К уроку экологии. Тема: "Ландшафт как фактор здоровья"

Разделы: Экология


Цель: Познакомить с новыми понятиями “ландшафт”, “урбанизация”, “топофильный”, “топофобный”, “толерантность”. Интегрировать учеников в деятельность, направленную на поддержание высокого экологического качества городской среды.

Оборудование: таблицы “Урбоэкосистемы”, схемы урока, основные понятия под рубрикой “Запомни!”: ландшафт, топофильный, топофобный, толерантность, эстетическая выразительность ландшафта, оздоровительный эффект ландшафта, здоровье, болезнь. Мультимедийный комплект: Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Тема: Биосфера и человек, урок №42, файл №12, №13.

План урока:

  1. Вводная часть
  2. Работа с терминами.
  3. Классификация ландшафтов.
  4. “Здоровое тело – продукт здорового рассудка” - Б.Шоу.
  5. Работа с учебников Е.А.Криксунов. Экология 10-11 кл., §6.6 с.233-234.
  6. Практическая работа: “Город, в котором я живу”
  7. Итог урока:
    а) проблемные вопросы, §6.6;
    б) заполнение схемы “Значение растений в жизни города”
  8. Домашнее задание:
    1) Е.А.Криксунов. Экология, 10-11 кл. §6.6. с.232-236
    2) Проблемные вопросы §6.6.
    3) Практическая внеаудиторная работа “Загрязнение воздуха выхлопными газами автотранспорта в г.Шахты”

Конспект урока: Восприятие окружающей среды как прекрасного способствует улучшению общего состояния человека. Цвет, звук, рельеф местности, городской ландшафт могут успокоить и раздражать, радовать и тревожить.

Обратите внимание на основные понятия к теме урока.

- Что такое ландшафт?

- Сравните две иллюстрации ландшафта. Какой можно назвать топофильным и почему?

- Какой можно назвать топофобным, почему?

- Запишите в тетради определения. Проверьте (определения читают 3-4 ученика).

- Приведите примеры, дифференцируя их.

Работа с файлами №12, №13 урока №42 темы: Биосфера и человек, Виртуальная школа Кирилла и Мефодия:

Файл№12

1) Как изменяется ландшафт под влиянием деятельности человека?

Файл № 13

1) Какой вред наносит ландшафту сведение лесов?

2) Составьте по тексту файла схему антропогенного влияния на зеленые насаждения.

В чем выражается эстетическая выразительность ландшафта? (ученики анализируют иллюстрации картин известных художников по выбору; читают стихотворения о природе, допускается чтение авторских стихотворений - опережающее задание).

- Как можно выразить ландшафт? (цветом, рельефом, звуком). Приведите примеры.

- Ребята, сядьте поудобнее, закройте глаза… послушайте звуки природы из цикла музыкальных релаксационных произведений “Звуки природы”.

- Какие картины природы вы представили?

- Расскажите о своих чувствах, ощущениях в процессе прослушивания.

- Почему человеку необходим звуковой ландшафт природы неизмененный индустриализацией?

- Обратите внимание на эпиграф урока: “Здоровое тело – продукт здорового рассудка”.

- Поясните смысл этих слов.

Обратите внимание на текст § 6.6 с.232-236, Е.А.Криксунов “Городской ландшафт”. Прочтите, составьте схему загрязнителей городского ландшафта:

- Почему городскую среду называют “урбанизированной”?

- Какой вред здоровью наносит урбанизация?

Итог урока:

Проблемные вопросы для обсуждения.

  1. По плану нашего города дайте его краткое описание, обратив внимание на составные части города, их взаимное расположение, размещение района города, школы, дома, основные транспортные пути.
  2. Заполните схему:

  1. выделение кислорода;
  2. очищение воздуха;
  3. снижение шума;
  4. увеличение количества птиц;
  5. эстетическое значение.

Домашнее задание:

  1. § 6.6 с.232-236, Е.А.Криксунов. Экология.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3