Учебно-методические задачи:
1.
- Обобщение знаний учащихся о значении, морфологических признаках и синтаксической роли имени прилагательного;
- закрепление умения отличать имя прилагательное от слов других частей речи;
- повторение разбора слов по составу, темы “Словосочетание”
- правила написания гласных в окончаниях имен прилагательных и имен существительных с основой на шипящую и Ц;
- закрепление правила написания кратких прилагательных с основой на шипящую и повторение правила употребления Ь знака на конце существительных после шипящих;
- имена прилагательные как члены предложения;
- нахождение прилагательных, являющихся постоянными эпитетами.
2.
- Развитие интеллекта (умение анализировать, сравнивать, обобщать, выделять существенные признаки, переносить имеющиеся знания в новую ситуацию), интереса к произведениям устного народного творчества;
- желания писать грамотно; правильно выражать мысли;
- выразительно читать художественные тексты;
- закрепление понятия “тропы”
3.
- Воспитание уважения к хлебу; к людям, выращивающим хлеб;
- воспитание любви к природе, умение видеть прекрасное.
Тип урока: урок-практикум.
Наглядность:
- таблицы ЗХУ;
- V – диаграмма;
- карточки “Заседание клуба знатоков морфологии” на каждого учащегося;
- оценочные листы;
- “ключи” к заданиям.
Предварительная работа: составление таблиц ЗХУ при изучении тем “Имя существительное”, “Имя прилагательное”.
Опережающее задание каждой группе по теме “Имя прилагательное”:
1 группа. Теоретики. – “Великие ученые-языковеды”.
2 группа. Редакторы. – “Использование имен прилагательных в художественной литературе”.
3 группа. Исследователи языков. – “О прилагательном и его родственниках”.
4 группа. Лингвисты. – “Занимательный материал об имени прилагательном”.
Ход урока
Организационный момент.
I Синквейн - побуждение.
…
Полное Качественное
Указывает Описывает Украшает
Характеризует предмет с разных сторон.
Часть речи.
О какой части речи говорится в этом пятистишии? Правильно, о прилагательном. Но прежде, чем мы начнем повторение и обобщение темы “Имя прилагательное”, я хочу пригласить вас на экзамен, на котором молодой человек по имени Митрофан демонстрирует свое знание прилагательного как части речи.
Сценка из комедии Фонвизина “Недоросль”.
Правдин (экзаменующий). Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?
Митрофан. Дверь, котора дверь?
Правдин… Вот эта.
Митрофан. Эта? Прилагательна.
Правдин. Почему же?
Митрофан. Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя стоит не навешена; так та покамест существительна.
Старадум. Так поэтому у тебя слово дурак прилагательное, потому что оно прилагается к глупому человеку?
Митрофан. И ведомо.
Учитель. Я думаю, что вы знаете, что такое имя прилагательное и сейчас постараетесь без ошибок ответить на все вопросы предлагаемых заданий. Мы с вами уже изучили и имя существительное, и имя прилагательное. Во время изучения этих тем составляли таблицы ЗХУ и убедились, как много нового мы узнали об этих частях речи.
Сейчас я предлагаю составить вам V – диаграмму “Имя существительное и имя прилагательное”.
Есть ли что-либо общее между этими самостоятельными частями речи?
Предполагаемые ответы учащихся.
- Самостоятельные части речи.
- Изменяются по падежам, числам.
- В окончаниях после шипящих под ударением О, без ударения – Е .
- Ь знак в кратких прилагательных и существительных с основой на шипящую не пишется.
- В предложении могут быть сказуемым.
- Используются в загадках, пословицах, поговорках.
Учитель. Перед каждым из вас лежит карточка “Заседание клуба знатоков морфологии”. Запишите свою фамилию.
Будем повторять изученное о прилагательных и существительных. Названия заданий будут для вас маленькой подсказкой.
II.Работа по карточкам в группах.
(Приложение 2. Задания с 1 по 5-общие для всех групп.
Приложение 3 Задание 6 – для каждой группы учащихся).
Учитель направляет работу в группах, оказывает индивидуальную помощь. После каждого задания учащиеся делают вывод и результаты ответов вносят в оценочный лист.
Учитель. На этом уроке каждый из вас получит три – четыре оценки.
III. Каждой группе было дано и опережающее задание. Вы, как знатоки русского языка, исследовали его со всех сторон.
Ваши исследования мы обобщим и выпустим устный журнал “Знатоки русского языка” и стенгазету “Наш русский язык”.
Итак, слово нашим младшим научным сотрудникам.
Первая группа. Теоретики.
Выступление ученых-лингвистов.
Используемая литература: В.В. Бабайцева; Л.Д. Чеснокова “Русский язык” 5-9 класс, теория.
М.В. Панов “Занимательная орфография”.
Вторая группа. Исследователи языков.
Выступление ученых-путешественников, исследователей мировых языков.
Используемая литература: А.А. Леонтьев “Путешествие по карте языков мира”. Серия “Мир знаний”.
Третья группа. Редакторы.
Критики, редактировавшие сочинения товарищей.
Четвертая группа. Лингвисты.
Используемая литература: И.Г. Милославский “Зачем нужна грамматика?”. Серия “Мир знаний”.
Все результаты исследований помещаются в файловую папку. С собранным материалом ребята могут знакомиться в свободное время, дополнять его.
IV. Эссе “Что мне особенно запомнилось на этом уроке”.
Итог урока.
Я думаю, что наш урок помог тем, кто любит тайны русского языка, научиться точнее использовать прилагательные и тем самым делать свою речь более выразительной.
Домашнее задание: творческие задания.
- Подобрать от пяти до восьми пословиц с именами прилагательными.
- Придумать сказку об имени прилагательном.