Имя прилагательное

Разделы: Русский язык


Учебно-методические задачи:

1.

  • Обобщение знаний учащихся о значении, морфологических признаках и синтаксической роли имени прилагательного;
  • закрепление умения отличать имя прилагательное от слов других частей речи;
  • повторение разбора слов по составу, темы “Словосочетание”
  • правила написания гласных в окончаниях имен прилагательных и имен существительных с основой на шипящую и Ц;
  • закрепление правила написания кратких прилагательных с основой на шипящую и повторение правила употребления Ь знака на конце существительных после шипящих;
  • имена прилагательные как члены предложения;
  • нахождение прилагательных, являющихся постоянными эпитетами.

2.

  • Развитие интеллекта (умение анализировать, сравнивать, обобщать, выделять существенные признаки, переносить имеющиеся знания в новую ситуацию), интереса к произведениям устного народного творчества;
  • желания писать грамотно; правильно выражать мысли;
  • выразительно читать художественные тексты;
  • закрепление понятия “тропы”

3.

  • Воспитание уважения к хлебу; к людям, выращивающим хлеб;
  • воспитание любви к природе, умение видеть прекрасное.

Тип урока: урок-практикум.

Наглядность:

  • таблицы ЗХУ;
  • V – диаграмма;
  • карточки “Заседание клуба знатоков морфологии” на каждого учащегося;
  • оценочные листы;
  • “ключи” к заданиям.

Предварительная работа: составление таблиц ЗХУ при изучении тем “Имя существительное”, “Имя прилагательное”.

Опережающее задание каждой группе по теме “Имя прилагательное”:

1 группа. Теоретики. – “Великие ученые-языковеды”.

2 группа. Редакторы. – “Использование имен прилагательных в художественной литературе”.

3 группа. Исследователи языков. – “О прилагательном и его родственниках”.

4 группа. Лингвисты. – “Занимательный материал об имени прилагательном”.

Ход урока

Организационный момент.

I Синквейн - побуждение.

Полное Качественное

Указывает Описывает Украшает

Характеризует предмет с разных сторон.

Часть речи.

О какой части речи говорится в этом пятистишии? Правильно, о прилагательном. Но прежде, чем мы начнем повторение и обобщение темы “Имя прилагательное”, я хочу пригласить вас на экзамен, на котором молодой человек по имени Митрофан демонстрирует свое знание прилагательного как части речи.

Сценка из комедии Фонвизина “Недоросль”.

Правдин (экзаменующий). Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?

Митрофан. Дверь, котора дверь?

Правдин… Вот эта.

Митрофан. Эта? Прилагательна.

Правдин. Почему же?

Митрофан. Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя стоит не навешена; так та покамест существительна.

Старадум. Так поэтому у тебя слово дурак прилагательное, потому что оно прилагается к глупому человеку?

Митрофан. И ведомо.

Учитель. Я думаю, что вы знаете, что такое имя прилагательное и сейчас постараетесь без ошибок ответить на все вопросы предлагаемых заданий. Мы с вами уже изучили и имя существительное, и имя прилагательное. Во время изучения этих тем составляли таблицы ЗХУ и убедились, как много нового мы узнали об этих частях речи.

Сейчас я предлагаю составить вам V – диаграмму “Имя существительное и имя прилагательное”.

Есть ли что-либо общее между этими самостоятельными частями речи?

Приложение 1.

Предполагаемые ответы учащихся.

  1. Самостоятельные части речи.
  2. Изменяются по падежам, числам.
  3. В окончаниях после шипящих под ударением О, без ударения – Е .
  4. Ь знак в кратких прилагательных и существительных с основой на шипящую не пишется.
  5. В предложении могут быть сказуемым.
  6. Используются в загадках, пословицах, поговорках.

Учитель. Перед каждым из вас лежит карточка “Заседание клуба знатоков морфологии”. Запишите свою фамилию.

Будем повторять изученное о прилагательных и существительных. Названия заданий будут для вас маленькой подсказкой.

II.Работа по карточкам в группах.

(Приложение 2. Задания с 1 по 5-общие для всех групп.

Приложение 3 Задание 6 – для каждой группы учащихся).

Учитель направляет работу в группах, оказывает индивидуальную помощь. После каждого задания учащиеся делают вывод и результаты ответов вносят в оценочный лист.

Учитель. На этом уроке каждый из вас получит три – четыре оценки.

Приложение 4 .

III. Каждой группе было дано и опережающее задание. Вы, как знатоки русского языка, исследовали его со всех сторон.

Ваши исследования мы обобщим и выпустим устный журнал “Знатоки русского языка” и стенгазету “Наш русский язык”.

Итак, слово нашим младшим научным сотрудникам.

Первая группа. Теоретики.

Выступление ученых-лингвистов.

Используемая литература: В.В. Бабайцева; Л.Д. Чеснокова “Русский язык” 5-9 класс, теория.

М.В. Панов “Занимательная орфография”.

Вторая группа. Исследователи языков.

Выступление ученых-путешественников, исследователей мировых языков.

Используемая литература: А.А. Леонтьев “Путешествие по карте языков мира”. Серия “Мир знаний”.

Третья группа. Редакторы.

Критики, редактировавшие сочинения товарищей.

Четвертая группа. Лингвисты.

Используемая литература: И.Г. Милославский “Зачем нужна грамматика?”. Серия “Мир знаний”.

Все результаты исследований помещаются в файловую папку. С собранным материалом ребята могут знакомиться в свободное время, дополнять его.

IV. Эссе “Что мне особенно запомнилось на этом уроке”.

Итог урока.

Я думаю, что наш урок помог тем, кто любит тайны русского языка, научиться точнее использовать прилагательные и тем самым делать свою речь более выразительной.

Домашнее задание: творческие задания.

  1. Подобрать от пяти до восьми пословиц с именами прилагательными.
  2. Придумать сказку об имени прилагательном.

Приложение 5