Проект "Семья и школа"

Разделы: Классное руководство


Раздел I. Актуализация и описание проблемы

В классе, в котором я классный руководитель 15 человек. Из них 7 мальчиков и 8 девочек. Социальная картина представлена следующим образом. Из семей рабочих – 12 человек, служащих – 3 человека. В полных семьях воспитываются 11 детей, в неполных – 2 человека, опекаемых 1 ребенок и без мамы 1 девочка.

Образовательный уровень родителей достаточно низкий. Имеют высшее образование 4 человека, среднее специальное – 5 человек, остальные имеют лишь среднее образование.

Класс не обладает высоким интеллектуальным потенциалом, но есть немало родителей и детей, которые мотивированы на учебу. Это Васильева Ю, Фадеев Д, Новомодный В, Смолина Н, Иванов Д.

Качество образования учащихся также не очень высокое. Ударников по итогам второй четверти 3 человека, неуспевающих нет, но и «троечников» –12 человек.

Основными причинами являются ослабление контроля со стороны родителей, не всегда своевременная информация учителей-предметников, отсутствие или малозначимость для ребят общественного мнения «учиться хорошо – это престижно».

Физическое состояние ребят также оставляет желать лучшего уровня. Есть ребята с хроническими заболеваниями, отсюда много пропусков занятий, что, естественно, не может не влиять на общую картину успеваемости в классе. Часто по болезни пропускают занятия Попова К., Андреев А.,Мельникова О., Смолина Н.

В классе существует актив – Малый управляющий Совет, в него входят ребята, которые принимают активное участие в делах класса и школы.

Есть в классе четко определившиеся лидеры, которые имеют хороший запас знаний, социальных навыков, стремлений изменять ситуацию под себя.

Например, в подготовке тематических классных часов принимают активное участие Васильева Ю, Фадеев Д, Смолина Н, Новомодный В, при их непременном участии были проведены игра-путешествие «С чего начинается Родина?», «Курильщик – сам себе могильщик», «Между нами, девочками», праздники – День именинника», Вечер дружбы, Осенний бал, Новогодний маскарад.

Но есть ребята, занимающие пассивную позицию. Они чаще всего лишь добросовестные исполнители. Это Артамонов Т, Пасечник В, Цветцых Н., Хугоев И.

Но есть и неформальные лидеры – Баранов С. И Литвинов С, к которым прислушиваются мальчики и нередко подражают.

Многие ребята находятся в резервной группе: при определенных обстоятельствах и четкой мотивации, в отдельных мероприятиях становятся лидерами. Это Иванов Д, Заверюха Д, Андреев А.

Изучая психолого-педагогическую характеристику класса на протяжении трех лет, я выявила причины пассивности ребят:

  • неадекватная самооценка
  • соответствующая установка родителей
  • социальная дисгармония.

Исходя из наблюдений и диагностик, можно выделить следующие группы ребят:

  • 1-я группа – «яркие». Это ребята, которые сразу обращают на себя внимание, они разворачивают любого к своим проблемам. Характерные черты: трудолюбие, любознательность, упорство, самолюбие. При четкой мотивации и контроле они показали хорошие результаты как в учебной, так и в других видах деятельности. К этой группе я отношу Васильева Ю, Фадеев Д, Попову М., Новомодный В.
  • 2-я группа – «пороховая бочка». Ребята, требующие постоянного внимания. Психологические особенности: вспыльчивость, резкая смена настроения и интересов, отсутствие мотивации, недостаточное развитие самоконтроля, неумение трезво оценить свои поступки. Все это мешает им сохранять ровные отношения с ребятами. Естественно, это сказывается и на уровне успеваемости, а также приводит к появлению дисциплинарных проблем. Сюда я отношу Баранова С, Литвинова С, Артамонова Т.
  • 3-я группа – «стабильные». Эти ребята обладают высоким уровнем автономности личности, в классе занимают активно-исполнительскую позицию. Отношения со сверстниками ровные. Проблем с учебой и поведением практически не возникает. Они готовы к дискуссии, владеют самоанализом. В этой группе находятся Мельникова О, Пасечник В, Цветцых Н, Заверюха Д, Смолина Н., Иванов Д.
  • 4-я группа – «неопределившиеся». В эту группу входят ребята, которые при определенных обстоятельствах могут оказаться в любой из трех. Очень медленно адаптирующиеся ребята. Психологические особенности ребят этой группы требуют постоянного контроля со стороны родителей, психолога, классного руководителя. Здесь пока находятся: Андреев А., Хугоев И.

Целью воспитательной работы в классе я ставлю воспитание в каждом ребенке желания быть успешным в учебной и досуговой деятельности.

Для реализации данной цели я выбрала следующие направления: интеллектуальное, физическое и духовное.

