В последние годы в нашем образовательном сообществе активно обсуждается так называемый компетентностный подход, большое внимание уделяется проблеме овладения компетенциями и формирования ключевых компетенций в частности, которыми должен обладать выпускник школы. Впервые идея формирования ключевых компетенций в учебном процессе была выдвинута экспертами Совета Европы в 1996 году в «Европейском проекте» по вопросам образования. Эта идея нашла выражение в Государственном образовательном стандарте основного общего образования (теория и практика) в следующих положениях: компетентность объединяет в себе интеллектуальную и навыковую составляющие образования; понятие компетентности включает не только когнитивную и операционально-технологическую составляющие но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую; компетентность означает способность мобилизовать полученные знания, умения, опыт и способы поведения в условиях конкретной ситуации, конкретной деятельности; она включает в себя результаты обучения(знания и умения), систему ценностных ориентаций, привычки и другое. Компетентность формируется в процессе обучения не только в школе, но и под воздействием окружающей среды. К ключевым компетенциям относятся: информационная ,коммуникативная, исследовательская, обеспечение качества жизни- как способности человека решать жизненно важные проблемы в конкретных ситуациях. Учебные ситуации, действие в которых формирует опыт решения проблем, - это обычно практические ситуации, ролевые игры в урочной и внеурочной деятельности. Ключевыми словами в характеристике компетенций являются слова искать , думать, сотрудничать , приниматься за дело, адаптироваться.
- Искать: опрашивать окружение; консультироваться у учителя; получать информацию.
- Думать: устанавливать взаимосвязи между прошлыми и настоящими событиями; критически относится к тому или иному высказыванию, уметь противостоять неуверенности и сложности; занимать позицию в дискуссиях и вырабатывать своё собственное мнение; оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, а также с окружающей средой; оценивать произведения искусства и литературы
- Сотрудничать: уметь работать в группе; принимать решение, улаживать разногласия и конфликты; договариваться; разрабатывать и выполнять взятые на себя обязанности.
- Приниматься за дело: включаться в работу; нести ответственность; войти в группу или коллектив и внести свой вклад; организовать свою работу; пользоваться приборами
- Адаптироваться: использовать новые технологии информации, находить новые решения.
Ведь любому учителю известно, что освоение предметного содержания «тормозиться» главным образом недоразвитостью у школьников общеучебных умений (познавательных, информационных, коммуникативных), которые мало чем отличаются от ключевых компетенций. Главный тезис деятельностного подхода к обучению – научить учиться (усваивать информацию).
Биология как учебный предмет даёт большие возможности формировать ключевые компетенции через разнообразные подходы, что формирует интерес у учащихся к предмету биологии. Обучение на уроках биологии должно проходить под девизом «Живя в мире, будь его полноценной частью!». Передо мной стоит постоянный вопрос: как развивать мышление учащихся, их творческие способности в процессе обучения. Воспитывать ученика-исследователя - это процесс, который открывает широкие возможности для развития активной и творческой личности, способной вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия, решать возникающие проблемы. Только в поиске , в ходе исследования развиваются мышление у ребят, знания и умения добываются в работе их собственного познавательного труда. Я формирую умение исследовательской деятельности уже с пятого класса. Например, в процессе работы с натуральными объектами формируются умения проводить наблюдения, ставить учебные опыты, сравнивать, классифицировать биологические объекты, выполнять практические работы. Готовят доклады, выполняют творческие задания. Для этого использую различные виды уроков, в том числе и нетрадиционные: круглый стол- 10-11 кл , уроки–КВН, уроки конкурсы, уроки–брифинги, уроки-практикумы, уроки–зачёты. Чтобы активизировать мыслительную деятельность учащихся при опросе я применяю разные формы контроля знаний. Например, как я использую некоторые из них при проведении диктанта по терминам. В тетрадях учащиеся отвечают на задаваемые учителем вопросы. Ответы проставляются в виде букв. На доске написаны термины и понятия, напротив которых стоит условное буквенное обозначение(А,Г,М и т. д.). Я обязательно пишу терминов больше, чем предполагается для ответов .Диктант занимает мало времени и быстро проверяется. В младших классах такой вид опроса можно упростить. У каждого ученика на столах лежат приготовленные заранее полоски цветной бумаги трёх цветов. Задавая вопрос, я поясняю, что , например, на вопрос – Какое листорасположение у сирени? – при очередном листорасположении нужно поднять красную полоску, при супротивном - жёлтую, при мутовчатом –зелёную. Дети как бы играют в светофор, а учитель моментально оценивает знания учеников. Вызвать интерес на любом этапе урока может работа «Найди ошибку». Мною составляются небольшие рассказы, в которых сознательно допускаются несколько ошибок, естественно биологических. Способствовать творческой работе школьников на уроке мне также помогают кроссворды и головоломки, наблюдения (в том числе летние), эксперименты, практические и лабораторные работы, отчёты о проведённых опытах, экскурсиях в природу; программированные опросы, решение логических задач. В старших классах развивающую функцию выполняют рефераты. Такая форма работы даёт возможность выбрать интересующую ученика тему, высказать и защитить свою точку зрения Главный личностный результат такой работы – удовлетворение от умения организовать свой труд, работать с литературой, самостоятельно мыслить, добывать самостоятельно знания различными путями. А это то для чего мы обучали , развивали и воспитывали наших учеников. Иногда мы устраиваем по желанию кому–нибудь экзамен, на котором вопросы задают другие