ЦЕЛИ: повторить виды сложных предложений, закрепить умение учащихся определять вид связи в сложных предложениях с разными видами связи, закрепить умение учащихся расставлять знаки препинания в предложениях с разными видами связи, развить логическое мышление учащихся, повторить морфологические признаки и правописание окончаний глаголов, воспитать уважительное отношение к символам России.
ОБОРУДОВАНИЕ: презентация.
ХОД РАБОТЫ
I. Вступительное слово учителя.
Урок русского языка сегодня не совсем обычный. Мы его посвятим одному уникальному дереву. Что это за дерево, вы узнаете, отгадав загадку.
*Записать предложение, сделать пунктуационный разбор.
«Есть дерево о четыре дела: первое дело – мир освещать, другое дело – крик утишать, третье дело – больных исцелять, четвертое дело - чистоту соблюдать».
- Дайте характеристику предложению.
- Объясните постановку двоеточия и тире.
- Назовите орфограммы, представленные в данном предложении.
- О каком же дереве говорится в загадке?
Действительно, это береза. Издревле любима и почитаема она на Руси. Образ ее опоэтизирован в народных песнях и сказках, воспет музыкантами и художниками, писателями и поэтами. И сейчас с их помощью мы повторим виды сложных предложений.
II. Основная часть урока.
1. Фронтальный опрос.
- Какие виды сложных предложений вам известны?
- Чем отличаются сложноподчиненные предложения от сложносочиненных предложений?
- Начертите схемы.
2. Определить вид сложного предложения.
А) В глуши на почве раскаленной
Береза старая стоит;
В ее вершине обнаженной
Зеленый лист не шелестит.
И. Никитин
Б) Я полюбил тебя в янтарный день,
Когда, лазурью светозарной
Рожденная сочилась лень
Из каждой ветки благодарной.
С. Городецкий
В) Я люблю, когда шумят березы,
Когда листья падают с берез.
Н. Рубцов
Г) Кора березы находит применение при изготовлении различных поделок, а как бумагу бересту использовали не только в древности, но и в Великую Отечественную войну в партизанских отрядах.
- Определите тип подчинения придаточных в предложении В.
*Синтаксический разбор предложения.
Без березы не мыслю России –
Так светла по-славянски она,
Что, быть может, в столетья иные
От березы вся Русь рождена.
О. Шестинский
[ = ] – [ = -], (что, + + +, - =).
- Какова тема и идея данного четверостишия?
- Какой тип связи простых предложений в составе сложного встречается в предложении?
Такой тип предложения называется сложным предложением с разными видами связи.
* Найти подобные предложения в стихотворении Е. Виноградова, определить тип связи.
У дороги березы стеною,
Беспокойны, легки и чисты.
Посадили их люди весною
От великой своей доброты.Я не ведаю, кто эти люди,
Где их дом, где родные места,
Только жизнь у них так же пусть будет
Беспокойна, легка и чиста.
- Сравните предложенные схемы
- Чем отличается постановка знаков препинания в данных предложениях?
ЗАПОМНИТЕ: либо то (но, так), либо другое (запятая).
III. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.
- Словарная работа.
Гражданственность.
Гражданин – гражданственность – гражданская позиция
*Стол справок (По словарю Ожегова)
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: написать мини-сочинение на тему «Держись своей березы – иначе пропадешь» (Г. Серебряков).