Организация совместной работы логопеда и родителей по подготовке к обучению грамоте детей логопедической группы

Разделы: Работа с дошкольниками


На протяжении многих лет система дошкольного образования существовала как бы изолированно от семьи, полностью принимая на себя проблемы образования и развития детей. В настоящее время исследования убедительно показывают, что осознанное включение родителей в единый, совместный процесс воспитания и развития ребёнка, уход от практики дистанцирования родителей от детского сада позволяют значительно повысить его эффективность. Создание единого пространства развития ребёнка невозможно, если усилия педагогов и родителей будут осуществляться независимо друг от друга, и обе стороны будут оставаться в неведении относительно планов и намерений друг друга.

Изучение зарубежных источников свидетельствует о том, что в западной педагогике работе с родителями уделяется одно из центральных мест. Участие родителей в учебном процессе создаёт благоприятную среду для успешной работы педагогов и детей. Это участие более эффективно, если оно осознано, хорошо спланировано и долгосрочно. Важно, чтобы сотрудничество началось как можно раньше.

Можно выделить три подхода к работе с родителями:

  • совершенствование взаимоотношений родителей и детей;
  • привлечение родителей к работе группы;
  • установление связей сотрудничества между ДОУ и семьёй.

В логопедических группах тесное сотрудничество логопеда и родителей имеет свои особенности и является незаменимым.

Общее недоразвитие речи (ОНР) – системное нарушение, которое характеризуется нарушением звукопроизношения, фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза, слоговой структуры, звуконаполняемости слов, грамматического строя речи. Все эти нарушения, если их вовремя не исправить в детском возрасте, вызывают трудности общения с окружающими, а в дальнейшем влекут за собой определённые изменения личности в цепи развития «ребёнок – подросток – взрослый», т.е. ведут к возникновению у детей закомплексованности, мешая им учиться и в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности.

Важным моментом при систематической работе с такими детьми по устранению речевых нарушений и подготовке к обучению в школе становится выбор методов, приёмов и методик в логопедической психолого-педагогической практике коррекции речи. И этот поиск новых путей повышения результативности логопедической работы не утратил своей актуальности.

Работа с родителями детей, имеющими нарушения произношения и других компонентов речи, должна рассматриваться как неотъемлемая часть коррекционной работы, она должна тщательно планироваться, осуществляться целенаправленно и регулярно. Такая работа включает изучение родителей, их потенциальных возможностей в оказании адекватного воздействия на ребёнка, их наблюдательности, их позиции по отношению к ребёнку и его дефекту. На основе полученных данных предлагаются определённые методы привлечения родителей к активному, заинтересованному участию в учении ребёнка, это индивидуальные консультации, информация в уголке для родителей, родительские собрания и организация совместной работы родителей и детей по выполнению логопедических заданий.

Такая работа плодотворна в плане повышения мотивации к учению на логопедических занятиях, т.к. предусматривает опосредованное воздействие на мотивационную сферу ребёнка через наиболее личностно значимых для ребёнка субъектов.

Организация логопедической коррекционно-развивающей работы в группах для детей с речевыми нарушениями предполагает выполнение домашних заданий логопеда. Задания эти обычно направлены на коррекцию дефектных звуков ребёнка и автоматизацию поставленных логопедом звуков. Но в последнее время у родителей наметилась тенденция к форсированному обучению детей грамоте, при котором допускаются ошибки, а подчас наносится вред ребёнку, который впоследствии испытывает трудности в процессе обучения, особенно это касается детей с речевыми нарушениями. В связи с этим у меня возникло желание и потребность сделать родителей не только своими союзниками, но и грамотными помощниками не только при выполнении чисто коррекционных и логопедических заданий, но и при обучении детей грамоте. Результатом этого стало создание цикла домашних заданий для детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи «Знакомство со звуками речи». Приложение 1.

Целью создания цикла домашних заданий было активизировать интерес родителей к коррекционно-развивающей работе, проводимой в детском саду, пробудить желание заниматься со своими детьми, но прежде всего, «вооружить» родителей правильным пособием для подготовки детей к обучению грамоте.

За основу построения методического пособия взят исходный принцип системы дошкольного обучения грамоте Д.Б. Эльконина: знакомству с буквами должен предшествовать добуквенный, чисто звуковой период обучения. «От того, как ребёнку будет открыта звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты, но и все последующее усвоение языка» (Д.Б. Эльконин).

Задания в определённой последовательности знакомят ребёнка со звуками речи, сначала гласными, затем согласными. Порядок работы над звуком методически обоснован и придерживается программы обучения в старшей логопедической группе для детей с ОНР.

Задания предлагаемого пособия направлены на развитие фонематического слуха, управление своей артикуляцией, использование звукоподражательных упражнений, интонационное выделение звука в звукоряде, в слоге и слове, на закрепление навыков определения места заданного звука в слове и чтения слогов по графическим символам звуков.

Ведущее место в комплексном подходе к коррекции общего недоразвития речи многие исследователи (Р.Е. Левина, Г.А. Каше и др.) отводят формированию фонематического восприятия, т.е. воспринимать и различать звуки речи (фонемы). Развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи, в том числе слоговой структуры слова. В случаях коррекции фонем, а также уточнения произношения звуков, воспроизводимых правильно, но недостаточно отчётливо, необходимо опережающее формирование фонематического восприятия.

Без достаточной сформированности основ фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени – звукового анализа, операции мысленного расчленения на составные элементы (фонемы) различных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов и слов.

