Разработка урока в 5-м классе по теме "Правильные и неправильные дроби. Смешанные числа"

Разделы: Математика


Цель:

  1. Ввести понятия правильных и неправильных дробей, смешанных чисел.
  2. Формировать умение различать правильные и неправильные дроби.
  3. Развивать мышление учащихся.

УМК: учебник (стр.106-107), мультимедийный проектор, экран, ноутбук, слайдовая презентация, листы для проверочной работы.

Презентация

Ход урока

I. Организационный момент.

1. Проверка готовности учащихся к уроку.

У: Сейчас сделаем разминку для ума, посчитаем устно.

2. Устный счет (слайд 2).

а). Приведите дроби к знаменателю 18:  

(Ответы: ).

б). Сократите дробь:. (Ответы: ).

II. Изучение нового материала. (Слайд 3).

У: Рассмотрим данные рисунки и скажем, какая часть полоски не закрашена? (Дети рассматривают рисунки, называют ответы, затем на слайде появляются правильные ответы.)

У: А теперь запишем тему урока. Открываем тетради, записываем число и тему урока.

У: Дадим понятия правильных и неправильных дробей, и смешанных чисел.

Понятия: (Слайд 4).

Правильная дробь – это дробь, числитель которой меньше знаменателя. Такая дробь всегда меньше единицы.

Неправильная дробь – дробь, числитель которой больше или равен знаменателю.

Неправильная дробь, в которой числитель больше знаменателя, больше единицы. Если же в дроби числитель и знаменатель равны, то такая дробь равна единицы.

Смешанное число – число, содержащие в себе целую часть и правильную дробь. (Понятия учитель проговаривает по очереди, приводя примеры).

Работа на доске.

У: Сейчас ребята обратите внимание на дроби записанные на доске. Каждый по очереди встанет, прочитает дробь, определит ее вид и объяснит почему эта та или иная дробь.

На доске запись:

Физ. минутка (несколько упражнений для пальчиков, глаз и т.д.)

III. Закрепление нового материала.

У: Сейчас открываем учебник на странице 107, № 377.

(Прочитали, разобрали, выяснили что нужно сделать, двое учащихся решают у доски с обратной стороны, остальные в тетради. Затем открываем обратную часть доски. Проверяем, дети объясняют решение).

№ 377.

а) Правильные:

б) Неправильные:  . [1]

У: Повторяем еще раз правила (дети рассказывают).

У: Следующий номер 378. (Двое учеников выполняют у доски, затем объясняют свое решение, остальные выполняют в тетради, затем проверяют по доске).

№ 378.
а) , n ≤ 7, n = 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7.

б) , при n ≤ 6, n = 1, 2, 3, 4, 5, 6.

 . [1].

IV. Проверочная работа (рассчитана на 7–10 минут, вместе с проверкой; выполняется на листах бумаги; после выполнения проводиться проверка, в парах по готовым ответам, затем листы сдаются учителю, для выставки оценок.)

Проверочная работа. (Слайд 5).

Из данных дробей:  выписать:

а) правильные дроби;

б) неправильные дроби;

в) смешанные числа;

У: Меняемся тетрадями и карандашом, проверяем и ставим оценку карандашом. Затем сдаем работы учителю.

Ответы (6 слайд).

а) , , , , ;

б) , , , , ;

в) , , , .

V. Итог урока.

У: Что нового вы узнали об обыкновенных дробях?

(Дети отвечают: дроби бывают правильными, неправильными и смешанными числами).

У: Какие дроби называются:

  • правильными,
  • неправильными,
  • смешанными числами.

(Дети дают определения).

VI. Домашнее задание.

п. 22, правила, страница 106. № 379, № 386 – объяснить.

(Прочитать стихотворение о дробях)

Дроби всякие нужны,
Дроби всякие важны.
Дробь учи, тогда сверкнет тебе удача.
Если будешь знать,
Точно смысл их понимать,
Станет легкой даже трудная задача!

Закончить урок. (Слайд 7).