Цель: Познакомить с новыми понятиями “ландшафт”, “урбанизация”, “топофильный”, “топофобный”, “толерантность”. Интегрировать учеников в деятельность, направленную на поддержание высокого экологического качества городской среды.
Оборудование: таблицы “Урбоэкосистемы”, схемы урока, основные понятия под рубрикой “Запомни!”: ландшафт, топофильный, топофобный, толерантность, эстетическая выразительность ландшафта, оздоровительный эффект ландшафта, здоровье, болезнь. Мультимедийный комплект: Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Тема: Биосфера и человек, урок №42, файл №12, №13.
План урока:
- Вводная часть
- Работа с терминами.
- Классификация ландшафтов.
- “Здоровое тело – продукт здорового рассудка” - Б.Шоу.
- Работа с учебников Е.А.Криксунов. Экология 10-11 кл., §6.6 с.233-234.
- Практическая работа: “Город, в котором я живу”
- Итог урока:
а) проблемные вопросы, §6.6;
б) заполнение схемы “Значение растений в жизни города” - Домашнее задание:
1) Е.А.Криксунов. Экология, 10-11 кл. §6.6. с.232-236
2) Проблемные вопросы §6.6.
3) Практическая внеаудиторная работа “Загрязнение воздуха выхлопными газами автотранспорта в г.Шахты”
Конспект урока: Восприятие окружающей среды как прекрасного способствует улучшению общего состояния человека. Цвет, звук, рельеф местности, городской ландшафт могут успокоить и раздражать, радовать и тревожить.
Обратите внимание на основные понятия к теме урока.
- Что такое ландшафт?
- Сравните две иллюстрации ландшафта. Какой можно назвать топофильным и почему?
- Какой можно назвать топофобным, почему?
- Запишите в тетради определения. Проверьте (определения читают 3-4 ученика).
- Приведите примеры, дифференцируя их.
Работа с файлами №12, №13 урока №42 темы: Биосфера и человек, Виртуальная школа Кирилла и Мефодия:
Файл№12
1) Как изменяется ландшафт под влиянием деятельности человека?
Файл № 13
1) Какой вред наносит ландшафту сведение лесов?
2) Составьте по тексту файла схему антропогенного влияния на зеленые насаждения.
В чем выражается эстетическая выразительность ландшафта? (ученики анализируют иллюстрации картин известных художников по выбору; читают стихотворения о природе, допускается чтение авторских стихотворений - опережающее задание).
- Как можно выразить ландшафт? (цветом, рельефом, звуком). Приведите примеры.
- Ребята, сядьте поудобнее, закройте глаза… послушайте звуки природы из цикла музыкальных релаксационных произведений “Звуки природы”.
- Какие картины природы вы представили?
- Расскажите о своих чувствах, ощущениях в процессе прослушивания.
- Почему человеку необходим звуковой ландшафт природы неизмененный индустриализацией?
- Обратите внимание на эпиграф урока: “Здоровое тело – продукт здорового рассудка”.
- Поясните смысл этих слов.
Обратите внимание на текст § 6.6 с.232-236, Е.А.Криксунов “Городской ландшафт”. Прочтите, составьте схему загрязнителей городского ландшафта:
- Почему городскую среду называют “урбанизированной”?
- Какой вред здоровью наносит урбанизация?
Итог урока:
Проблемные вопросы для обсуждения.
- По плану нашего города дайте его краткое описание, обратив внимание на составные части города, их взаимное расположение, размещение района города, школы, дома, основные транспортные пути.
- Заполните схему:
- выделение кислорода;
- очищение воздуха;
- снижение шума;
- увеличение количества птиц;
- эстетическое значение.
Домашнее задание:
- § 6.6 с.232-236, Е.А.Криксунов. Экология.