Цели:
- Сформировать представление о внутреннем строении Земли и показать его влияние на остальные оболочки планеты.
- В ходе моделирования процессов, происходящих внутри Земли, сформировать у обучающихся понимание причин дрейфа континентов и последствий тектоники плит на природу Земли.
- Продолжить формирование у обучающихся исследовательских, коммуникативных компетентностей, умений работать с картами атласа, наблюдать, анализировать, высказывать предположения, формулировать гипотезы, давать определения понятиям, строить доказательства, делать выводы, обобщать, прогнозировать.
Методы и технологии: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский, метод прогнозирования, моделирования географических процессов, работа в группах, коммуникативно - информационные технологии.
Оборудование: атласы, карта строения земной коры, компьютерная презентация «Внутреннее строение Земли», фрагменты видеофильмов «Дело о планете Земля. Большой каньон Колорадо», «ВВС. Планета Земля. Ядро», раздаточный материал, спиртовка, колба, компьютер, проектор, экран, бумага.
Ход урока
1. Вступительное слово учителя с элементами беседы о разнообразии планет Солнечной системы, причинах их отличий.
Земля, как объект изучения геологии, на самом деле является небесным телом – планетой. Она отличается от других планет Солнечной системы, в том числе и планет, похожих на Землю - планет земной группы.
2. Демонстрируются фотографии Луны, Марса, Венеры. Учащимся предлагается сравнить фотографии планет Солнечной системы земной группы, используя свои знания ответить на вопросы (Рисунок 1)
Рисунок 1
- Как вы думаете, почему так не похожи другие планеты земной группы и Луна на Землю?
- В чём причины такой непохожести?
- Какие методы используют учёные, для того чтобы получить знания о внутреннем строении земли? (Рисунок 2 , Рисунок 3, фрагмент видеофильма).
Рисунок 2
Рисунок 3
- Почему по внутреннему строению Землю часто сравнивают с луковицей?
3. Создание проблемной ситуации «Как внутренне строение повлияло на остальные оболочки Земли?»
Высказываются предположения учащихся, которые могут быть зафиксированы. В ходе обсуждения, учащиеся приходят к пониманию, что на основании имеющихся знаний они не могут разрешить проблему.
4. На самом деле Земля устроена гораздо сложнее. Учащиеся приходят к выводу о том, что скорость прохождения сейсмических волн зависит от состояния вещества. Предлагается рассмотреть схему, где показана скорость прохождения сейсмических волн в разных частях мантии и ядра. (Рисунок 4)
Рисунок 4
- К какому выводу мы можем придти, анализируя эти данные?
- Почему скорость прохождения сейсмических волн меняется с глубиной?
- Какое строение имеет земная кора? Почему материковая земная кора толще океанической?
- Вводится понятие «поверхность Конрада»
- Проанализируйте схему и сделайте вывод о состоянии вещества мантии и ядра.
5. Делается вывод о неоднородности мантии и ядра. Вводятся понятия: «поверхность Мохо», «астеносфера», «слой Гутенберга».
Обобщение иллюстрируется схемой температурного режима слоёв Земли.
6. Результаты заносятся в таблицу: «Внутреннее строение Земли» (приложение 1)
7. Работа с диаграммами, в ходе которой сравнивается химический состав земной коры и Земли в целом и выясняются причины такого различия.(Рисунок 5).
Рисунок 5
8. Работа в группах
Итак, мы выяснили, что с глубиной увеличивается давление и температура, которые достигают самого большого значения в ядре.
- Зная этот факт, можем ли мы предположить, какие процессы происходят в мантии?
- Можем ли мы провести такой опыт, который бы наглядно показал влияние раскалённого ядра на процессы в мантии и земной коре?
- Подумайте, что нам в опыте может заменить земное ядро? Мантию? Земную кору? Какое вещество можно взять, чтобы можно было посмотреть движение вещества в результате нагревания?
- Что нам может заменить горячее ядро Земли?
- Ответы представителей групп дополняются и совместными усилиями планируется эксперимент, который представляет собой модель процессов, происходящих в мантии и земной коре.
9. Демонстрация опыта по формированию восходяще-нисходящих потоков в мантии и внешнем ядре и их влиянии на движение литосферных плит.
Моделирование нисходяще-восходящих потоков мантийного вещества и его влияние на земную кору.
Огнеупорную колбу наполовину заполняем водой, на дно кладём немного зёрен риса и сверху наливаем тонкий слой растительного масла.
Вода будет заменять нам в опыте мантию, масло – земную кору, а рис мы положим для того, чтобы можно было наблюдать все процессы.
