Цели урока:
- Создать условия для самостоятельного усвоения учащимися знаний о приспособленности растений к распространению плодов и семян в природе и ее относительности.
- Продолжить формирование умений работать с натуральными объектами и наглядными пособиями, сравнивать их, обобщать, делать выводы, объективно оценивать свои знания.
- Воспитывать культуру общения, чувство ответственности за результаты своего труда.
Оборудование:
- таблицы “Сочные плоды”, “Сухие плоды”, “Способы распространения плодов и семян”,
- коллекции плодов и семян по каждому способу их распространения, инструктивные карточки для работы в группах,
- ПК,
- Приложение 1 Презентация Power Point к уроку ,
- мультимедийный проектор.
Формы организации познавательной деятельности:
- фронтальная,
- индивидуальная,
- групповая.
Подготовительная работа (за 1-2 дня до урока):
- Сформировать рабочие группы.
- Выбрать учеников-консультантов.
- Выявить их уровень подготовленности.
- Разъяснить их роль на предстоящем уроке
План урока (45мин.):
1. Организационный момент (2 мин.)
2. Проверка знаний (10 мин.)
- Восстановить текст, частично повреждённый Мелоежкой.
- Самоконтроль.
- Заполнение листа самооценки.
3. Изучение нового материала (20 мин.)
- Вступительное слово учителя.
- Мультимедийная презентация учащихся “А знаете ли вы что…”
- Мотивация и целеполагание.
- Работа в группах.
- Отчёт каждой группы по плану.
- Заполнение обобщающей таблицы и формулирование вывода.
4.Закрепление и применение ЗУН (10 мин.) .
5.Подведение итогов и задание на дом (3 мин.)
Ход урока:
1.Организационный момент: порядок в классе, готовность к уроку, эмоциональный настрой.
- Добрый день! Я рада видеть вас сегодня на уроке. Думаю, что наша совместная работа будет полезной и интересной. Давайте улыбнемся друг другу, настроимся на поиск и творчество и начнем наш урок.
2. Проверка знаний.
а) - В начале урока проведём небольшую проверочную работу: восстановить текст, частично поврежденный Мелоежкой. (Слайд №2) И пусть слова Конфуция “Достаточно, чтобы слова выражали смысл” стимулируют работу ваших мыслей.
После опыления и оплодотворения из завязи цветка образуется…. Плоды бывают … и … . Односемянной сочный плод называется …, он встречается у … . Сочный многосемянной плод называется ..., он образуется у … . Односемянной сухой плод называется …, он встречается у … .Сухой многосемянной плод называется …, он образуется у … . Плоды – это приспособления для … .
б) Самоконтроль ( Слайд № 3)
- Полученные результаты сверим с ответами на слайде.
в) Заполнение листа самооценки.
По результатам проверки начинаем заполнять лист самооценки ( Слайд №4)
Оценка: без ошибок-“5”, 1-2 ошибки-“4”, 3-5 ошибок-“3”
Лист самооценки группы
Фамилии участников |
Этапы урока |
Итоговая оценка |
|||
Проверка |
Изучение |
Применение |
Анализ |
||
3.Изучение нового материала.
а) Вступительное слово учителя:
-Плоды являются конечным этапом развития цветка, как генеративного органа.По образному выражению американского ботаника А.Имса, плод-это “зрелый цветок”.На нашей планете огромное разнообразие плодов и они являются результатом длительной эволюции. Тема нашего урока “ Плоды. Распространение плодов и семян”. Запишите её в тетрадь.
б) Мультимедийная презентация учащихся: “А знаете ли вы что…”. Информационная подборка интересных фактов о растениях, у которых созревают удивительные плоды. (Слайды № 5-9)
в) Мотивация и целеполагание.
-Учитель:
Известно, что (Слайд №10)
редька полевая ежегодно образует 160 семян.
