План проведения педагогического
- Доклад “Организация деятельности педагогического коллектива школы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних” (Отв. зам. директора по ВР)
- Обсуждение доклада:
2.1 “О динамике состояния преступности и правонарушений несовершеннолетних за истекший период 2008 года”(инспектор ПДН)
2.2 “О наркологической ситуации среди несовершеннолетних за истекший период 2008 года” (подростковый врач-нарколог областной наркологической больницы)
2.3 “Психолого-педагогическое сопровождение детей с девиантным поведением” (школьный психолог)
2.4 Из опыта работы:
2.4.1 “Организация воспитательной работы с подростками во внеурочное время”
(классный руководитель 8А класса)
2.4.2 “Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних средствами физической культуры и спорта” (учитель физической культуры)
- Итоги учебно-воспитательной работы за III четверть (отв. зам. директора по УВР)
- Разное.
ДОКЛАД по теме:
В ходе российских реформ - государственного, политического и хозяйственного переустройства России - выявилось множество проблем, затрагивающих различные сферы жизнедеятельности человека: образование, труд, свободное время. Вместе с тем ясно, что Россия наряду с экономическими преобразованиями должна думать не только о путях устойчивого развития общества, но также - о ресурсах России - это люди: взрослые и дети. Профилактика преступлений и правонарушений несовершеннолетних стала сегодня главным, самым приоритетным направлением в деятельности государственных структур и общественных институтов по борьбе с преступностью. Одна из самых главных задач, стоящих перед нашим обществом сегодня, безусловно, является поиск путей снижения роста преступлений среди молодежи и повышенная эффективность их профилактики.
Необходимость скорейшего решения этой задачи обусловлена не только тем, что в стране продолжает сохраняться достаточно сложная криминогенная обстановка, но, прежде всего тем, что в сферы организованной преступности втягивается все больше и больше несовершеннолетних. Преступность молодеет и принимает устойчивый рецидивный характер. А такая криминализация молодежной среды лишает общество перспектив установления в скором будущем социального равновесия и благополучия.
"Алкоголь", "наркотики", "школа" - что может объединять такие несовместимые понятия? Где точки соприкосновения? Почему сегодня школа занимается вопросами наркомании и алкоголизма, и каковы задачи педагогов в этом направлении?
Педагогика, в том числе и социальная, необходима, чтобы изучить причины, источники, обусловливающие правонарушения среди несовершеннолетних, и на этой основе построить такую систему профилактической деятельности, которая обеспечила бы постепенное сокращение преступности. Преступность несовершеннолетних, будучи обусловлена общими причинами преступности в нашей стране, имеет свои особенности. Они связаны с возрастными, психологическими, половыми и иными отличиями личности несовершеннолетних правонарушителей и механизмом противоправного поведения; с обстоятельствами, способствующими совершению правонарушений несовершеннолетних; с динамикой, структурой преступности и правонарушений несовершеннолетних; демографическими и многими другими факторами, которые относятся к различным социально-экономическим и нравственно- психологическим сферам общественной жизни.
Какова же личность учащихся правонарушителей? К ним, прежде всего, следует отнести:
- детей и подростков, которые самовольно оставили учебу в школах, техникумах, профтехучилищах и других учебных заведениях, нигде не учатся, не работают и ведут антиобщественный образ жизни;
- трудновоспитуемых и неуспевающих учеников, систематически нарушающих школьный режим и правила общественного поведения;
- несовершеннолетних, условно направленных или возвратившихся из спецшкол и спецпрофтехучилищ;
- подростков, возвратившихся из мест заключения, осужденных судами к мерам наказания, не связанным с лишением свободы, а также условно осужденных и переданных на перевоспитание общественности;
- осужденных учащихся, в отношении которых судами применена отсрочка исполнения приговора;
- безнадзорных подростков из числа учащихся, совершивших правонарушения и состоящих на учете в инспекциях по делам несовершеннолетних.
Педагоги в школе работают только со второй категорией несовершеннолетних. Чтобы профилактические меры достигали поставленную цель, нужно использовать эффективную систему методов и средств воздействия на личность правонарушителя. Сейчас в школе стоят на ВШУ 8 учащихся. Как изменялось их количество за прошедшие 4 года?
2004-2005 учебный год | 2005-2006 учебный год | 2006-2007 учебный год | 2007-2008 учебный год |
12 учащихся | 10 учащихся | 10 учащихся | 8 учащихся |
К сожалению, сокращение количества учащихся, стоящих на ВШУ, происходит за счет изменения места обучения или в связи с окончанием обучения в школе. Здесь же хочется привести данные об учениках школы, состоящих на учете в ОМ УВД города.
