Интегрированный курс «Природа и человек» направлен на систематизацию знаний о природе и взаимодействии с ней человека, расширяет, детализирует представления учащихся в этой области, обеспечивая более глубокое и конкретное изучение разнообразных взаимосвязей между природой и человеком.
Каждой осенью и весной в нашей школе проводятся однонедельные уроки на природе. Это экскурсии, наблюдения, эксперименты, одним словом – комплексная полевая практика.
За последние годы у нас накоплен достаточный опыт проведения полевых практик.
Комплексные полевые практики таят большие резервы в экологическом образовании. Это одна из форм организации учебно-воспитательной работы с учащимися, эти своеобразные уроки в условиях непосредственного общения с природой, дают положительные результаты в тех случаях, когда при их проведении решается комплекс задач, учитываются содержательные и воспитательные возможности ряда учебных предметов. Поэтому при подготовке к полевой практике надо тщательно продумывать систему заданий для учащихся с учетом межпредметных связей и намечать перспективу использования полученных на практике материалов, результатов наблюдений и впечатлений в последующей работе.
Примерный план полевой практики (1-6):
- Наше село.
- Рельеф, почва.
- Лес – природное сообщество.
- Растение и животные леса
- Луг – природное сообщество.
- Растения и животные луга.
- Водоемы нашего села.
- Растения и животные водоема.
- Строение растений. Роль в природе и практическое значение.
- План и карта. Ориентирование.
- Исторические и памятные места села.
- Охрана природы.
- Экосистема.
- Биосфера.
На протяжении всей полевой практики каждый учитель формирует умение наблюдать. Дети знакомятся с тем, ЧТО наблюдать и КАК наблюдать. Они приходят к выводу, что нас окружает мир растений, без которых человеческая жизнь оказалась бы невозможной, и учатся устанавливать, выявлять взаимосвязи в природе.
За этот период учащиеся обобщают свои знания и получают новые, более глубокие, ранее им не знакомые.
Как известно, успех любой работы в значительной мере зависит от организационной подготовки учителя и учащихся. Заранее необходимо сделать следующее:
- Наметить тему.
- Определить цель, задачи и составить предварительный план.
- Выбрав место проведения полевой практики, заранее побывать там, разрабатывать маршрут. Предусмотреть места для информации, наблюдений.
- Уточнить содержание воспитательного и познавательного материала, отобрать оборудование.
- Продумать методику проведения практики.
- Спланировать организационные формы деятельности учащихся, распределить задания.
- Продумать к каким обобщениям, выводам надо подвести учащихся.
- Когда окончательно уточнены содержание и методика проведения практики, можно доработать план.
Примеры заданий для полевой практики
Каждой группе дается задание – составить описание леса. Заранее учитель готовит таблицу, дети должны заполнить её.
Описание леса |
|
1. Тип леса |
|
Весенняя практика во втором классе.
Цель: дать представление о невидимых нитях в природе.
Задачи:
- углубить и закрепить полученные знания;
- познакомить с условиями жизни растений, животных;
- учить сравнивать, анализировать, делать небольшие обобщения;
- научить определять стороны горизонта по местным признакам.
На третий день берут анализ почвы, изучают растительность, насекомых, озера и реки, делают описание и сравнение.
Состояние воды |
Озеро «Хара Элгээн» |
Река Вилюй. |
Цвет |
|
|
Длина |
|
|
Почему так назван Причины загрязнения |
|
|
В третьем классе составляют план местности, узнают, почему идет дождь, какие породы, выявили основное отличие экосистемы поля, какие природные стихии разрушают экосистемы.
После каждой полевой практики выпускают красочный альбом – отчет.
Тема: «Лес – растительное сообщество»
Цель: сформировать у учащихся правильное, отчетливые представления о видовом составе леса, наземной и подземной ярусности, приспособленности различных растений к совместной жизни, взаимовыявление растений, растений и окружающей среды.
Задания для самостоятельной работы учащихся:
- определение растений, произрастающих на площади в 100 м, и выявление их количественного состава;
- составление списка растений по ярусам, описание состава ярусов, наблюдения за животными, жизнь которых тесно связана с ярусностью леса, выявления их значения;
- изучение влияния растений друг на друга, описание формы, измерение высоты и определения возраста взрослых деревьев и подростка на опушке и в глубине леса.
На место учащиеся знакомятся с содержанием задания, все наблюдения записывают в таблицах:
1.
|
Количественные задания |
||
название растения |
взрослые растения |
подростковые |
всходы |
|
|
|
|
2.
Растения, растущие |
|
обильно |
редко |
|
|
3.
ярусы |
растения |
животные, насекомые |
|
|
|
4.
Место произрастания |
Возраст |
Высота |
Форма кроны |
Дерево в лесу |
|
|
|
После выполнения каждого задания проводится беседа о растениях, обнаруженных на данной площадке.
При возвращении с экскурсии знакомим учащихся с другими растительными сообществами, встречающимися на пути (луг, болото, водная растительность) и каждый ученик составляет письменный отчет о практике по следующему плану:
- Название местного леса и его местонахождения.
