Методические рекомендации по использованию игровой деятельности детей в образовательном процессе

Разделы: Внеклассная работа, Общепедагогические технологии


I. Пояснительная записка.

Урок основная форма физического воспитания детей в школе. Введение в школе физкультурно-оздоровительного режима, широкое развитие внеурочных форм, построенных в значительной степени на инициативе и самодеятельности обучающихся, вызывают необходимостъ формирования у них соответствующих знаний, навыков, умений. Развитие двигательных качеств - один из основных компонентов физического воспитания детей.

С давних пор игра составляет одну из основных сфер жизни человека. Она дает возможность ребенку познавать мир, воспитывает, делает процесс обучения более интересным. Существует уверенность в том, что игра - самый увлекательный и доступный способ обучения, формирования детской души, развития физических сил и возможностей. Игровой метод обучения комплексно воспитывает такие физические качества, как быстрота, ловкость, выносливость, сила, гибкость. Вместе с тем известно, что игра наряду с перечисленными способностями развивает так называемую внутреннюю речь и логику. Ведь игроку приходится выбирать и совершенствовать из множества возможных операций одну, наиболее, по его усмотрению, целесообразную. Игровая деятельность присуща человеку. В ней с самых первых шагов жизни находит своё выражение потребность в творческой деятельности. Появление и использование игр в воспитательных целях относится к самым ранним этапам становления человеческого общества. Игры выступают как средство передачи опыта и подготовки к жизни. Содержание игр изменяется вместе с ростом и развитием ребёнка. Если на первых порах игровая деятельность носит упрощённый характер, то постепенно, от занятия к занятию, она значительно обогащается как по форме, так и по содержанию.

Различают три основные группы игр: творческие, подвижные и спортивные. Мне хотелось бы остановиться на подвижных играх, которые я использую на своих занятиях.

Подвижными называются игры, содержание которых составляют разнообразные виды бега, прыжков, метаний и других движений. Сложность игр находится в прямой зависимости от характера игровых взаимоотношений. В физическом воспитании детей подвижным играм принадлежит самое почётное место. Именно они представляют собой наиболее подходящий вид физических упражнений, отличающихся привлекательностью, доступностью, глубиной и разновидностью воздействия. Особая ценность игры заключается в возможности воздействия на моторную и психическую сферу личности обучающихся. Высокая эмоциональность игровой деятельности позволяет воспитывать умения контролировать своё поведение, способствует появлению таких черт характера, как активность, настойчивость, решительность, коллективизм.

Основная направленность данной дополнительной образовательной программы (ДОП), дать возможность занимающимся детям, воспитывать у себя высокие морально-волевые качества, укреплять своё здоровье, формировать у себя жизненно важные, двигательные навыки и умения, стремится к ведению здорового образа жизни (ЗОЖ). ЗОЖ приобрёл новизну и актуальность, в педагогической деятельности наших учебных заведений, повсеместно, в виду того, что из-за гиподинамии, малой двигательной активности, наши дети выходят из стен своих школ со значительными отклонениями в здоровье. И основной целью данной ДОП является увеличения объёма двигательной активности детей во внеурочное время. Вместе с этим решается ряд задач - это массово - оздоровительные и образовательные задачи, кроме того, с успехом можно решать и задачи агитационно-пропагандистские, цель которых - привить детям знания, умения, навыки ЗОЖ.

Этой ДОП можно пользоваться для занятий с детьми разновозрастных групп. По данной образовательной программе мне приходиться работать с детьми 5,6,7,8 классов. Основу групп составляют учащиеся 6 и 7 класса. Учащиеся 5,8 классов занимаются в группе общефизической подготовки по моей рекомендации. В основном это учащиеся, у которых есть незначительные отставания в физической подготовленности и дополнительные занятия, помогают им совершенствоваться и улучшать свои физические показатели.