2004-2005 учебный год | 2005-2006учебный год | 2006-2007 учебный год | 2007-2008 учебный год |
5 учащихся | 3 учащихся | 3 учащихся | 3 учащихся |
Количество неизменно, но состав меняется из года в год. Чтобы количество перешло в качество, ежегодно в начале учебного года ОУ составляет совместный план работы с ОППН ОМ УВД по профилактике правонарушений, наркомании, алкоголизма и табакокурения среди несовершеннолетних, по формированию навыков здорового образа жизни.
Результаты проведенных конкретно-социологических исследований дают основание утверждать, что преступные проявления среди учащихся в настоящее время связаны с неблагоприятными условиями нравственного формирования личности несовершеннолетних правонарушителей, выступающих основной причиной возникновения антиобщественных взглядов; с недостатками в нравственном и трудовом воспитании учащихся и плохой организации их досуга; ошибками и упущениями в деятельности государственных органов, общественных организаций в борьбе с детской безнадзорностью и правонарушениями. Основная тяжесть по исправлению нравственных, духовных дефектов личности ложится на общеобразовательные учреждения.
Классными руководителями, психологами, учителями-предметниками, администрацией школы систематически ведется наблюдение за успеваемостью, посещаемостью уроков, поведением подростков. На классных часах классные руководители много внимания уделяют основам формирования здорового образа жизни. В течение 2007-2008 учебного года были организованы и проведены следующие мероприятия:
- Просмотр спектакля “Дневник американской девочки” (9-11 классы)
- Классный час “Подросток и наркотики” (10А класс)
- Лекция в МОУ СОШ “Наркотики и жизнь” (10А класс)
- Классный час “Вредные привычки не для нас” (8А класс)
- Классный час “Мой досуг” (11Б класс)
- Классный час “Курить – здоровью вредить” (9А класс)
- Лекторий в городской библиотеке №4 “Жизнь на кончике любви” (10а, 10Б классы)
- Классный час “Быть здоровым – это модно!” (9Б класс) и др.
В целях раннего выявления девиантного поведения и социального неблагополучия в семьях, с целью коррекции поведения подростков, коррекции детско-родительских отношений проводятся беседы-консультации с классными руководителями, с подростками и их родителями. Ежемесячно проводятся заседания Совета профилактики с приглашением учащихся и родителей. Каждый случай правонарушений и нарушений дисциплины не остается без внимания. На заседаниях Совета профилактики принимаются совместные решения по коррекции поведения учащихся, выявляются причины и принимаются адекватные меры, даются рекомендации родителям по воспитанию детей. При необходимости социальный педагог (из центра “Гармония”), члены Совета профилактики, инспектор ПДН, классные руководители посещают семьи учащихся на дому. При дальнейшем нарушении устава школы, “Закона об образовании” решением Совета профилактики некоторые учащиеся направляются на КДН.
Весьма четко прослеживается в основе преступного поведения отрицательная значимость таких признаков, характеризующих личность, как низкий культурный и образовательный уровень учащихся - правонарушителей.
Результаты исследований указывают на некоторое повышение за последние годы общего образовательного уровня у подростков-правонарушителей, что обусловливается введением в нашей стране всеобщего среднего образования.
В то же время, по-прежнему отмечается устойчивое отставание в образовательном и культурном уровне правонарушителей от своих сверстников.
Несоответствие образовательного и культурного уровней возрасту учащегося, что обычно связано с нежеланием учиться, обусловливает неразвитость интересов и утилитарность потребностей учащихся. Положение усугубляется еще и тем, что несовершеннолетние правонарушители обычно с недоверием воспринимают информацию воспитательного характера, исходящую от официальных лиц и коллективов, нередко трактуют ее ошибочно, стремясь найти в ней лишь то, что в какой-то мере может оправдать их поведение и укрепить статус в неформальных группах микроокружения. Постепенно отрываясь от учебного коллектива, такие учащиеся ищут занятия вне школы, в кругу случайных уличных знакомых и сравнительно легко попадают под пагубное влияние антиобщественных элементов. Таких детей, попавших под влияние антиобщественных элементов, склонных к правонарушениям, относят к “группе риска”
2006-2007 учебный год | 2007-2008 учебный год |
12 учащихся | 7 учащихся |
Анализируя склонности к преступному поведению, прослеживается значимость недостатков, упущений семейного воспитания и такие факторы, как распад семьи, потеря подростком одного или двух родителей, если это не компенсируется своевременной помощью в общественном воспитании. Из 8 учащихся, состоящих на ВШУ, трое проживают в неблагополучных семьях.