Поставим колбу на огонь спиртовки и начнём наблюдать за тем, что будет происходить.
В результате нагревания вода станет легче и начнёт подниматься к поверхности. Это будет хорошо заметно по движению рисинок. По мере нагревания вода будет двигаться быстрее, разрывая слой растительного масла на поверхности[1].
Точно также мантийное вещество, нагреваясь от ядра, поднимается вверх и разрывает слои земной коры.
9. По окончанию опыта предлагается ответить на вопросы:
- Что происходит с веществом мантии при его нагревании?
- Что происходит с земной корой в том месте, в котором вещество мантии достигает поверхности земли?
- Что происходит с веществом мантии, когда она достигает поверхности Земли?
Делается вывод о происходящей в глубине Земли конвекции мантийного вещества.
- Как вы думаете, как повлияли восходяще - нисходящие движения мантийного вещества на земную кору.
10. Вводится понятие литосферных плит и приводится их деление на материковые и океанические (Рисунок 6 ), фрагмент видеофильма).
Рисунок 6
Рассказ о гипотезе «дрейфа материков» Альфреда Вегенера, об эволюции древних материков Пангеи, Гондваны и Лавразии.
11. Для того, чтобы понять, что происходит на границах литосферных плит, обучающиеся делятся на группы и получают задания, в которых им предлагается смоделировать процессы в зоне контактов плит (Приложение 2).
После проведения опытов, результаты обсуждаются в группе, схема движения литосферных плит зарисовывается, а результаты заносятся в таблицу
Групп |
Тип движения литосферных плит |
Схема движения |
Процессы, происходящие в результате движения плит |
Примеры |
1 |
Столкновение двух океанических плит |
|
Островные вулканические дуги, океанические желоба |
Курильские острова, |
|
Плиты расходятся в противоположные стороны |
|
Образуются разломы (рифты). Спрединг сопровождается вулканизмом, землетрясениями. |
Красное море, Байкал, Мёртвое море, Серединно-Атлантический хребет |
2 |
Столкновение океанической и материковой литосферных плит |
|
Океанические желоба, складчатые горы. Субдукция сопровождается вулканизмом, землетрясениями. |
Тихоокеанское побережье Южной Америки и Евразии. |
3. |
Столкновение двух материковых плит |
|
Образование складчатых гор |
Гималаи, Альпы |
12. Результаты работы в группах заслушиваются, обсуждаются и корректируются, заносятся в таблицу. Вводятся понятия «спрединг», «субдукция». Делаются выводы. Выводы подтверждаются видеофрагментом из фильма «Дело о планете Земля. Большой каньон Колорадо» о влиянии столкновения литосферных плит на формирование рельефа Земли
Вывод: причиной постоянно меняющегося лика нашей планеты является раскалённое ядро, которое заставляет мантию подниматься к поверхности земли и «тащить» на себе литосферные плиты (Рисунок 7).
Рисунок 7
13. Работа с картой строения земной коры, в ходе которой учащимся предлагается, зная скорость и направления движения литосферных плит, предположить, как со временем изменится поверхность планеты? (Рисунок 8)
Рисунок 8
- Какие новые океаны и где могут возникнуть на Земле?
- Что произойдёт со временем с Тихим океаном?
- Можно ли согласиться с утверждением учёных, что Восточная Африка скоро «уплывёт» на восток? Как вы думаете почему?
- Руководствуясь теорией тектоники плит, приведите свои примеры изменения очертаний материков и рельефа Земли в будущем.
14. Но как оказалось, такие движения в ядре породили очень важную ещё одну невидимую оболочку: магнитное поле (Рисунок 9).
Рисунок 9
15. Демонстрируется фрагмент фильма, в ходе просмотра которого учащиеся должны найти ответы на следующие вопросы:
- В чём причины образования магнитного поля Земли?
- Какое значение имеет магнитное поле для Земли?
- Имеют ли магнитные поля Марс, Луна, почему ученые пришли к таким выводам?
16. В заключение для закрепления материала предлагается выполнить практическую работу, используя отрывки из произведения Алексея Толстого «Гиперболоид инженера Гарина» (Приложение 3) [3].
Литература:
- Энциклопедия Наш мир. Москва, «Ренессанс»,1994.
- Сергеев М.Б., Сергеева Т.В. Планета Земля. Москва, 2000.
- Московский институт открытого образования. Методическая лаборатория географии - http://geo.metodist.ru/teleclass/2/5.htm
- Строение Земли – www.electrosad.ru/Proekt/Earth1.html