Данная образовательная программа рассчитана на один год обучения и ежегодно в зависимости от наполняемости и состава группы может изменяться, и дополнятся другими нововведениями. Всю данную программу можно разделить на несколько этапов освоения: ознакомление, закрепление и совершенствование или усложнения заданий и задач занятий. Как правило, на занятиях в группах общефизической подготовки, где в основном лучше всего использовать данную программу, игры и игровые ситуации, являются основой всего занятия. Когда они проводятся под моим руководством и наблюдением - они принимают организованную форму. Когда же игра проводится как самостоятельное мероприятие, в этом случае, активная роль принадлежит обычно самим ребятам и игра приобретает самостоятельную форму. Занятия в группе общефизической подготовки проводится регулярно, без скидок на каникулы, один раз в неделю, лучше всего, среди недели. Для общей организации группы, характерны высокая дисциплина, чувство ответственности и взаимовыручки. Помощником на занятиях выступает староста группы, в обязанности которого входит установка инвентаря и оборудования, организационная часть (построение, ведение журнала учёта посещаемости и др.), контроль над порядком и дисциплиной, уборка спортивного зала после занятий.

Знания, навыки и умение которые дети получают на дополнительных занятиях, являются хорошим дополнением к урокам физической культуры и самостоятельным занятиям после школы. Эти занятия позволяют детям улучшать условия проведения своего отдыха, укреплять своё здоровье, большее время заниматься и пребывать на открытом воздухе, вовлекаться в спортивно-оздоровительную жизнь и, как правило, это приводит детей к занятиям в спортивных кружках и секциях нашей школы. По мере проведение занятий, в группе общефизической подготовки, делается много, для анализа проделанной работы, а также для проверки уровня физической подготовленности детей. Регулярно проводятся контрольные испытания (тесты), которые помогают мне и самим занимающимся, вести контроль состояния своего здоровья.

Постепенно материал тестирования мною систематизируется, анализируется и к концу учебной четверти или года, дети на основании результатов тестирования получают рекомендации и задания на каникулы, с целью дальнейшего совершенствования своих двигательных навыков и умений. В конце учебного года проводятся итоговые соревнования в группах, где дети наглядно и объективно могут оценить свои качества и способности физического развития. На эти соревнования приглашаются все желающие. Они могут по достоинству оценить пользу от дополнительных занятий и сами стать членами кружков и групп ОФП. Многие дети успешно, в течение учебного года, участвуют в соревнованиях, таких, как: «Президентские состязания», «Безопасное колесо», школьной Спартакиаде района и многих других.

II. Учебно-тематический план.

Для всеобъёмлющего и рационального использования дополнительной образовательной программы по общефизической подготовке детей, мной производится планирование учебной работы, которая позволяет в рациональной последовательности и оптимальные сроки осваивать программный материал. Кроме того, планирование позволяет предвидеть реальные результаты предстоящей работы, определить наиболее доступные пути их достижение в соответствии с частными задачами каждого из этапов обучения, обеспечивающих наибольшую продуктивность совместной деятельности. Ввиду того, что тематический план работы кружка по общефизической подготовке детей призван помочь им освоить материал, изучаемый на уроках физической культуры, но в более доступной и лучше осваиваемой форме, т.е. игровой. Весь тематический план обучения, строится исходя из обязательного минимума образовательных программ, о чём можно судить ниже, в таблице.

Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы для кружков (групп) общефизической подготовки

Содержание разделов образовательной программы

Количество часов

всего

теория

практика

1.

Теоретические сведения (беседа, лекция, рассказ)

2.5

2.5

-

2.

Формирование двигательных навыков и умений:

30.5

-

30.5

а) подвижные игры с элементами лёгкой атлетики;

7.0

-

7.0

б) подвижные игры с элементами гимнастики;

7.0

-

7.0

в) подвижные игры с элементами спортивных игр (волейбол, баскетбол, мини-футбол);

4.0

-

4.0

г) подвижные игры с элементами народных игр;

12.5

-

12.5

3.