незабудка средняя – 700 семян
фиалка трехцветная – 2500 семян
одуванчик лекарственный – 5 000 семян
мак самосейка – 20000 семян
тополь черный – 28000000 семян
- Если бы все созревающие семена падали прямо под материнское растение, то их прорастанию и развитию препятствовала бы острая конкуренция.Как решает эту проблему одно из самых известных растений, описал в своем стихотворении “Одуванчик” Всеволод Рождественский. Внимательно прослушайте стихотворение и попробуйте сформулировать цель нашего урока, о чём мы сегодня будем говорить. (Слайд №11)
Когда идешь тропинкою
Куда ни глянь, в поля
Белеют чудо - шарики
На стройных стебельках.Сквозные, серебристые,
Они, как пух, легки,
Стоят и не качаются
От ветерка с рекиНо лишь пройдется осенью
Других ветров волна, -
Срываются, взвиваются
На воздух семена.Летят пушинки чистые
За луг, за сад, за лес…
И к нам парашютистами
Спускаются с небес.
Формулирование учащимися цели урока: изучить приспособление растений к распространению плодов и семян в природе.
в) Работа в группах.
- Эти знания вы получите самостоятельно, выполняя задания по инструктивной карточке.
Высказывание Цицерона “Практика – лучший учитель” будет вам напутствием перед выполнением этой работы.
Учащиеся внимательно читают инструктивную карточку и приступают к исследованию. Группам предоставляются плоды и семена (натуральные и изображённые на карточках - рисунках). Учитель в роли консультанта следит за выполнением задания, корректирует работу групп.
Инструктивная карточка.( Слайд №12)
- Рассмотрите предложенные вам плоды и семена.
- Определите тип плода у нескольких растений по вашему выбору.
- Впишите названия этих растений в таблицу и составьте характеристику этих плодов.
- Определите, какие приспособления к распространению имеются у плодов и семян этих растений.
- Установите, какими способами распространяются плоды и семена предложенных группе растений, и впишите эти способы в таблицу.
- Определите, какие приспособления имеются у этих семян к данному способу распространения. Сведения занесите в таблицу.
- Подготовьте выступление одного участника от группы по плану: а)способ распространения плодов и семян изученных растений; б) примеры растений и приспособлений их плодов и семян к распространению.
Названия растения | Тип плода | Плод |
Способ распространения | Приспособления к распространению | ||
Простой или сложный | Сочный или сухой | Количество семян |
г) Заслушиваются и рецензируются ответы учащихся по плану, уточняются и дополняются, если это необходимо.
Одновременно на доске и в тетрадях заполняется обобщающая таблица. (Слайд №13)
Способ распространения | Названия растений | Признаки приспособленности плодов и семян |
д) По результатам данной работы заполняется лист самооценки группы.
е) Вопросы учителя к классу и формулирование учащимися первого вывода:
-Какими способами распространяются плоды и семена?
-Какие приспособления возникли у плодов и семян в связи с различными способами распространения?
- Какое значение имеет распространение семян?
Формулирование первого вывода: плоды и семена имеют приспособления для распространения в природе различными способами: ветром, водой, саморазбрасыванием, животными и человеком (активно и пассивно).
Учащиеся записывают вывод в тетрадь. (Слайд №14)
4. Закрепление и применение ЗУН.
а) Задание: проанализируйте таблицу и найдите примеры растений, которые приспособлены к распространению плодов и семян несколькими способами.
Учащиеся называют растения, которые распространяются несколькими способами.
Но большинство растений приспособлено к распространению плодов и семян только одним способом.
б) Беседа по вопросам и формулирование второго вывода: в процессе эволюции под действием естественного отбора у растений выработались приспособления для распространения плодов и семян определённым способом в конкретных условиях среды, такая приспособленность называется относительной.
Учащиеся записывают вывод в тетрадь. (Слайд №15)
5. Подведение итогов урока.
- Чем мы сегодня занимались на уроке?
-Достигнута ли цель урока?
- Что мы для этого делали?
- Что у нас получилось хорошо?
-Что нам пока не удаётся?
-Как оценивают свою работу группы?
-Оценивание учителем.
Домашнее задание (Слайд №16): выпишите, как называются плоды граната, апельсина, шиповника, земляники, ананаса, инжира, финика, грецкого ореха, арахиса и других растений, которые вас заинтересовали.
Желаю удачи!