больной ветрянкой(«Зелёнчатые леопарды»).
  6. Рецепты блюда: соль, сахар, кипяток, хрен. А что в результате?
    Ответ: Добавил к манной каше(«Тайное становится явным»).
  7. «Взять…состричь, подпалить волоски, постирать с земляничным мылом». О каком блюде идёт речь?
    Ответ: куриный бульон («Куриный бульон»).

Молодцы ребята, спасибо за урок. Жюри подводит итоги конкурсов нашего турнира.

Итог урока: Рассказы В.Ю. Драгунского с неизменным интересом читают взрослые и дети. Современники писателя вспоминают его, как открытого, доброго, обаятельного человека. А название знаменитого рассказа «Он живой и светится» вполне подходило и самому автору. Драгунский писал для детей, создавая удивительный мир солнечных зайчиков, искрящихся глаз и звонкого детского смеха.

«Спешите приносить радость детям!» - говорил писатель.

Список использованной литературы:

  • И.Ф.Ященко. Поурочные разработки по внеклассному чтению для 2 класса. Москва. «Вако» 2006 г.
  • В.Ю.Драгунский «Рассказы» «Дрофа» 2005 г.
  • Биография писателя: http://www.kmslib.ru/8dragunsk.html
  • http://www.tonnel.ru/index.php?l=gzl&uid=361