Цель:
- Ввести понятия правильных и неправильных дробей, смешанных чисел.
- Формировать умение различать правильные и неправильные дроби.
- Развивать мышление учащихся.
УМК: учебник (стр.106-107), мультимедийный проектор, экран, ноутбук, слайдовая презентация, листы для проверочной работы.
Ход урока
I. Организационный момент.
1. Проверка готовности учащихся к уроку.
У: Сейчас сделаем разминку для ума, посчитаем устно.
2. Устный счет (слайд 2).
а). Приведите дроби к знаменателю 18:
(Ответы: ).
б). Сократите дробь:. (Ответы: ).
II. Изучение нового материала. (Слайд 3).
У: Рассмотрим данные рисунки и скажем, какая часть полоски не закрашена? (Дети рассматривают рисунки, называют ответы, затем на слайде появляются правильные ответы.)
У: А теперь запишем тему урока. Открываем тетради, записываем число и тему урока.
У: Дадим понятия правильных и неправильных дробей, и смешанных чисел.
Понятия: (Слайд 4).
Правильная дробь – это дробь, числитель которой меньше знаменателя. Такая дробь всегда меньше единицы.
Неправильная дробь – дробь, числитель которой больше или равен знаменателю.
Неправильная дробь, в которой числитель больше знаменателя, больше единицы. Если же в дроби числитель и знаменатель равны, то такая дробь равна единицы.
Смешанное число – число, содержащие в себе целую часть и правильную дробь. (Понятия учитель проговаривает по очереди, приводя примеры).
Работа на доске.
У: Сейчас ребята обратите внимание на дроби записанные на доске. Каждый по очереди встанет, прочитает дробь, определит ее вид и объяснит почему эта та или иная дробь.
На доске запись:
Физ. минутка (несколько упражнений для пальчиков, глаз и т.д.)
III. Закрепление нового материала.
У: Сейчас открываем учебник на странице 107, № 377.
(Прочитали, разобрали, выяснили что нужно сделать, двое учащихся решают у доски с обратной стороны, остальные в тетради. Затем открываем обратную часть доски. Проверяем, дети объясняют решение).
№ 377.
а) Правильные:
б) Неправильные: . [1]
У: Повторяем еще раз правила (дети рассказывают).
У: Следующий номер 378. (Двое учеников выполняют у доски, затем объясняют свое решение, остальные выполняют в тетради, затем проверяют по доске).
№ 378.
а) , n ≤ 7, n = 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7.
б) , при n ≤ 6, n = 1, 2, 3, 4, 5, 6.
. [1].
IV. Проверочная работа (рассчитана на 7–10 минут, вместе с проверкой; выполняется на листах бумаги; после выполнения проводиться проверка, в парах по готовым ответам, затем листы сдаются учителю, для выставки оценок.)
Проверочная работа. (Слайд 5).
Из данных дробей: выписать:
а) правильные дроби;
б) неправильные дроби;
в) смешанные числа;
У: Меняемся тетрадями и карандашом, проверяем и ставим оценку карандашом. Затем сдаем работы учителю.
Ответы (6 слайд).
а) , , , , ;
б) , , , , ;
в) , , , .
V. Итог урока.
У: Что нового вы узнали об обыкновенных дробях?
(Дети отвечают: дроби бывают правильными, неправильными и смешанными числами).
У: Какие дроби называются:
- правильными,
- неправильными,
- смешанными числами.
(Дети дают определения).
VI. Домашнее задание.
п. 22, правила, страница 106. № 379, № 386 – объяснить.
(Прочитать стихотворение о дробях)
Дроби всякие нужны,
Дроби всякие важны.
Дробь учи, тогда сверкнет тебе удача.
Если будешь знать,
Точно смысл их понимать,
Станет легкой даже трудная задача!
Закончить урок. (Слайд 7).