Таким образом, я предоставляю каждому ребенку право выбора для самореализации в любом из них. Я перечислю некоторые из мероприятий, которые прописаны в плане и уже реализованы. «Виват, Том Сойер!», «Мой царь и раб! Родной язык», «Бал цветов», Осенний марафон, Веселые старты, товарищеские спортивные встречи, посещение церкви, музеев, встречи с интересными людьми, участие в Днях татарской культуры.

14 из 15 учащиеся моего класса принимают активное участие в работе объединений дополнительного образования – в спортивных секциях, в клубе «Миротворец», в кружке судомоделирования, ТРИЗ, оркестре народных инструментов, вокальном и танцевальном кружках.

Кроме того, я организовываю детей на участие во всех предметных неделях и общешкольных мероприятий. По итогам прошлого года трое учащихся были номинированы на празднике «За честь школы».

Но есть и проблемы. Несмотря на большую воспитательную работу в классе и школе, у многих детей не сформированы такие качества, как уважительное отношение друг к другу, ответственность, целеустремленность, многие не видят своего будущего. Это связано с критической экономической ситуацией нашего поселка и отсутствием должного внимания со стороны родителей к своим детям. Сегодня они озабочены лишь финансовыми проблемами своей семьи.

Среди родителей очень часто встречаются факты уклонения от воспитания детей, безразличие к жизни ребенка, и подчас негативное влияние. Бабушки и дедушки, чрезмерно любя своих внуков, не привлекаются для того, чтобы помочь в учебе, творчестве, а лишь одаривают лаской и дорогими подарками. Их понять можно – старшее поколение, пройдя тяжелый жизненный путь, стараются оградить внуков от всех невзгод. А именно в истории семьи я вижу преемственность, связь поколений и большой резерв для воспитания.

На последнем родительском собрании, я озвучивала учебную и воспитательную проблему в классе.

У ребят нет желания готовить себя уже сегодня к взрослой жизни – жизни семьянина, гражданина, личности со всеми качествами порядочного человека, сохранять в себе чистоту духовную, физическую, нравственную для будущих поколений.

И многие родители, приняли мою озабоченность проблемой жизнедеятельности класса, отсутствием духовного начала в детях, и было принято решение о создании совместного проекте, направленного на привлечение семьи к воспитанию ребенка через совместную детско-взрослую творческую деятельность.

Раздел II. Целеполагание.

Цель проекта: Приобщение родителей к жизнедеятельности класса через изучение истории своей семьи и положительного семейного опыта жителей поселка.

Задачи:

  • Создание условий для совместного позитивного творческого проживания детей и родителей.
  • Воспитание порядочного семьянина и Гражданина.
  • Формирование семейных ценностей через реализацию совместного досуга.

Срок реализации:январь–июнь 2008 г.

Целевая группа:

  • родители, бабушки, дедушки – 89 человек,
  • учащиеся – 15 человек,
  • педагоги – 5 человек,
  • Совет ветеранов – 12 человек.

Раздел III. Механизм реализации.

Задача

Способ реализации

Ответственные

Ресурсы

Создание условий для совместного позитивного творческого проживания детей и родителей.

1. Ток-шоу «Пусть говорят» («Воспитание детей: чье это дело?»).

Джебко О.В., Овчинникова Н.И., УС, социальный педагог, психолог.

1. Есть опыт проведения подобных мероприятий, учащиеся и педагоги, способные организовать дискуссии.

2. Презентация идей «Пока все дома».

Родители, кл. рук.

Материальные и информационные ресурсы есть. Необходимо увлечь взрослых данной идеей.

Информация об истории каждой семьи. По аналогии с конкурсом «Старая фотография».

3. Организация клуба «По пятницам» (Создание и презентация видеофильма «Родня»)

Родители, учащиеся, кл. рук., инженер по обслуживанию оргтехники, участники кружка «Юный журналист».

Видеокамера, цифровой фотоаппарат. Знания сценарного дела и видеомонтажа – приглашение специалистов «Причулымья».

4. Участие в Днях национальных культур.

 

Знания своей национальной принадлежности, традиций, культуры народов.

5. Ролевая игра: «Учимся преодолевать конфликты».

Рук. клуба «Миротворец», родители, педагоги, учащиеся класса

 

Психолог, Овчинникова Н.И., Джебко О.В.

Необходимые методики и тренинги есть и уже опробированы.

Воспитание порядочного семьянина и гражданина.

1. Процесс «В ответе ли я за своих будущих детей?»

Кл. рук., родители, соц. педагог, зам.директора по В.Р.

1. Есть опыт проведения подобных мероприятий, учащиеся и педагоги, способные организовать дискуссии.

2. Конференцию настоящих и будущих отцов «Мы в ответе за тех, кого родили». (Чем опасен ранний алкоголизм, ранние половые отношения).

Врачебная амбулатория, участковый инспектор, сельская библиотека, педагоги.

Приглашения, объявление, анкеты, сценарий.

3. Правовой вечер «Я – Гражданин России».

Учителя истории, участковый инспектор, юрист.

Сценарий вечера, приглашения, объявления.

