В настоящее время очень часто говорят о проблемах школьного физического воспитания, данный вопрос обсуждается на уровне президента РФ, правительства, а так же чиновниками разных ведомств.
За последние годы школьное физическое воспитание поднялось на определенный уровень. Частично решается проблема со штатным оснащением спортивных залов и площадок. Школы по возможности оснащаются необходимым инвентарем и оборудованием, увеличивается количество часов физической культуры в учебном плане. Тем не менее, проводимый ежегодный мониторинг показывает, что уровень физической подготовки учащихся на 20% ниже чем в европейских странах.
Важнейшей характерной особенностью современного урока физического воспитания является его моторная плотность. Высокий уровень моторной плотности урока гимнастики обеспечивается залом, оборудованным пристенными гимнастическими снарядами. С целью ее повышения было модернизировано все гимнастическое оборудование. У параллельных брусьев убраны продольные соединения и оставлены только опоры на поперечной раме. Одна опора была закреплена к стене и соединена между собой жердями, что обеспечило ее подвижность. Появилась возможность ставить параллельные брусья к стене для хранения и быстро выдвигать для работы. (Приложение 1)
Изготовленные подвижные шарниры позволили закрепить к стене перекладину и жердь универсальную. Одна опора крепится к стене и к полу, другая опора в рабочем состоянии на растяжках - к полу. (Приложение 2, приложение 3)
Брусья разной высоты: одна опора закреплена к стене, другая на растяжках. (Приложение 4)
В рабочем состоянии пристенное гимнастическое оборудование занимает третью часть спортивного зала. На другой части зала размещается два сектора для опорного прыжка (мальчики, девочки); напольное гимнастическое бревно и два сектора для акробатики (мальчики, девочки). (Приложение 5)
Спортивный зал, хорошо оборудованный пристенными гимнастическими снарядами, помимо повышения моторной плотности занятия, вызывает большой интерес и создает эмоциональный подъем у занимающихся, а следовательно, повышает производительность педагогического процесса; увеличивается количество повторений и качество выполнения упражнений.
Пристенное гимнастическое оборудование имеет и другие преимущества:
а) на установку и уборку снарядов тратится до 10 минут;
б) крепежные устройства оборудования позволяют изменять высоту снарядов в зависимости от конкретных задач урока и возраста занимающихся;
в) оборудование можно использовать на всех этапах обучения гимнастическим упражнениям (подводящие, подготовительные упражнения, развитие двигательных качеств), а также на всех этапах урока.
При решении задач обучения двигательным действиям значительное количество времени уходит на объяснение и показ упражнений; разбор типичных ситуаций; ошибок, возможных при выполнении упражнений. С целью повышения плотности урока, мотивации, увеличения времени на практическую часть, разработано несколько вариантов:
- На первых уроках гимнастики применяется фронтальный способ работы с учащимися на гимнастических снарядах. Как только учащиеся овладели определенными двигательными навыками на спортивных снарядах, фронтальный способ сменяется на групповой с поочередным выполнением упражнений.
- Класс делится на несколько групп в зависимости от количества выставленных снарядов. К каждому снаряду разработаны карты - схемы.
- При разучивании упражнений на гимнастических снарядах учащиеся распределяются на 2-3 группы: одна занимается на снаряде под руководством учителя, другие выполняют задания по развитию двигательных качеств.
- Группы можно делить по уровню физической подготовленности (учитывая медицинские группы). При таком делении класса на группы в каждой назначается помощник учителя (из числа детей, которые хорошо овладели навыками работы на данном снаряде) и один, два страхующих.
Такие уроки повышают мотивацию учащихся, активизируют их деятельность, формируют навыки самоконтроля, взаимоконтроля, взаимопомощи, самостоятельного изучения предмета и в дальнейшем - успешная социализация.
Карты схемы разработаны для 5-11 классов, на основе комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов, которые представляют собой рисунок, краткое описание выполнения упражнения, последовательность разучивания, ошибки при выполнении, страховка и помощь. (Приложение 6)
Преимущества проведения уроков с использованием пристенного гимнастического оборудования:
- позволяют разнообразить занятия, избежать их схематичности и монотонности, повысить эффективность;
- благодаря большому разнообразию, предусматривается дозирование нагрузки в соответствии с возможностями и возрастом;
- удобство при размещении и хранении;
- соответствие конструкций антропометрическим данным учащихся.