- Ярусное расположение растений, растущих в лесу. Описать условия жизни растений в каждом ярусе. Охарактеризовать особенности растений, приспособленных к жизни в каждом ярусе. Выявить роль животных, жизнь которых связана с ярусностью леса.
- Подобрать или сочинить стихотворение о красоте леса.
- Подготовить устный рассказ о значении леса в природе и жизни человека.
По итогам всех наблюдений выпускается стенд – отчет.
Наблюдения за насекомыми
- Наблюдение за развитием комаров.
- В небольших прудах, ямах с водой наловите личинок комаров. Поместите их в литровую банку с водой и небольшим количеством ила, взятого со дна этого же водоема.
- Наблюдайте, как передвигаются личинки, как они держатся у поверхности воды. Отметьте, меняется ли поведение личинок при приближении к банке руки или другого предмета.
- Проследите, как часто личинки поднимаются к поверхности воды, долго ли держатся у поверхности.
- Наблюдайте за появлением куколок комаров. Опишите их внешний вид. Через сколько суток из куколок вылетят комары? Присмотритесь к поверхности воды. На основе чего можно сказать, что комары уже вылетели?
- Наблюдения за муравьями.
- Отыщите на опушке леса муравейник. Установите, какой вид имеет муравейник, из какого материала он сделан. Посмотрите, что тащат муравьи в муравейник.
- Положите на пути движения муравьев какое-нибудь насекомое. Обратят ли внимание на неё муравьи?
- Посадите на муравейник несколько особей, взятых из другой муравьиной семьи, и пронаблюдайте, как будут относиться к ним «коренные жители».
Вымажьте чужаков жидкостью, полученной из нескольких раздавленных муравьев, взятых из жилища, в которое собираетесь поместить подопытных. Проследите, изменится ли теперь отношение «коренных жителей» к этим муравьям. - Выясните, в какую погоду муравьи более активны и как меняется их активность в течение суток.
Такие задания позволяют учащимся значительно расширить, осознать и углубить знания. Все наблюдения оставляют в их сознании более глубокий след, чем самый подробный рассказ или беседа об этом даже с использованием коллекций и таблиц.
Тема. Ориентирование.
- Ориентирование на местности.
а) без плана
б) с использованием плана. - Определение азимута по компасу и движение по нему на маршруте.
- Сориентировать компас, т.е. северный конец стрелки совместить с буквой С на шкале.
- Не сбивая компас, следует повернуть кольцо на нем так, чтобы воображаемая линия от прорези к мушке была направлена на вершину холма. Прорезь – мушка – холм окажутся при этом на одной линии.
- Не сдвигая кольца, определите на шкале, там, где мушка пересекает её, отсчет в градусах.
- Определение азимута по плану.
- Сориентируйте план. Для этого положите на план компас.
- Не сдвигая компас, поверните план так, чтобы северный конец стрелки компаса совместился с буквой С на его шкале.
- Не смещая план и компас, поверните кольцо компаса, направив на объект мушку, к которому вам предстоит идти
- Определите по мушке на кольце отсчет в градусах на шкале.
- Способы съемки плана местности. Глазомерная съемка:
- полярная,
- маршрутная.
- Игра «Найди клад».
В определенном месте прячется какой-нибудь предмет; к этому месту прокладывается 2-3 сложных маршрута. Чтобы найти «клад», приходится пройти длинный путь, определяя азимуты и измеряя расстояние. Такая игра помогает хорошо закрепить тему.
Еще помогают закреплению тем познавательные задания:
1. Подумайте, какой ориентир помог ребятам найти дорогу домой.
Возвращались ребята зимой со станции в свое село дорогой через лес. Так было ближе. Вдруг поняли, что они заблудились. Испугались ребята. И вдруг Миша увидел знакомые следы. Из всех следов, которые ему дед показывал, он только эти и запомнил.
Долго шли ребята по этим следам и вышли к жилью.
- По каким же таким следам ты нас вывел? – спросили ребята Мишу.
Миша ответил и еще добавил, что эти следы всегда к жилью выводят, животное всегда домой прибежит.
- А вы догадались, по каким следам вывел ребят Миша? (по следам собаки).
2. План и карта.
Свой путь за грибами один мальчик описал и изобразил условными знаками следующим образом:
- От шоссе, по тропинке, через луг на юг я прошел 200 м, а затем, повернув на юго-запад, прошел еще через кустарник 300 м и вошел в смешанный лес.
П – начало пути мальчика
Соответствует ли рассказ мальчика начерченному им плану?
Заключение
Наблюдения за окружающей действительностью оказывают глубокое воздействие на всестороннее развитие личности ребенка. А процесс усвоения природоведческих знаний очень сложен, он предполагает полноту и взаимосвязь восприятия, осмысления, запоминания и применение усваиваемого. Особая роль при этом принадлежит применению знаний как в знакомой ситуации, так и в новой, отличающейся от привычной. Обобщенное умение применять знание в новой учебной ситуации характеризуется следующими поисковыми действиями: распознавание объекта по признакам; наблюдение; сравнение в форме сопоставления и противопоставления; выделение главного; установление взаимосвязей; доказательство; исследование; вывод.