Неблагополучные семьи – это семьи, где царит конфликтная атмосфера, это семьи, где отношением и поведением прививают грубость, жестокость, неуважение к нормам поведения и другие отрицательные качества. В конце третьей четверти учащимся 7-11 классов (103 учащихся) было предложено ответить на вопросы, связанные с профилактикой правонарушений.
19 % опрошенных наблюдали пьянство в своей семье. Также наблюдается и другая тенденция. Большая часть правонарушителей проживает в полных, внешне благополучных семьях с одним, реже двумя подростками-учащимися. Родители, однако, проявляют неумение, а подчас и нежелание воспитывать своих детей.
В порядке ранней профилактики, следует всемерно активизировать деятельность университетов педагогических знаний, родительских лекториев, родительских комитетов при школах. Важно повысить ответственность родителей за исполнение своих обязанностей: заботиться о воспитании детей, готовить их к общественно полезному труду, растить достойными членами общества. В работе с неблагополучными семьями и лицами, уклоняющимися от воспитания своих детей, шире применять меры общественного и правового воздействия, МОУ осуществляет тесное сотрудничество с КДН. В текущем учебном году на заседание КДН были приглашены учащиеся (указание фамилий) вместе с родителями за нарушение “Закона об образовании”.
Исследования ученых психологов и педагогов убедительно показали, что с возрастом у учащихся подростков повышается чувство моральной ответственности за свои поступки, формируется умение владеть собой, правильно оценивать действия, преодолевать аффективность поведения.
Однако развитость всех этих качеств, уровень мышления еще не достигают зрелости, присущей взрослым лица. В отличие от работающих, учащиеся непосредственно еще не принимают участия в производственной деятельности.
Основным направлением их деятельности является учебный процесс, подготовка к общественно полезному труду. Воспитание учащейся молодежи осуществляется, прежде всего, в процессе обучения. Но наряду с этим в школе проводятся внеурочные мероприятия: еженедельные классные часы, экскурсии, конкурсы и т.д.
Наибольшей популярностью пользуются спортивные соревнования (80%), и дискотеки (73%), а также классные огоньки (42%) и предметные недели (41%).
Важное профилактическое значение имеет своевременное выявление и устранение различных неблагоприятных обстоятельств, которые затрудняют избирательность поведения и могут привести к утрате подростком самоконтроля. Невыполнение общешкольных требований, постоянное нарушение дисциплины, порядка во время учебных занятий и на перемене, конфликтность по отношению к педагогам, сверстникам, наличие эгоистической направленности личности, и т.п. становится для “трудного” подростка нормой поведения, поэтому воспитательная работа с ними трудоемка и малоэффективна. Но, тем не менее, учителя-предметники, классные руководители, педагоги дополнительного образования прикладывают максимум усилий, чтобы чем-то занять, увлечь подростка. На базе нашей школы работают 9 детских объединений, в которых занимается 189 учащихся (40%). Жаль, что материальная база ОУ не позволяет организовать больше спортивных секций или клубов. Но ученики нашей школы занимаются также в детских объединениях в учреждениях дополнительного образования (53% учащихся).
Говоря о правонарушениях среди несовершеннолетних, мы имеем в виду в основном трудно воспитуемого подростка. Чем характеризуется линия его поведения?
Для них характерно ложное представление о таких нравственных понятиях, как дружба, товарищеская взаимопомощь, принципиальность, честность, смелость, правдивость. Дружба, например, рассматривается как круговая порука; проявить смелость - обворовать сады, прыгнуть со второго этажа, обмануть старших; упрямство рассматривается как настойчивость и принципиальность, грубость — как показатель независимости; быть чутким – значит проявить слабость, бесхарактерность; быть вежливым — значит унижаться перед человеком; соблюдение правил культуры поведения - недисциплинированность, не считаются положительными качествами личности и т.п. Нередко отрицательные формы поведения являются для них более приемлемыми, чем следование морально- этическим нормам.
Во взаимоотношениях друг с другом у них тоже имеются сложности. Они не способны к сотрудничеству. Они часто ссорятся и даже вступают в драки по незначительному поводу.
Для установления контактов с трудновоспитуемыми детьми важна правильная позиция воспитателей. Основная направленность этой позиции стремление понять ребенка. Понимание, уважение, доверие к ребенку в сочетании с требовательностью — основа взаимоотношений взрослых ними. В установлении таких отношений очень важно выбрать правильный тон в общении с детьми. Совершенно недопустимы угрозы и порицания, резкий и грубый тон, которые наиболее часто применяют к трудновоспитуемым. Такого обращения дети абсолютно не воспринимают. Учителю надо восстановить у каждого трудновоспитуемого положительное отношение к учебе, труду, общественной деятельности, найти в каждом трудновоспитуемом положительные черты и, опираясь на них, вовлечь его в такой вид деятельности, где он сможет наилучшим образом проявить себя, почувствовать уверенность в своих силах, заслужить уважение педагога, товарищей, родителей.
