Сравнение слов-названий, слов-действий, слов-признаков со словами, которые выражают чувства. Русский язык. 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели: Создать условия для формирования представления о группах слов русского языка, их различий и сходствах

Задачи:

  • образовательные: создать условия для совершенствования умения различать группы слов русского языка
  • развивающие: развитие умения делать выводы на основе личных наблюдений, развивать внимательность, орфографическую зоркость
  • воспитательные: воспитывать интерес к изучению русского языка, развивать эмпатию

Авторский медиапродукт: презентация (Power Point) – приложение 1

Продолжительность урока 45 минут

Продолжительность использования презентации на уроке не более 25 минут

Тип урока: урок закрепления нового материала и формирования умений

Оборудование: компьютер, экран, карточки с тестовым заданием

Форма использования презентации: проецирование на экран при фронтальной работе с классом

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель:

Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.

2. Словарная работа

- Ребята запишите словарные слова

Слайд №2 – запись словарных слов, самопроверка (на слайде по щелчку появляются словарные слова, дети их записывают).

- Подчеркните орфограммы. Выполните самопроверку (по щелчку появляются вставленные буквы)

- Что общего у записанных слов? (словарные слова с сочетанием -оро-)

3. Постановка проблемы

- На какие группы можно разбить слова из словарной работы? Слайд №2 с помощью наведения мыши слова-триггеры окрашиваются в разные цвета:

  • слова-предметы – синий,
  • слова-признаки – зелёный,
  • слова-действия – оранжевый.

- Определите тему нашего урока (ответы детей)

- Мы сегодня поговорим о различиях и сходствах изученных групп слов и сравним их со словами, выражающими чувства.

4. Сравнение слов-названий, слов-признаков, слов-действий и слов выражающих чувства

Слайд № 3-6 – повторение знаний о словах-предметах, словах-признаках, словах-действиях и словах выражающих чувства

- Что обозначают эти группы слов? На какие вопросы отвечают? Приведите примеры (после ответов детей по щелчку появляются названия групп слов и вопросы).

Выполнение упражнения 105, стр.67 (работа выполняется на доске и в тетрадях)

- Допишите в каждый столбик по одному слову. Прочитайте оставшиеся слова. Можно задать вопрос к этим словам? Какой сделаем вывод?

После работы у доски дети выполняют самооценку по алгоритму.

Алгоритм самооценки (вопросы, на которые отвечает ученик):

1 шаг. Что нужно было сделать в этой задаче (задании)?

2 шаг. Удалось получить результат?

3 шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой? В чем она состояла?

4 шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью? Кто помогал, чем?

Минутка отдыха – зарядка для глаз

Слайд № 7-10

Фронтальная работа

– Ребята, как вы думаете, может ли одно и то же междометие выражать разные чувства?

- Давайте попробуем доказать. Придумайте предложения к картинкам с междометием ах. Приведите свои примеры.

Слайд № 12-14 (по щелчку появляется картинка, дети придумывают свои предложения, затем появляется образец предложения и название чувства, которое выражает данное предложение) Далее дети придумывают еще несколько предложений с междометием ах и называют чувство, которое оно выражает.

5. Работа над правилом

- Попробуем сами сформулировать своё правило о междометиях. Почему междометия это особые слова? Что они выражают? Какие чувства? Чем отличаются от слов-названий?

Ученики формулируют свои правила, а затем сравнивают его с правилом на странице 68.

6. Закрепление

Самостоятельное выполнение упражнения 106.

- Прочитайте записанные предложения с правильной интонацией, какие чувства вы хотели выразить?

Тестовая работа (проверка первичного усвоения знаний о междометии Приложение 2) Взаимопроверка и проверка по образцу, корректировка ошибок. Слайд №15

7. Рефлексия

- Что нового узнали о словах выражающих чувства. Для чего понадобятся вам эти знания? Предлагаю оценить свою работу. Изобразите свое настроение, в конце урока используя смайлики. Слайд №17. Придумайте предложения, используя слова выражающие чувства.

8. Домашнее задание.

«Дидактический материал» упражнение 89, страница 44 – письменно. Учебник упражнение 90, страница 45 – устно.

Список литературы:

  1. Бунеева Е.В., Комисарова Л.Ю., Яковлева М.А. Методические рекомендации для учителя. Русский язык. 1-2 классы (1-4). – М.: «Баласс», 2002. (Серия «Свободный ум»)
  2. Д.Д. Давыдов «Технология оценивания учебных успехов» Образовательная система «Школа 2100» www.school2100.ru