4. Составление списка литературы и кинофильмов, направленных на сохранение семейных ценностей, гражданской и патриотической тематики и рекомендация для семейного прочтения и просмотра.

Библиотекарь, клубные работники.

Ресурсы Интернета, библиотечные каталоги. домашнее задание на лето.

5. Встречи с уважаемыми людьми поселка, Почетными гражданами и старожилами.

УС, кл. рук., Совет Ветеранов, сельская библиотека.

История поселка еще пишется, живы люди, которые стояли у его истоков, у них богатая, часто трагичная биография – военнопленные, репрессированные, раскулаченные. Поселок многонациональный, со своей культурой. Люди с большим жизненным опытом всегда были и остаются для школы ресурсом нравственного воспитания.

Формирование семейных ценностей через реализацию совместного досуга.

1. Дни Здоровья.

Учителя физкультуры, кл. рук., родители.

Спортивное оборудование, сценарий (есть).

2. Деятельность спортивных секций (карате, вольная борьба, волейбол, футбол, баскетбол).

Учителя физкультуры, кл. рук., родители.

Ресурсы ДО (есть).

3. Выезд на озера Хакасии.

Родители, педагоги, УС.

Материальные ресурсы.

4. Знакомство с достопримечательностями Назарово, Ачинска, Красноярска (храмы, театры, музеи).

Кл. рук., родители.

Материальные ресурсы.

5. Клуб выходного дня (одно-двухдневные туристические походы).

Родители, кл. рук.

Туристическое снаряжение.

Раздел IV. Предполагаемые конечные результаты, потенциал развития проекта, долгосрочный эффект.

Предполагаемые результаты

Потенциал развития проекта

Долгосрочный эффект

1. У учащихся и их родителей сформируется потребность больше времени проводить вместе (прочтение книг, просмотр видеофильмов согласно домашнего задания, совместные праздники и походы и т.д.).

Возрастет утраченная потребность в чтении и обсуждении книг и фильмов и тем самым, дети и родители начнут больше общаться. Возрастет желание к коммуникации.

Не утратится связь поколений. Повысится уважение в семье. Возникнут новые семейные традиции.

2. Учащиеся начнут писать свою страницу в историю своей семьи.

Ребята получат исследовательские навыки, умение работать с информацией. Получат новые исторические знания, которые будут иметь и большое воспитательное значение.

Узнают свои корни, смогут донести их до своих детей. Не прервется связь поколений.

 

У детей, прошедших через проект, будет здоровое потомство, они станут носителями новой национальной идеи.

Благодаря Национальным и краевым проектам они на 100% смогут самореализоваться не только за счет дополнительных средств, а сформируют новое отношение к своему здоровью и здоровью своих будущих детей.

3. Новая деятельность привлечет внимание учащихся и родителей к организации жизнедеятельности класса, создание новых классных и семейных традиций.

Возрастет общественная активность учащихся, они станут не столько проводниками идей взрослых, а организаторами и вдохновителями новых. Деятельность Малого управляющего совета станет более продуктивной и эффективной. Появятся новые праздники, коллективные творческие дела.

Учащиеся моего класса выйдут из стен школы с долгосрочной прививкой на сохранение семейных ценностей. Смогут прогнозировать и проектировать свое будущее. Благодаря активному участию в проекте, они без труда научатся наводить коммуникацию в разных социальных средах.

Накапливание опыта совместной деятельности и успешного претворения задачи воспитания порядочных людей, будущих родителей и граждан.

4. Родители осознают и будут нести ответственность за своего ребенка.

Уменьшится число неблагополучных семей. Возрастет сотрудничество семьи и школы. Родители будут приходить в школу не по приглашению, а по потребности. Исчезнет необходимость в Комиссии по делам несовершеннолетних.

Девизом класса должно стать «Педагоги, учащиеся и их родители – союзники». Престиж семьи и школы возрастет. Институт семьи вернет свое первоначальное значение.

5. Повысится ответственность ребенка перед своими родителями, бабушкой, дедушкой, одноклассниками.

Благодаря новым семейным приоритетам, сформированным в ходе реализации проекта, учащиеся более ответственно будут относиться к своей семье, друзьям и всем взрослым.

Я воспитаю порядочных граждан своей страны, за которых мне никогда не придется краснеть.

Раздел V. Критерии оценки эффективности проекта.

  • Снизится количество детей, которых я сегодня определяю как «пороховая бочка».
  • 100% родителей примут участие в реализации проекта.
  • Выйдет фильм «Родня», в создании которого будет задействовано хотя бы 50%.
  • Повысится успеваемость до 100% и 45% качество (без «троек»).
  • Увеличится число участвующих в спортивных секциях.
  • До 90% увеличится число участвующих во внеклассных мероприятиях.
  • Возрастет заинтересованность родителей к жизни, здоровью, эмоциональному самочувствию ребенка.
  • Родители займут ответственную позицию в организации внеклассной работы.
  • Малый УС наполнит свою деятельность новым содержанием.