ученики. При этом происходит реализация приобретённых ранее знаний. Приняв роль учителя, дети стараются задать вопрос посложнее и поинтереснее. Я только направляю, обращая внимание на формулировку вопроса. Сами же «экзаменаторы» обязательно анализируют ответ, требуют доказательства, при необходимости направляют к наглядным пособиям. Вся работа осуществляется по принципу ученик-ученик. Завершается «экзамен» коллективным проставлением оценок. Эта форма работы очень активизирует детей, развивает умение работать в коллективе, воспитывает объективность по отношению к себе и к товарищам. Практика показала, что важным условием успеха учителя является его стремление и готовность к сотрудничеству с учащимися. Это хорошо просматривается на проблемно-развивающихся уроках. Например, проблемно-развивающий урок по теме «Внешний вид и внутренне строение птицы» . После организационного момента я предлагаю учащимся подумать , например, над таким проблемным вопросом: «Почему птица, которая, конечно, тяжелее воздуха, летает, а не падает на землю?». Учащиеся пытаются ответить на этот вопрос, используя свои знания, опыт и др. Ответы их могут быть ошибочными и наивными, но самостоятельный поиск решения возможен только там, где ищущий имеет право и на ошибку, и на своё мнение. На это обсуждение тратиться не много времени, но это обязательный элемент проблемного урока. Далее ребята слушают мой рассказ о внешнем виде и внутреннем строении птицы, о строении пера. Но не просто слушают, чтобы запомнить, а пытаются найти в рассказе учителя то, что поможет ответить им на проблемный вопрос. Затем дополняя друг друга, учащиеся пытаются решить поставленную проблему. После этого я предлагаю учащимся самостоятельную работу с текстом учебника и с дифференцированным материалом из физики. Анализируя предложенный материал, учащиеся пытаются ответить на тот же проблемный вопрос, который был поставлен в начале урока. Когда учащиеся делятся с классом результатами своей дифференцированной поисковой работы, происходит их взаимообогащение, так как каждый из них сообщает то, чего другие не читали, что является для них новым. Затем я вместе с учениками суммирую и логически организую весь тот материал, который позволяет ответить на проблемный вопрос. Заключительное высказывание должно быть чётким и логичным, включать постановку проблемы, возможные варианты её решения, выводы, развивать интеллектуальные способности учащихся. На протяжении всего урока после каждой его части следует оценочная деятельность и взаимодополнения учащимися друг друга. Домашнее задание тоже задаются таким образом, чтобы учащиеся подумали над новой проблемой, для чего им, придётся повторно прочитать тот же материал или самостоятельно проработать новый раздел учебника или подобрать какой-либо материал самостоятельно. Проблемный характер заданий способствует приобщению учащихся к коллективной творческой деятельности. Работа строится на основе оценки интереса к предмету. Для индивидуальной и фронтальной проверки знаний учащихся подбираю вопросы, заставляющие учащихся вдумываться в изучение закономерностей жизни дикорастущих и сельскохозяйственных растений и животных, например: зачем окучивать картофель? Почему свёклу и кукурузу сеют в разные сроки? Чем объяснить, что листья внутри кочанов белые, а снаружи зелёные? Почему ужи и змеи прячутся с наступлением холодов? И т. д. Требую от учащихся, чтобы свои ответы они подтверждали результатами наблюдений и примерами из личного опыта. Основная парадигма в моей работе: дать каждому ребёнку шанс проявить себя. Научить любить биологию не как школьный предмет, а как часть своего духовного Я. Воспитательный аспект работы: никогда не называть ученика по фамилии и употреблять её только в случае, если необходимо проявить строгость и показать недовольство совершённым поступком. Большое внимание уделяю созданию ситуации успеха на уроке. Проживая ситуацию успеха, ребёнок обретает достоинство, обнаруживает то, чего он стоит как человек. Часто в работе использую приём - выделение «персональной исключительности» - дело очень тонкое. Для её проведения разрабатываю разноуровневые задания рассчитанные персонально на одного ребёнка. Опрос строю таким образом, что учащиеся со слабой подготовкой получают задания репродуктивного уровня с обязательным моим комментарием. Ребята, работающие на конструктивном уровне, имеют возможность выбрать себе задание. Также использую фронтальную, индивидуальную, групповую работу в парах, взаимопроверку, самопроверку, тестирование. Важное значение придаю режиму умственного труда школьника. Здоровьесберегающие технологии предполагают не только разгрузку на уроке, но и внимательное отношение учителя к учебной нагрузки детей. Это один из важнейших показателей успешности на уроке. Во внеурочной работе с учащимися я применяла следующие формы работы: конкурсы эрудитов; викторины; праздники; проведение предметных недель. Например, в течение недели биологии было сделано следующее: оформлен ребятами стенд «Наша планета в опасности»; проведён конкурс рисунков на тему «Братья наши меньшие»; проведён познавательный час «Удивительное в мире животных».Учащиеся отвечали на вопросы викторины, с чувством гражданского долга заполняли анкету «Как ты относишься к природе?» и подписывались под протоколом присоединения к Общему договору о сохранении живой природы. Проводился праздник поэзии о природе, о всём живом, о любимых животных; читались стихи собственного сочинения среди учащихся и т. д. Значение мероприятий: организация актуализации знаний по предметам; введение новых знаний; расширение кругозора учащихся; развитие творческих и креативных способностей. Воспитание чувства ответственности за свою деятельность перед природой, заботы о природе, гражданственности и патриотизма. Развитие умений работать самостоятельно в коллективе и малых группах; развитие мотивации к обучению. Это всё формирует у учащихся интерес к предмету, вселяет в учащихся уверенность в свои силы возможность преуспеть в конкурсах, играх. Что в свою очередь может привести к действительным успехам в учёбе и жизни.