Главное место отводится здесь индивидуальной целенаправленной работе с трудновоспитуемым. Индивидуальный подход предполагает чуткость и такт по отношению к перевоспитываемому, требует выбора и осуществления таких воспитательных мероприятий, которые наиболее соответствовали бы ситуации, особенностям личности подростка, состоянию, в котором он в настоящее время находится, и поэтому давали бы максимальный эффект. Классный руководитель проводит индивидуальную работу с семьей учащегося, посещая своих воспитанников дома (иногда по несколько раз), чтобы добиться взаимопонимания с родителями, помочь ребенку найти его жизненный путь.
Однако, довольно часто неуспеваемость, недисциплинированность и связанные с этим упреки учителей, наличие физических недостатков приводят к тому, что весь класс начинает к такому ученику плохо относится. Поэтому, важное значение приобретает организация педагогом правильных взаимоотношений среди учащихся. Важно найти такому ребенку достойное место в классном коллективе, поручить ему дело, где он мог бы проявить себя, максимально использовать положительные качества личности. Важно дать понять учащемуся, что судьба небезразлична педагогу, независимо от положительных и отрицательных качеств его личности.
Для более успешной воспитательной работы необходим поиск новых форм, наиболее эффективных методов воздействия на каждого отдельного трудновоспитуемого учащегося. Положительные качества формируются постепенно, при настойчивой работе педагога. Они сначала сосуществуют с отрицательными, и лишь настойчивая ежедневная воспитательная работа, совместные усилия всего педагогического коллектива, школы, семьи, привлечение общественных организаций, целенаправленная работа социального педагога дает возможность получить положительные результаты в перевоспитании трудных детей.
В настоящее время ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что широкая социальная среда в обществе положительная и благоприятствует правильному развитию личности. Но формирование личности происходит не только под воздействием всего общества в целом, всей совокупности средств массовой коммуникации, но и через общение с людьми, которые непосредственно окружают личность.
С кем общаются наши дети? Куда они идут после уроков?
Именно эти 29% учащихся вызывают большое опасение. У них есть достаточно времени, чтобы попробовать спиртные напитки, наркотические вещества.
Каковы мотивы употребления детьми и подростками ПАВ:
- противостояние взрослым, их культуре (ценностям и образу жизни);
- экспериментирование, испытание собственных возможностей, поиск нового опыта, эмоций переживаний;
- уход от конструктивного решения жизненных проблем;
- поиск смысла жизни, идентичности;
- структурирование свободного времени, поиск удовольствий и развлечений;
- поиск общности с другими людьми, стремление объединиться с ними в некотором действии, ритуале, тенденция к "деперсонализации";
- стремление выделиться из "серой массы" сверстников, получить особый опыт и знак своей принадлежности к избранным.
На почве наркомании, алкоголизма ежегодно совершается 20 тысяч преступлений. Среди учащихся нашей школы (7-11 классы) 63% негативно относятся к пьянству, но 67% уже попробовали спиртное (из 27% попробовали спиртное впервые дома, на семейном празднике). Третья часть опрошенных – это подростки 14 лет.
Около трети опрошенных курят. 21% учащихся пробовали наркотические вещества, при этом 75% считает, что даже курение анаши – это наркомания. Все подростки указали в анкетах, что они получают информацию о вреде наркотических веществ из разных источников. Но наиболее достоверной считают информацию, полученную от родителей.
Кардинальные перемены, переживаемые нашим обществом во всех сферах политической и социально-экономической жизни, не могут не распространяться на превентивную и пенитенциарную практику в области предупреждения и коррекции отклоняющегося поведения детей и подростков. Содержание перестройки воспитательно-профилактической системы, прежде всего, определяется тем, что существовавшая ранее “карательная” профилактика, основанная на мерах социального контроля, общественно административного и уголовного наказания, должна быть заменена на охранно-защитную профилактику, представленную комплексом мер адекватной социально-правовой, медико-технологической и социально-педагогической поддержки и помощи семье, детям, подросткам, юношеству.
Государство располагает разнообразными средствами реализации политики предупреждения преступности несовершеннолетних. К их числу могут быть отнесены: социальная профилактика, правовое сдерживание, криминологическая профилактика, виктимологическая профилактика, правовое предупреждение и др.
Достижение желаемого эффекта в профилактике правонарушений и рецидивной преступности, несовершеннолетних возможно лишь при условии привлечения к воспитательной работе с ними педагогов-профессионалов.