Дифференциация букв "т" и "п" в словах и предложениях

Разделы: Русский язык


I. ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ

Образовательные:

  • закрепление знаний о механизме написания букв "т" и "п", их графических особенностях;
  • формирование понятия различения букв "т" и "п";
  • закрепление и уточнение словаря;
  • уточнение и закрепление лексико-грамматических категорий.

Коррекционные:

  • развитие зрительного гнозиса;
  • развитие мнезиса;
  • развитие пространственных представлений;
  • закрепление связи между фонемой "т" и графемой "т";
  • закрепление связи между фонемой "п" и графемой "п";
  • закрепление сравнительного анализа состава и структуры графических знаков "т" и "п";
  • закрепление навыка синтеза букв "т" и "п" из их элементов;
  • закрепление правильного написания букв "т" и "п" на письме (изолированно, в слогах, словах, предложениях);
  • формирование навыков фонематического анализа и синтеза;
  • закрепление навыков составления графической схемы слов;
  • развитие лексики.

Воспитательные:

  • формирование трудолюбия, целеустремленности в работе.

II. ПЛАН ЗАНЯТИЯ

  1. Организационный момент.
  2. Развитие зрительного гнозиса.
  3. Объявление темы урока.
  4. Зрительный анализ букв "т" и "п", определение их сходства и различия.
  5. Закрепление навыка синтеза букв "т" и "п" из их элементов.
  6. Закрепление правильного написания букв "т" и "п" в слогах.
  7. Закрепление правильного написания букв "т" и "п" в словах.
  8. Закрепление правильного написания букв "т" и "п" в предложениях.
  9. Домашнее задание.
  10. Итог урока.
  11. Оценка работы детей.

III. ОСНОВНЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ

  • показ образца;
  • пояснение;
  • объяснение;
  • использование средств наглядности;
  • наводящие и подсказывающие вопросы;
  • педагогическая оценка.

IV. ОБОРУДОВАНИЕ: разноцветные полоски, элементы букв "т" и "п" для конструирования, предметные картинки, цветные карандаши, карточки.

V. ПОДГОТОВКА КОНСПЕКТА ЗАНЯТИЯ

1. Использование литературы:

1.1. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. - М.: Владос, 2001.

1.2. Хрестоматия по логопедии/ под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. - М.: Владос, 1997.

VI. ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент (положительный настрой на занятие, предусматривается ведущая деятельность детей, возрастные особенности)

- Сегодня на занятии вам нужно очень внимательно слушать, смотреть и запоминать.

2. Развитие зрительного гнозиса

Подбор одинаковых полосок.

Раздаются разноцветные полоски, состоящие из 2 частей. Логопед показывает одну из полосок. Дети находят у себя такую же.

3. Объявление темы урока

- Жила-была буква "т" (показ карточки с рукописной строчной буквой "т"). У нее было три ноги, поэтому она очень быстро бегала. Все ее называли Торопыжкой. Бегала-бегала буква "т" и сломала одну ножку. Прихромала она к царице Грамматике. "Что мне делать? У меня сломалась одна ножка!" - жалуется она. "Теперь ничего сделать нельзя, у тебя было три ноги, ты называлась буквой "т", а теперь у тебя осталась только пара ног и ты будешь называться буквой "п" - ответила ей царица Грамматика. Так буква "т" превратилась в букву "п".

- Среди вас есть такие ученики, которые путают буквы "т" и "п". Чтобы вы не путали впредь эти буквы, я вам предлагаю выполнить следующие задания:

4. Зрительный анализ букв "т" и "п", определение их сходства и различия

- Посмотрите на букву "т". Из скольких элементов она состоит? (Буква "т" состоит из трех элементов).

- А буква "п"? (Буква "п" состоит из двух элементов).

- Чем же похожи буквы "т" и "п"? (В обеих буквах есть палочка и крючок).

- Чем различаются эти буквы? (В букве "т" - три элемента, а в букве "п" - два.)

- А теперь давайте напишем рукописные строчные буквы "т" и "п" в воздухе. (Дети пишут в воздухе рукописные строчные буквы "т" и "п").

5. Закрепление навыка синтеза букв "т" и "п" из их элементов

- А теперь, ребята, давайте выложим рукописные строчные буквы "т" и "п" из их элементов. (Дети конструируют буквы "т" и "п" из их элементов, вырезанных из картона).

- Пропишите, пожалуйста, строчку буквы "т" и строчку буквы "п" в тетрадях. (Дети прописывают буквы в тетрадях).

6. Закрепление правильного написания букв "т" и "п" в слогах

- Запишите в тетрадях следующие слоги через запятую:

Та, от, сто, ап, пу, пту, туп, пуп.

(Дети записывают слоги в тетрадях. Обращаем внимание на соединение букв в слогах).

7. Закрепление правильного написания букв "т" и "п" в словах

1. - Я предлагаю вам сыграть в игру "Шифровка". На доске у меня записаны зашифрованные слова. Вы должны их расшифровать. Там, где стоит цифра "2", зашифрована буква из 2 элементов (это буква "п"), а в месте, где написана цифра "3", зашифрована буква из 3 элементов (это буква "т". Запишите полученные слова.

3анец ло3ок 3е2ло
2авлин жел3ок 3а2ки
2альма с3анок с2у3ал
3ворог гло3ка 2е3ля

- Проверяем, какие слова у вас получились.

2. - Впишите пропущенные буквы "т" и "п" в следующие слова (детям выдается карточка № 1):

:ар, :ок, :ам, :ух, :или, :ело, :уфли, :аракан, :оляна, :арелка, :орошок, :арус, :уговица, :ор:фель, :е:ух.

3.- А теперь выполним звуко- слоговой анализ слова "ПЕТУХ" (анализ проводит один ученик у доски, остальные пишут в тетрадях).

8. Закрепление правильного написания букв "т" и "п" в предложениях

(Детям раздаются карточки с заданием).

- Впишите пропущенные буквы п и т в следующие предложения:

Нас:у:ила :ора цве:ения ли:ы. Де:и долго буду: вс:омина:ь своего :ервого учи:еля. Лас:очки - :ереле:ные п:ицы. П:енец вс:орхнул и с:ря:ался за кус:ик.

- Записываем в тетрадях предложение: Наступила пора цветения липы.

- Сделаем графический анализ предложения. Слова мы обозначаем линиями. Как пишется первое слово в предложении? (С заглавной буквы).

- Отметьте, пожалуйста, в графической записи, что первое слово написано с большой буквы.

9. Домашнее задание

Произвести звуко-слоговой анализ слова "ПТИЦА" и составить его графическую запись.

Придумать и записать предложение со словом "ПТИЦА". Составить схему полученного предложения.

10. Итог урока

- Какие буквы мы сегодня с вами учились различать? (Рукописные строчные буквы "т" и "п").

- Что у них общего? (В обеих буквах есть палочка и крючок).

- Чем буквы "т" и "п" отличаются? (В букве "т" три элемента, а в букве "п" - два элемента).

11. Оценка работы детей:

- Вы очень хорошо потрудились на занятии. Надеюсь, теперь вы никогда не перепутаете на письме буквы "п" и "т".

Презентация.