Подготовка к олимпиадам и участие в них (наши ученики занимали призовые места) позволяет выявить талантливых учеников и способствует развитию творческих потенциалов; определить, выработаны ли навыки самостоятельной работы у школьников, а также посмотреть, если у них вообще стремление к получению новых знаний самостоятельно; углубить знания по предмету; помочь выпускникам в выборе будущей профессии. Акцент на компетентностных заданиях стоит делать в старшей школе с прицелом на вступительный экзамен. Ориентировать выпускников на выполнение заданий Единого государственного экзамена. Здесь тоже наблюдается развитие творческих способностей учащихся:
- обучение школьников самостоятельному видению проблем в стандартных ситуациях;
- перенос знаний и умений в новую ситуацию;
- умение альтернативно мыслить, комбинировать ранее усвоенные способы деятельности в новой ситуации.
Эта работа требует от выпускника владения различными интеллектуальными умениями – структурированием материала, отбором существенного и второстепенного, логическим выстраиванием изложения и т. д. Для учащегося эта деятельность интересна, ибо требует принятия самостоятельных решений.
Компетентностный подход к обучению учащихся наблюдается и при применении на уроках такой технологии как «критическое мышление».
«Критическое мышление» - дифференцированная технология, нацеленная на создание максимально комфортных условий для обучения каждого ученика. Применение приёмов данной технологии позволяет поддерживать интеллектуальную и коммуникативную состоятельность каждого ученика, позволяя каждому из них почувствовать себя успешным. Она ориентирует учителя на применение самых разных методов и приёмов, которые позволяют учитывать природные особенности восприятия информации ребёнком. Меняя методику, учитель имеет возможность каждый раз совпадать с детьми того или иного природного типа (аудиальным визуальным, кинестетическим, аналитическим и т.д. В основе применения в технологии «критическое мышление» методов лежат идеи сотрудничества и активного взаимодействия. Преобладающие методы: диалог, творчество, саморазвитие, последовательный переход от индивидуальной к парной работе, а затем к групповой и наконец коллективному обсуждению. Примером одного из простых приёмов данной методики является приём «Учимся вместе». Суть состоит в том, что ученики читают текст и объясняют его другим. Для этого текст разбивается на отдельные смысловые части, формируются группы учащихся. Один и тот же фрагмент текста читают одновременно 2 группы учащихся, но задания у них при этом разные. Первая группа читает и готовит объяснение-пересказ текста. Вторая группа, читая тот же текст готовит по нему вопросы (формулирование вопроса требует не меньшего его осмысливания, чем объяснение). Следующие фрагменты текста читают остальные группы. Их задание аналогично. Через 10-15 минут начинается совместное обучение. Первая группа объясняет всему классу идеи, смысл, понятия. Ученики второй группы задают вопросы ученикам первой группы. Возможны дискуссии( если текст проблемного содержания) Затем идут аналогичные объяснения следующих фрагментов текста учебника.
Задача формирования навыков самостоятельного учебного труда, развитие интеллектуальных способностей учащихся диктуется развитием современного общества, усиливающимся потоком информации из самых разных источников, необходимостью быстро ориентироваться в этом потоке и извлекать из него наиболее существенные знания. Лёгкость и скорость адаптации к изменяющимся условиям жизни в значительной мере определяется личными качествами человека, его образовательной культурой и воспитанием. Роль образования и школы, в частности, заключается, прежде всего, в том, чтобы научить школьника самостоятельной работе с различными источниками информации, но в первую очередь с книгой.
Мы растим таких ребят, чтобы они знали как вести экономику, знали правила и научились бы соблюдать законы, умели бы планировать и доказывать, отстаивать свою точку зрения, были бы коммуникабельны. Через развитие интеллектуальных способностей идёт забота друг о друге, о своей семье, о близких, о Родине. Через развитие интеллекта можно воспитать человека эрудированного, компетентного, открытого, делового т. е. такого человека, которого требует наше современное общество.