В свою очередь, без длительных специальных упражнений по формированию навыков звукового анализа и синтеза (сочетание звуковых элементов в единое целое) дети с общим недоразвитием речи не овладевают грамотным чтением и письмом.

Последовательность знакомства со звуками речи осуществляется с учётом того, что дети должны эти звуки речи чётко воспринимать и правильно произносить. К ним, на начальном этапе обучения, можно отнести гласные и легко произносимые согласные звуки (М, Н, В, Ф, П, Т), затем, по мере исправления произношения, добавляется изучение звонких согласных звуков (Б, Д), задненёбных (К, Г, Х) и свистящих (С, З и Ц).

Все задания, предлагаемые в данном цикле для выполнения ребёнком, приспособлены к детскому развитию, создают эмоциональный фон, при котором дети эффективнее усваивают учебный материал. Взрослым нужно только следить за тем, чтобы упражнения не наскучили детям и были бы правильно дозированы по времени. Приложение 2.

При создании этой работы учитывалось положение Л.С. Выготского о «ведущей роли обучения», которое является движущей силой психического развития. Обучение, по мнению Л.С. Выготского, не может осуществляться без реальной деятельности самого ребёнка, поэтому метод практических заданий является ведущим в данной разработке цикла домашних заданий.

Все домашние задания выполняются родителями вместе с детьми и построены с учётом следующих требований:

  • они должны учитывать принцип ведущей деятельности;
  • помогать закреплению изученного материала;
  • не могут включать задания по новому материалу;
  • должны предваряться подробными инструкциями;
  • родители должны понимать их цель.

Цикл домашних заданий представляет собой определённый набор заданий на отдельном листе (А4), который вкладывается в пластиковый файл, и ребёнок выполняет графические задания фломастером по файлу, если же позволяет материально-техническая база дошкольного учреждения, можно изготовить индивидуальный пакет заданий для каждого ребёнка. Весь комплекс заданий предназначен для детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи и рассчитан на определённую длительность каждого занятия – 20-30 минут. В представленном виде пособие может быть использовано не только для узкого контингента детей, имеющих речевые нарушения, но и для более широкого круга детей.

Основное назначение предлагаемого цикла домашних заданий:

  • взаимодействовать с семьёй по вопросам развития ребёнка;
  • предоставить детям систему игр и упражнений, направленных на развитие фонематического восприятия и звукового анализа и синтеза, в доступной и занимательной форме;
  • способствовать развитию познавательного интереса у дошкольников;
  • способствовать формированию запаса знаний, умений и навыков, которые станут базой для дальнейшего обучения в школе;
  • развивать способность к саморегуляции поведения и проявлению волевых усилий для выполнения поставленных задач.

Особое значение родителей в данном процессе заключается в том, что, используя предложенный материал, они получают возможность закрепления ребёнком полученных на логопедических занятиях умений и навыков.

Апробирование данного пособия даёт свои положительные результаты.

Тесное сотрудничество логопеда и родителей способствует значительному прогрессу коррекции речевых нарушений. Родители отмечают, что совместные занятия способствуют значительному улучшению их отношений с ребёнком, ведут к возникновению большего доверия и взаимопонимания между взрослым и ребёнком. После нескольких месяцев такой работы большинство родителей стали очень ответственно относиться к выполнению детьми домашних заданий.

В представленном виде пособие может быть использовано не только для узкого контингента детей, имеющих речевые нарушения, но и для более широкого круга детей. Это пособие было апробировано не только в группе для детей с ОНР, но и в коррекционных группах для детей с ЗПР, и в общеобразовательных группах. Некоторые из моих коллег используют материалы пособия для подготовки собственно логопедических (подгрупповых и индивидуальных) занятий. Данный цикл занятий очень нравится детям и родителям, на методическом объединении логопедов и дефектологов был одобрен и сейчас уже несколько лет используется моими коллегами в работе.

Нужно отметить, что данная методика обеспечивает целостность педагогического процесса на протяжении 2 лет пребывания ребёнка в логопедической группе для детей с ОНР.

Данное пособие «Знакомство со звуками речи» представляет собой 1 часть цикла домашних заданий по подготовке к обучению грамоте дошкольников 5-6 лет с общим недоразвитием речи в старшей логопедической группе.

2 часть цикла домашних заданий называется «Звук и буква», и продолжает работу по подготовке к обучению грамоте дошкольников 6-7 лет с ОНР в подготовительной к школе группе.

Соблюдается преемственность с последующим обучением. Методы обучения, используемые в пособии, соответствуют возрастным особенностям ребёнка, а не дублируют школу.

Опыт работы автора по данной методике позволяет надеяться, что основная задача дошкольного обучения будет выполнена, и дети хорошо подготовятся к обучению в школе, а самое главное – обучение не покажется им скучным и трудным.

Литература

  1. Бугаева З.Н. Развитие устной речи и дикции. – М.: ЗАО «БАО-ПРЕСС», 2005.
  2. Карельская Е.В. Для речи нужна зарядка // Журнал «Мой ребёнок», 1999, №2, с.98-99.
  3. Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. Ступеньки к школе. Обучение грамоте детей с нарушениями речи. – М.: ТЦ Сфера, 2001.
  4. Логопедия. Под ред. Л.С. Волковой, - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.
  5. Лопухина И.С. Логопедия. Звуки, буквы и слова. – СПб.: ДЕЛЬТА, 1998.
  6. Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно: Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6-лет. – М.: Гном и Д, 2001.
  7. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специализированного детского сада. – М.: АЛЬФА, 1993.
  8. Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Комплекс занятий по формированию у детей 5 лет речемыслительной деятельности и культуры устной речи. – М.: АРКТИ, 2001.