Педагогический контроль уровня двигательной подготовленности учащихся:

2.0

-

2.0

Контрольные испытания (тестирование)

1.0

-

1.0

Соревнования

1.0

-

1.0

ИТОГО:

35.0

2.5

32.5

Из данного учебно-тематического плана видно, что разделы образовательной программы пересекаются с задачами, которые ставятся для выполнения детьми, на уроках физической культуры. Данный тематический план, позволяет более широко использовать возможности для варьирования содержанием отдельных занятий с детьми, так как разделы программы рассчитаны на серию занятий и принципиально не важно, каким будет конкретное содержание отдельных занятий. Более детально, о работе с учебно-тематическим планом, мы познакомимся ниже.

III. Содержание ДОП в теории и практике.

Выше уже говорилось о том, что ДОП должна помочь детям лучше освоить необходимые двигательные навыки, более уверено чувствовать себя на уроках физической культуры, среди одноклассников, улучшать свои показатели двигательной активности, способствовать к ведению ЗОЖ. Рассмотрим более детально содержание дополнительной образовательной программы для занимающихся в кружках ОФП.

1. В разделе теоретические сведения, содержаться следующие темы для ознакомления и пополнения своих знаний:

а) Физическая культура и спорт в РФ;

б) Правила поведения на занятиях в целях предупреждения травматизма;

в) Личная гигиена занимающихся, самоконтроль и оказание первой медпомощи;

г) Режим дня для занимающихся и значение утренний гимнастики;

д) Правила игры в баскетбол, волейбол, мини-футбол, подвижные игры;

е) Правила оборудования мест для занятий. Организация и проведение мероприятий с младшими школьниками.

Вся эта информация даётся детям в простой ненавязчивой форме, в виде бесед, рассказов, небольших лекций в основном в начале занятий или в промежутках для отдыха детей. Поэтому значительный объём знаний, дети получают за короткое время, во время занятий.

2. По разделу «Лёгкая атлетика», «Гимнастика» материал необходимый для освоения, даётся занимающимся в игровой форме, с помощью подвижных игр, цель которых, целенаправленно развивать такие качества как быстрота, выносливость, сила, ловкости и т.д.

Например, для развития и закрепления навыков бега по разделу «Лёгкая атлетика», используются различные подвижные игры, которые позволяют решать задачи, специфические для данного раздела. Это могут быть игры для бегунов, такие как: «Рывок за мячом», «Наступление», «Гонка с выбыванием». Используются и другие более упрощенные игры. Для прыгучести можно использовать игры способствующие укреплению мышц ног, это «Челнок», «Перемена мест», «Удочка», «С кочки на кочку» и т.п.

По разделу «Гимнастика» обычно используются подвижные игры, которые позволяют развивать гимнастические навыки, включая темповые подскоки, кувырки, перевороты и пр. Здесь можно использовать элементы художественной гимнастики, музыкальные, народные игры. Примерами таких игр могут быть: «Салки с прыжками через гимнастический козёл », «Придумай сам», «Чехарда», «Слон» и многие другие.

Раздел программы «Спортивные игры» и «Подвижные игры» пересекаются между собой и эти два раздела программы взаимно дополняют друг друга.

3. В заключении, в разделе «Педагогического контроля», хочу отметить, что снятие показаний двигательной подготовленности занимающихся, необходимо проводить регулярно, определяя по отдельным тестам, общую картину изменения двигательной активности детей, определять направления учебной работы с детьми для себя и для каждого ребёнка в отдельности.

В дополнение к этому разделу, необходимо остановиться на соревнованиях, для занимающихся в группах общефизической подготовки. Как правило, они проводятся с приглашением для участия и других детей, которые с удовольствием и желанием участвуют в них, или, являясь зрителями, переживают и поддерживают своих друзей и товарищей. Это играет большую воспитательную роль для наших детей.

