Использование информационных технологий в преподавании спецдисциплин

Разделы: Общепедагогические технологии


Пути повышения эффективности обучения ищут во всех странах мира. В России проблемы результативности обучения активно разрабатываются на основе использования последних достижений психологии, педагогики и информатики. Одним из важных направлений решения проблем являются разработка и внедрение новых педагогических технологий.

Педагогические технологии – это такое построение деятельности педагога, в которой все входящие в него действия представлены в определённой последовательности.

Многие существующие педагогические технологии по своим целям, содержанию, применяемым методам и средствам имеют сходство, но отличаются по различным параметрам.

Необходимость использования информационных технологий в профессиональном образовании диктуется несколькими обстоятельствами. Приоритетное развитие призваны получить информационные технологии, играющие важную роль в развитии общества. В современных условиях традиционные формы и методы профессионального обучения недостаточно эффективны. Использование информационных технологий в образовании позволяет решать новые дидактические задачи, обеспечивает повышение качества и эффективности обучения. Использование компьютерных сетей, электронных образовательных сред предполагает выработку нестандартных педагогических практик, как в конкретных предметных дисциплинах, так и в междисциплинарном пространстве профессионального процесса, включающего и научно-исследовательскую работу студентов.

Использование компьютерных технологии по дисциплинам Автомобили и Техническое обслуживание и ремонт автомобилей расширило возможности лекционного эксперимента, позволяя моделировать различные агрегаты и детали, натуральная демонстрация которых в лабораторных условиях технически очень сложна, либо просто невозможна. Разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные и интерактивные модули поднимают процесс обучения на качественно новый уровень. Студентам намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших плакатов.

Мультимедийные системы позволяют перейти от пассивного усвоения к активному, так как студенты воспринимают информацию на качественно новом уровне.

Свою работу по подготовке занятий с внедрением компьютерных технологии провожу в следующей последовательности:

  1. Определяю тему дисциплины, по которой можно провести занятие;
  2. Формулирую задание и методические указания по его выполнению;
  3. Разрабатываю критерии оценки знаний и умений.

Ниже приводится модель урока с использованием информационных технологий.

Тема: Коробка передач автомобилей.

Цели урока:

  1. сформировать понятие о коробках передач автомобиля;
  2. развить навыки работы с мультимедийной обучающей системой;
  3. воспитывать способность принятия решения.

Тип урока: Комбинированный.

Методы и приёмы: словесные (устное объяснение, беседа). Наглядные (мультимедийная обучающая система «Слесарь по ремонту автомобилей»).

ТСО: медиапроектор, компьютеры

План урока:

1. Организационный этап.

Преподаватель ставит перед студентами цели и задачи, мотивирует их на урок. Использует межпредметные связи и знакомит с планом урока.

2. Актуализация опорных знаний.

Актуализация опорных знаний осуществляется с использованием мультимедийной обучающей системы, в которой заложена функция контроля. На экран выводится схема трансмиссии. Студентам необходимо соотнести термины с основными частями трансмиссии.

3. Формирование новых понятий.

Запускаем демонстрацию обучающей программы «Слесарь по ремонту автомобилей» тема «Коробка передач автомобилей». Студенты могут ознакомится с назначением, устройством и принципом работы коробки передач.

4. Закрепление нового материала.

Закрепление материала осуществляется с использованием модуля контроля и выполнение тестового задания.

5. Подведение итогов и выставление оценок.

Оценивается работа студентов. Оценка складывается из суммы баллов выставленных модулем контроля за актуализацию знаний студентов и выполнение тестового задания.

В зависимости от специфики дисциплины, степени сложности задания преподаватель вносит изменения в план, цели урока, а также выбирает различные формы организации работы студентов.

Использование информационных технологий позволяет реализовывать следующие процессы обучения: повышение качества знаний и интереса к дисциплине; усиление прикладной направленности изучения; формирование информационной культуры студентов; наиболее полная реализация возможностей каждого студента; конкурентоспособность студентов на рынке труда.

Таким образом, применив новые образовательные и информационные технологии, можно достичь реального продвижения в решении основной комплексной задачи модернизации: повышения эффективности, качества, доступности профессионального образования.

Результаты прогнозных исследований подтверждают тот факт, что в наступившем XXI в. профессиональному образованию придётся стать непрерывным процессом, который будет продолжаться в течение всей жизни человека; ведь только таким образом он сможет адаптироваться к инновациям как результату постоянного совершенствования содержания; овладевать новыми знаниями и направлениями профессиональной деятельности. Сегодня уже нет сомнения, том, что наступивший информационный век российского общества будет веком компьютеризации и профессиональных знаний, следовательно, система образования должна будет решать принципиально новую глобальную проблему, связанную с подготовкой современных конкурентоспособных специалистов на основе информационных и коммуникационных технологий обучения.

Литература.

  1. Педагогические технологии: Учебное пособие/Авт.-сост. Т.П. Сальникова. – М.: ТЦ Сфера,2008.
  2. Современные технологии обучения в образовательных учреждениях среднего профессионального образования. Серия: «Библиотека Федеральной программы развития образования», М., 2004г.