Цели: Создать условия для формирования представления о группах слов русского языка, их различий и сходствах
Задачи:
- образовательные: создать условия для совершенствования умения различать группы слов русского языка
- развивающие: развитие умения делать выводы на основе личных наблюдений, развивать внимательность, орфографическую зоркость
- воспитательные: воспитывать интерес к изучению русского языка, развивать эмпатию
Авторский медиапродукт: презентация (Power Point) – приложение 1
Продолжительность урока 45 минут
Продолжительность использования презентации на уроке не более 25 минут
Тип урока: урок закрепления нового материала и формирования умений
Оборудование: компьютер, экран, карточки с тестовым заданием
Форма использования презентации: проецирование на экран при фронтальной работе с классом
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель:
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.
2. Словарная работа
- Ребята запишите словарные слова
Слайд №2 – запись словарных слов, самопроверка (на слайде по щелчку появляются словарные слова, дети их записывают).
- Подчеркните орфограммы. Выполните самопроверку (по щелчку появляются вставленные буквы)
- Что общего у записанных слов? (словарные слова с сочетанием -оро-)
3. Постановка проблемы
- На какие группы можно разбить слова из словарной работы? Слайд №2 с помощью наведения мыши слова-триггеры окрашиваются в разные цвета:
- слова-предметы – синий,
- слова-признаки – зелёный,
- слова-действия – оранжевый.
- Определите тему нашего урока (ответы детей)
- Мы сегодня поговорим о различиях и сходствах изученных групп слов и сравним их со словами, выражающими чувства.
4. Сравнение слов-названий, слов-признаков, слов-действий и слов выражающих чувства
Слайд № 3-6 – повторение знаний о словах-предметах, словах-признаках, словах-действиях и словах выражающих чувства
- Что обозначают эти группы слов? На какие вопросы отвечают? Приведите примеры (после ответов детей по щелчку появляются названия групп слов и вопросы).
Выполнение упражнения 105, стр.67 (работа выполняется на доске и в тетрадях)
- Допишите в каждый столбик по одному слову. Прочитайте оставшиеся слова. Можно задать вопрос к этим словам? Какой сделаем вывод?
После работы у доски дети выполняют самооценку по алгоритму.
Алгоритм самооценки (вопросы, на которые отвечает ученик):
1 шаг. Что нужно было сделать в этой задаче (задании)?
2 шаг. Удалось получить результат?
3 шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой? В чем она состояла?
4 шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью? Кто помогал, чем?
Минутка отдыха – зарядка для глаз
Слайд № 7-10
Фронтальная работа
– Ребята, как вы думаете, может ли одно и то же междометие выражать разные чувства?
- Давайте попробуем доказать. Придумайте предложения к картинкам с междометием ах. Приведите свои примеры.
Слайд № 12-14 (по щелчку появляется картинка, дети придумывают свои предложения, затем появляется образец предложения и название чувства, которое выражает данное предложение) Далее дети придумывают еще несколько предложений с междометием ах и называют чувство, которое оно выражает.
5. Работа над правилом
- Попробуем сами сформулировать своё правило о междометиях. Почему междометия это особые слова? Что они выражают? Какие чувства? Чем отличаются от слов-названий?
Ученики формулируют свои правила, а затем сравнивают его с правилом на странице 68.
6. Закрепление
Самостоятельное выполнение упражнения 106.
- Прочитайте записанные предложения с правильной интонацией, какие чувства вы хотели выразить?
Тестовая работа (проверка первичного усвоения знаний о междометии Приложение 2) Взаимопроверка и проверка по образцу, корректировка ошибок. Слайд №15
7. Рефлексия
- Что нового узнали о словах выражающих чувства. Для чего понадобятся вам эти знания? Предлагаю оценить свою работу. Изобразите свое настроение, в конце урока используя смайлики. Слайд №17. Придумайте предложения, используя слова выражающие чувства.
8. Домашнее задание.
«Дидактический материал» упражнение 89, страница 44 – письменно. Учебник упражнение 90, страница 45 – устно.
Список литературы:
- Бунеева Е.В., Комисарова Л.Ю., Яковлева М.А. Методические рекомендации для учителя. Русский язык. 1-2 классы (1-4). – М.: «Баласс», 2002. (Серия «Свободный ум»)
- Д.Д. Давыдов «Технология оценивания учебных успехов» Образовательная система «Школа 2100» www.school2100.ru