Пути повышения эффективности обучения ищут во всех странах мира. В России проблемы результативности обучения активно разрабатываются на основе использования последних достижений психологии, педагогики и информатики. Одним из важных направлений решения проблем являются разработка и внедрение новых педагогических технологий.
Педагогические технологии – это такое построение деятельности педагога, в которой все входящие в него действия представлены в определённой последовательности.
Многие существующие педагогические технологии по своим целям, содержанию, применяемым методам и средствам имеют сходство, но отличаются по различным параметрам.
Необходимость использования информационных технологий в профессиональном образовании диктуется несколькими обстоятельствами. Приоритетное развитие призваны получить информационные технологии, играющие важную роль в развитии общества. В современных условиях традиционные формы и методы профессионального обучения недостаточно эффективны. Использование информационных технологий в образовании позволяет решать новые дидактические задачи, обеспечивает повышение качества и эффективности обучения. Использование компьютерных сетей, электронных образовательных сред предполагает выработку нестандартных педагогических практик, как в конкретных предметных дисциплинах, так и в междисциплинарном пространстве профессионального процесса, включающего и научно-исследовательскую работу студентов.
Использование компьютерных технологии по дисциплинам Автомобили и Техническое обслуживание и ремонт автомобилей расширило возможности лекционного эксперимента, позволяя моделировать различные агрегаты и детали, натуральная демонстрация которых в лабораторных условиях технически очень сложна, либо просто невозможна. Разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные и интерактивные модули поднимают процесс обучения на качественно новый уровень. Студентам намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших плакатов.
Мультимедийные системы позволяют перейти от пассивного усвоения к активному, так как студенты воспринимают информацию на качественно новом уровне.
Свою работу по подготовке занятий с внедрением компьютерных технологии провожу в следующей последовательности:
- Определяю тему дисциплины, по которой можно провести занятие;
- Формулирую задание и методические указания по его выполнению;
- Разрабатываю критерии оценки знаний и умений.
Ниже приводится модель урока с использованием информационных технологий.
Тема: Коробка передач автомобилей.
Цели урока:
- сформировать понятие о коробках передач автомобиля;
- развить навыки работы с мультимедийной обучающей системой;
- воспитывать способность принятия решения.
Тип урока: Комбинированный.
Методы и приёмы: словесные (устное объяснение, беседа). Наглядные (мультимедийная обучающая система «Слесарь по ремонту автомобилей»).
ТСО: медиапроектор, компьютеры
План урока:
1. Организационный этап.
Преподаватель ставит перед студентами цели и задачи, мотивирует их на урок. Использует межпредметные связи и знакомит с планом урока.
2. Актуализация опорных знаний.
Актуализация опорных знаний осуществляется с использованием мультимедийной обучающей системы, в которой заложена функция контроля. На экран выводится схема трансмиссии. Студентам необходимо соотнести термины с основными частями трансмиссии.
3. Формирование новых понятий.
Запускаем демонстрацию обучающей программы «Слесарь по ремонту автомобилей» тема «Коробка передач автомобилей». Студенты могут ознакомится с назначением, устройством и принципом работы коробки передач.
4. Закрепление нового материала.
Закрепление материала осуществляется с использованием модуля контроля и выполнение тестового задания.
5. Подведение итогов и выставление оценок.
Оценивается работа студентов. Оценка складывается из суммы баллов выставленных модулем контроля за актуализацию знаний студентов и выполнение тестового задания.
В зависимости от специфики дисциплины, степени сложности задания преподаватель вносит изменения в план, цели урока, а также выбирает различные формы организации работы студентов.
Использование информационных технологий позволяет реализовывать следующие процессы обучения: повышение качества знаний и интереса к дисциплине; усиление прикладной направленности изучения; формирование информационной культуры студентов; наиболее полная реализация возможностей каждого студента; конкурентоспособность студентов на рынке труда.
Таким образом, применив новые образовательные и информационные технологии, можно достичь реального продвижения в решении основной комплексной задачи модернизации: повышения эффективности, качества, доступности профессионального образования.
Результаты прогнозных исследований подтверждают тот факт, что в наступившем XXI в. профессиональному образованию придётся стать непрерывным процессом, который будет продолжаться в течение всей жизни человека; ведь только таким образом он сможет адаптироваться к инновациям как результату постоянного совершенствования содержания; овладевать новыми знаниями и направлениями профессиональной деятельности. Сегодня уже нет сомнения, том, что наступивший информационный век российского общества будет веком компьютеризации и профессиональных знаний, следовательно, система образования должна будет решать принципиально новую глобальную проблему, связанную с подготовкой современных конкурентоспособных специалистов на основе информационных и коммуникационных технологий обучения.
Литература.
- Педагогические технологии: Учебное пособие/Авт.-сост. Т.П. Сальникова. – М.: ТЦ Сфера,2008.
- Современные технологии обучения в образовательных учреждениях среднего профессионального образования. Серия: «Библиотека Федеральной программы развития образования», М., 2004г.