Цели:
- Познакомить со сложноподчиненными предложениями, выявить различия сложноподчиненных и сложносочиненных предложений;
- Формировать коммуникативные умения в групповой работе.
Техническое оснащение: интерактивная доска.
Ход урока
I. Сообщение цели урока.
- сегодня мы работаем в группах.
- поприветствуйте друг друга.
- возьмитесь за руки и дружно скажите « Когда мы вместе, мы способны свернуть горы!»
1. Распределение ролей в пяти группах:
- организатор
- спикер
- теоретик
- секретарь
2. Задание по группам (для каждой группы выдается карточка №1).
Карточка №1
1. Утро выдалось ясное. 2. Солнце поднялось высоко, но поля еще блестели росой. 3. Я любовался росинкой, в которой сверкали солнечные блики. 4. Тихая, теплая погода стояла после сильного дождя. 5. Под окном звенела капель, на деревьях надувались почки. 6. Мы прошли по дорожке к саду, в котором росли яблони. 7. Со всех сторон слышался смех, песни, голоса. 8. С реки дул влажный ветер.
- Распределите предложения на группы.
Внизу напишите группы 1,2 и т.д. и только номера предложений.
- Организаторы, выберите тактику выполнения этой работы, от этого будет зависеть ваш успех.
- Оценивается работа всей группы, активность участников, вклад каждого, доброжелательность, скорость выполнения.
- Готовность группы показываете, взявшись за руки и подняв их вверх.
В группах идет обсуждение, дети обосновывают свой выбор, перечисляя признаки предложении выделенных в данную группу. Выясняется,что одну группу предложений дети не могут назвать, потому что раньше с ними не встречались.
3. Проверка выполнения задания. (Кто первый выполнил, тот и отчитывается, остальные группы проверяют, исправляют, дополняют.
4. Составление схемы предложения третьего и шестого из карточки №1
3. Я любовался росинкой, в которой сверкали солнечные блики.
6. Мы прошли по дорожке к саду, в котором росли яблони.
Вызывает затруднение.
Вывод: решение этой проблемы и есть цель урока.
II. Сообщение темы и цели урока.
- сегодня мы познакомимся со сложноподчиненными предложениями.
- знакомиться с ними мы будем в сравнении со сложносочиненными предложениями.
- Запишите в тетрадь сложносочиненные предложения из карточки № 1.
- Подчеркните грамматические основы.
- Составьте схемы.
- Проверка.
- Вывод: Какие предложения называются сложносочиненными?( это такие предложения , в которых простые предложения равноправны по смыслу и соединяются сочинительными союзами).
Во время ответа на интерактивной доске появляется схема
- Запишите третье и шестое предложение.
- Подчеркните грамматические основы.
- Внимательно прочитайте эти два простых предложения.
- Что заметили? ( одно предложение по смыслу подчиненно другому и связано с ним подчинительным союзом).
- Назовите главное. (Я любовался росинкой).
Назовите придаточное. (В которой сверкали блики).
Какие слова поясняются в главном?
Поставьте вопрос какой? - Аналогичная работа с шестым предложением.
- Самостоятельная работа в группах (упражнение 388 стр.157).
Задание: Списать, расставить запятые, определить главное и придаточное. - Работа по составлению таблицы.
- Организаторы, распределите в группах кто на какой вопрос будет отвечать.
Вид предложения |
Сколько простых предложений? |
Из каких предложений состоит? |
Как соединены предложения? |
Знаки препинания |
СС |
|
|
|
|
СП |
|
|
|
|
- Проверка выполненной работы
- Чтение вывода в учебнике
III. Итог урока.
- Что нового узнали?
IV. Выставление оценок по итогам совместной работы в группах.