Практикум по орфографии

Разделы: Русский язык


Цели урока:

  1. повторить орфограммы в корне слова – безударные гласные, проверяемые ударением, 0-Ё после шипящих под ударением, гласные Е~И и А-0 в корнях с чередованием,
  2. повторить правописание безударных гласных Е-И в окончаниях существительных.

Ход урока

I. Объявление темы урока, целей урока.

- Сегодня на уроке-практикуме по орфографии мы повторим правописание гласных в корнях слов и правописание безударных гласных Е-И в окончаниях существительных. Но мы будем не просто повторять, а даже посоревнуемся в лучшем знании орфограмм, разделившись на 3 команды. (1-я команда – I ряд, 2-я команда – II ряд, 3-я команда – III ряд). Наше "состязание" будет состоять из пяти туров и "разминки". Задание каждого тура выполняется каждым членом команды в тетрадях и представителями команд – на доске. Тетради сдаются на проверку в конце урока.

– Командой-победительницей будет та, которая наберет больше "значков", вручаемых за каждое правильно выполненное задание. Кроме того, эти "значки" будут учитываться при выставлении учащимся оценок за урок при проведении итогов.

II. Итак, начнем с "Разминки".

– Разминка – орфографическая диктовка.

(На экране задание, работают по одному представителю из команд).

III. Первый тур "Найди орфограмму".

1. На листах ватмана, прикрепленных к доске, для каждой команды написаны тексты:

I.

Дочь грома – капля егоза,
Кончая свой высотный путь,
Летела с круч, закрыв глаза,
В лицо Земли боясь взглянуть.

2.

Рожь, рожь...
Дорога полевая
Ведет неведомо куда.
Над полями низко прописан,
Лениво стонут провода.

3.

Рожь уходилась. Приближаются сроки.
Отяжелела и на край
Всем полем подалась к дороге,
Провисает – хоть подпирай.

Задание: выписать слова с безударной проверяемой гласной в корне слова, графически пояснить выбор буквы-орфограммы. (На доске работают поочередно несколько представителей команд).

2. Объясни орфограмму:

IV. Второй тур "Выбери орфограмму" – распределительный диктант.

1-е задание: записать диктуемые учителем слова в 3 колонки, обозначить орфограммы.

в 1-ю

 

 

 

– с Е-И в корнях с чередованием

во 2-ю

 

 

 

– с А-0 в корнях с чередованием

в 3-ю

 

 

 

– с безударной проверяемой гласной в корнях слов

Каждую колонку заполняют по одному представителю команд. В итоге должна получиться следующая запись на доске.

1-я кол.

3-я кол.

2-я кол.

собираться

располагать

наслаждаться (сладость)

замереть (нет а)

вырастать

удивляться (диво)

заблистать

коснуться (нет а)

Приближаться (близкий)

расстелить (нет а)

предложение

показаться (кажется)

2-е задание: Зарядка для ума – распределительный диктант (задание на экране):

V. Третий тур "Эстафета".

Задание: посоревнуемся – какая команда больше, быстрее и грамотно запишет на доске слова с чередующимся гласными в корнях слов.

I ком.

 

 

 

– слова c -гар- – -гор-

II ком.

 

 

 

– слова с -кас- – -кос-

III ком.

 

 

 

– слова c -раст- – -рос-

(К доске выходят "по цепочке" представители команд).

VI. Четвертый тур "Создай программу" (работа с перфокартами).

Задание: создать "программу" из чередующихся гласных Е-И в корнях слов.

1.

расстилаться

заблестел

замирать

2.

разберу

забирать

расстелить

3.

блестящий

пробираться

раздирать

4.

вытирать

пробирать

запереть

5.

заберу

выберу

постелю

6.

блистает

переберу

удерет

7.

стереть

блеснуть

замерло

8

вымирать

задираться

вытер

9.

заблистать

нодпирать

затирает

Задание поверяется взаимопроверкой учащихся по "ключу" и оценивается тоже учащимися.

 

Ключ

Нормы оценок:

1.

И Е И

без ошибок – "о"

2.

Е И Е

 

3.

Е И И

1–2 ошибки – "4"

4.

И И Е

 

5.

Е Е Е

3–4 сшибки – "3"

6.

И Е Е

 

7.

Е S Е

5 и более – "2"

8

И И Е

 

9.

И И И

 

VII. Пятый тур "Наедине с орфограммой" (Безударные Е-И в окончании существительных).

На доске написаны 3 текста с пропущенными безударными Е-И в окончаниях существительных.

Задание: вставить и графически пояснить выбор Е или И в безударном окончании существительных (последний работающий с текстом ученик читает весу текст и устно поясняет выбор буквы орфограммы).

VIII. Сочинение-миниатюра по опорным словам с чередующимися гласными в корнях.

Задание: придумать заголовок и написать сочинение - миниатю­ру, используя данные опорные слова, изображенные на экране.

IX. Подведение итогов, объявление победителей, выставление оценок в журнал.

Х. Домашнее задание: составить орфографическую диктовку с орфограммами в приставках (10–15 слов).