Методическая работа в современной школе – это целостная, основанная на достижениях науки и передового опыта и на конкретном анализе учебно-воспитательного процесса система взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого учителя и воспитателя, на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива, школы в целом, а в конечном счете – на совершенствование учебно-воспитательного процесса, достижение оптимального уровня образования, воспитание и развитие школьников.
Задача методической работы состоит в создании такой адаптивной, образовательной среды, где бы максимально был реализован потенциал учащегося и педагогического коллектива в полном соответствии с социальными и личностными запросами.
Кроме того, важнейшими задачами методической работы являются:
Задачи методической работы
- внедрение в практику прогрессивных управленческих и педагогических технологий;
- совершенствование планирования;
- совершенствование видов и форм диагностики и контроля;
- совершенствование аналитической деятельности;
- активизация работы М\О;
- совершенствование информационного обеспечения;
- совершенствование организации творческой исследовательской деятельности педагогов и учащихся;
- выявление, обобщение и распространение положительного педагогического опыта творчески работающих учителей;
- формирование оптимального учебного плана с учетом уровня развития и потребностей обучающихся;
- расширение содержания программной довузовской подготовки учащихся;
- освоение и внедрение в практику работы компьютерных технологий.
Формы организации методической и научно-экспериментальной работы:
- Педагогические чтения и научно-практические конференции;
- Тематические задания методических объединений;
- Проведение смотров творческих работ;
- Обзоры научной, педагогической литературы;
- Семинары-практикумы;
- Методические оперативки;
- Деловые игры;
- Творческие отчеты отдельных учителей, получившие общее признание за их мастерство и опыт;
- Методические недели;
- Психологические семинары.
Это традиционные методы, но надежные формы организации методической работы. С их помощью осуществляется реализация образовательных программ и базисного учебного плана нашей школы-интерната №30, обновление содержания образования через использование актуальных педагогических технологий.
Таких, как:
- Технология проектного метода;
- Технология адаптивного обучения на всех уроках и всех ступенях обучения;
- Технология личностно ориентированного обучения учащихся;
- Технология развития познавательного интереса;
- Технология обучения укрупненными дидактическими единицами;
- Технологии КСО (коллективный способ обучения, работа организуется в парах сменного характера, что позволяет обеспечить взаимообучение и взаимоконтроль обучаемых) и ТРИЗ (технология решения изобретательных задач).
В результате проведения целенаправленной работы учитель выходит на новый уровень, а, следовательно, и взаимодействие в системе «Учитель – ученик» дает более эффективные результаты обучения, формирует и развивает личность учащегося, включает его в самообразовательную, научно-исследовательскую деятельность.
На основе этого практикой работы школы-интерната №30 ОАо «РЖД» выработана определенная структура методической службы.
Это структура многоуровневая, включающая различные виды и формы методической работы.
Создание научно-методического совета обусловлено постепенным преобразованием методической работы в научно-методическую. Главная цель научно-методического совета – это непрерывное совершенствование квалификации педагога, непрерывное содействие его эрудиции и компетентности в области определенной науки при сотрудничестве с высшими учебными заведениями.
Методические цикловые объединения и творческие группы учителей, работающие над определенной проблемой, созданы в таком составе и при таком наборе предметов, которые с точки зрения педагогики необходимы и достаточны для успешной работы.
Организована школа педагогического мастерства : курсы повышения квалификации; участие в работе школьных и городских М\О; участие в работе дорожных и городских конференциях и семинарах; участие в дорожных конкурсах «Учитель года», «Школа года»; самообразование; аттестация.
Школа молодого специалиста: работа со студентами КнАГПУ и педагогического колледжа; шефство над молодыми учителями учителей со стажем; открытые уроки учителей высшей квалификационной категории; методическая неделя (обмен опытом); участие молодых специалистов в работе соответствующего методического объединения.
При построении адаптивной системы управления методической службой нашей школы-интерната №30 ОАО «РЖД» мы используем ряд методологических подходов:
- системно-деятельный;
- мотивационный;
- рефлексивный;
- личностно ориентированный;
- культурологический.
Технологии формирования адаптивной системы управления методической службы школы – это, прежде всего, построение ее на диагностическо-прогностической основе. Проведение диагностики педагогической деятельности и ее оценка – неотъемлемая часть управления. Но главная задача не в том, чтобы дать учителю экспертную оценку извне, а в том, чтобы стимулировать его к самостоятельному осмыслению и решению своих проблем. Для этого нами были созданы индивидуальные папки учителей – своего рода диагностические блоки, которые позволяют каждому педагогу отрефлексировать собственную деятельность, определить особенности деятельности и личностные ориентиры:
- выявить методы, формы и средства достижения результата;
- наметить пути и перспективы развития инновационного опыта по алгоритму:
В диагностические блоки учителей входят:
- анкета по изучению профессиональной готовности учителей к применению современных образовательных технологий в педагогической деятельности;
- входная диагностика по проблемам современных педагогических технологий;
- индивидуальный план работы учителя по четвертям;
- отчеты учителей по прохождению учебных программ и итогам успеваемости;
- диагностика качества знаний учащихся по предметам;
- показатели оценки результативности деятельности учителя за год.
Темы педагогических советов, конференций, темы индивидуальных работ, планирование школьных занятий, открытые уроки планируются именно из заявок учителей.
Анализ анкетирования позволяет выявить, с одной стороны, опыт учителя и его умения, с другой стороны - его пробелы. На основе этого составляется диагностическая карта школы. И очень легко разделить вопросы, требующие изучения на разных уровнях методической работы:
- педсовет;
- самообразование учителя;
- тематика занятий «Как стать хорошим учителем»;
- открытые уроки;
- аттестационные испытания учителя.
Учителя школы осознают необходимость постоянного самоанализа своей педагогической деятельности, самосовершенствования, а это – основа творчества.
Следующим этапом качественного обновления управления методической службы нашей школы стала организация этой работы на основе программно-целевого подхода.
На учебный год был составлен программно-целевой план, включающий следующие периоды:
Период |
Задачи |
Диагностический |
Анализ эффективности работы М\О по теме школы; определение задач на новый этап деятельности |
Прогностический |
Создание необходимых условий для обеспечения разработки и освоения инноваций, реализация темы |
Организационный |
Создание необходимых условий для обеспечения разработки и освоения инноваций, реализации программы развития школы по следующим разделам:
|
Практический |
|
Опираясь на поставленные задачи, нами была определена следующая структура методической работы на год.
Структура плана методической работы на год. Приложение 2
Такой подход к планированию научно-методической работы разработан для разрешения наиболее важных проблем педагогической практики. Применение программно-целевого подхода к управлению методической службой делает ее работу целенаправленной, конкретной, адресной, мобильной, направленной на популяризацию исследовательской и проектной работы учителей и учащихся.
Таким образом, можно сделать вывод, что основой научно-методической деятельности в школе является:
- Проблемно-ориентированный анализ и самоанализ;
- Научно-педагогическое исследование – разработка концепции педагогического труда;
- Локальные (прикладные) исследования;
- Творчество;
- Диалогическое общение.
В соответствии с этим, результатами научно-методической деятельности можно считать:
- Развитие личностного опыта учителя, его субъективности;
- Рост профессионализма;
- Совершенствование методического мастерства;
- Формирование методологической компетентности.
В конечном итоге: ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