IV. Методическое обеспечение ДОП.

Основной задачей ДОП является помощь детям, отстающим по физической культуре от своих сверстников, даёт возможность развивать свои спортивные навыки, закреплять и совершенствовать свои двигательные умения, посредством игровых действий на занятиях в группах ОФП. Игры, используемые для работы с детьми, должны усложняться по мери их освоения и закрепления.

Необходимо отметить, что существует две основные группы игр - некомандные и командные. Существует ещё небольшая группа промежуточных игр, которые получили название - переходные.

Организуя обучение, преподаватель должен стремиться воспитывать у детей высокие морально-волевые качества, укреплять их здоровье и способствовать правильному физическому развитию, содействовать приобщению детей к здоровому образу жизни.

При проведении сложных игр, лучше проводить их в несколько этапов:

  • 1-й этап - ознакомление с игрой;
  • 2-й этап - дальнейшее изучение правил игры;
  • 3-й этап - внесение изменений в содержание и правила игры.

Обучение и разучивание с детьми игр следует начинать с простых, некомандных игр. Затем нужно перейти к переходным играм и завершить сложными, командными играми.

Хотелось бы отметить, что руководитель должен иметь в своём арсенале большой запас игр, уметь их видоизменять и приспосабливать к конкретным условиям и задачам занятий.

Основной формой, по содержанию, данной дополнительной образовательной программы, являются занятия физической культурой, с помощью разнообразных подвижных игр, с целью развития, закрепления и совершенствования, двигательных навыков и умений у детей. Это относится ко всем разделам данной программы и в этом её отличие от других программ дополнительного образования детей. Эти занятия играют вспомогательную роль в обучении ребят физической культуре, и имеют групповой характер. Для занятий с учащимися, по способу получения ребятами теоретических знаний и умений, используется словесный метод (рассказ, объяснение, описание, беседа). Особое место отводится методу наглядного восприятия (показ, демонстрация). И основным, является практический метод, т.е. сама игровая ситуация.

Важное место необходимо отводить, техническому обеспечению занятий. При наличии необходимого инвентаря и оборудования занятия с детьми получаются более насыщенными, как с точки зрения плотности занятия, так и со стороны заинтересованности детей, их эмоциональности и удовлетворения от проведённого с ними занятия. Первые занятия не стоит увлекаться техническим обеспечением. Но по мери освоения двигательных навыков, можно использовать постепенно все имеющиеся у вас возможности технического обеспечения. Это в конечном итоге позволит вам перейти к более сложным играм и игровым ситуациям, что значительно увеличит объём знаний и умение занимающихся. Для подведения итогов, разученного и освоённого детьми материала, в конце каждого раздела, на формирование двигательных навыков и умений, необходимо проводить контрольные тесты, которые основываются на общепедагогических принципах и положениях. Это могут быть итоговые оценки за освоенный материал раздела. Здесь применима как «пятибалльная» система оценки уровня общефизической подготовленности, так и «трёхбалльная». Но это не самое главное. Главным, я считаю, целесообразно оценивать детей, не по абсолютным показателям выполнения заданий, а больше ориентироваться на индивидуальные достижения занимающихся, в течение всего периода обучения. С помощью этой дополнительной образовательной программы, основанной на игровой деятельности детей – это возможно, и реально.

Список литературы.

  1.  «Физкультура. Методика преподавания. Спортивные игры». Э.Найминова, Ростов на Дону, «Феникс» 2001г.
  2. Научно методический журнал «Физическая культура в школе» 2002-2008г.г.
  3. «Методика физического воспитания» Г.Б.Мейксон. Москва, «Просвещение» 1989 г.
  4. «Спортивные и подвижные игры» Ю.И.Портных, Л.И.Гурович и др.
  5. «Теория и методика физического воспитания» Б.А.Ашмарин и др.
  6. «Гигиена физического воспитания» Я.С.Вайнбаум. Москва, «Просвещение» 1986 г.