Цели:
- Формировать первоначальное представление о склонении имён существительных; знакомить учащихся с названием падежей, падежными вопросами, предлогами, которые употребляются с падежными вопросами;
- Уточнить представления учащихся о начальной форме имени существительного, как о форме существительного в именительном падеже единственного числа.
Ход урока
1. Организационный момент. ( Слайд 1)
- Приветствие учителя.
- Массаж ушных раковин (активизация точек головного мозга).
- Упражнение на дыхание:
- глубокий вдох через нос;
- медленный выдох через рот.
2. Минутка чистописания.
Определите порядок следования букв в этом ряду:
фое фоое фооее фоооее фоооеее …
- Напишите этот ряд букв в предложенной последовательности до конца строчки.
3. Словарно - орфографическая работа. ( Слайд 2)
Телефон.
Подберите родовое понятие к слову телефон.
Телефон – это аппарат.
В каких целях он используется людьми?
Телефон – это аппарат, который используется для разговора людей на расстоянии.
Многие учёные предпринимали попытку сделать устройство для разговора на расстоянии. Но удалось это американскому учёному Александру Беллу. В 1876 году он изобрёл первый телефон для практического использования.
Запишите слово. Поставьте ударение. Подчеркните две непроверяемые безударные гласные. Запомните написание слова.
4. Актуализация знаний. Постановка темы урока.
Изменим существительное телефон по вопросам. (Слайд 3)
- Что менялось в существительном телефон? (окончания)
- Почему менялись окончания в существительном телефон? (менялись вопросы, которые мы задавали к слову)
Изменение имён существительных по вопросам называется изменением по падежам или склонением. Склонение - грамматический признак имени существительного.
5. Работа по теме урока.
В русском языке 6 падежей. ( Слайд 4)
Знакомство с названием падежей. Сказка Е. Мережинской “ Откуда пошли названия падежей”.
Он ещё не родился, а уже думали, какое имя ему дать, и решили назвать - именительный.
Родился - стал родительный. Это имя ему ещё больше понравилось.
Но он был малышом, ему всё давали, и он стал дательным.
Но он был ещё большим озорником, за всякие проделки его винили, и он стал винительным.
Потом подрос, стал творить добрые дела и называться стал творительным.
Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и назвали теперь предложным…
Рассмотрите таблицу. ( Слайд 5)
Падеж |
Вспомогательное слово |
Падежный вопрос |
Предлоги |
Примеры |
Именительный | есть |
кто? что? |
---------- |
лес, заяц |
Родительный | нет |
кого? чего? |
От, до, из, без, у, для, с, около |
леса, зайца |
Дательный | рад |
кому? чему? |
к, по |
лесу, зайцу |
Винительный | вижу |
кого? что? |
в, на, за, про, через |
лес, зайца |
Творительный | любуюсь |
кем? чем? |
над, под, с, между, перед, за |
лесом, зайцем |
Предложный |
говорю |
о ком? о чём? |
об, о, на, в, при, во |
о лесе, о зайце |
- На какие вопросы отвечают слова, стоящие в форме определённого падежа?
- К каким существительным ставятся вопросы кто?, кого?, кому?, кем?, о ком?, к каким словам - что?, чего?, чему?, чем?, о чём?
- Определить падеж, кроме падежных вопросов, тебе помогут вспомогательные слова.
- С предлогами могут употребляться все падежи, кроме именительного.
- Все падежи, кроме именительного, называются косвенными.
Обобщите наши рассуждения по плану:
Какой новый грамматический признак имени существительного вы узнали?
Что такое склонение?
Какие падежи имеются в русском языке?
На какие вопросы отвечает каждый падеж?
Назовите предлоги, которые употребляются с каждым падежом.
6. Физкульт. пауза. ( Слайд 6)
Прибежали, прибежали
Ёжики, ёжики.
Наточили, наточили
Ножики, ножики.
Прискакали, прискакали
Зайчики, зайчики.
Ну-ка вместе, ну-ка дружно:
- Девочки! Мальчики!
- В первом и третьем предложениях найдите имена существительные.
- Определите падеж этих имён существительных.
- Определите, каким членом предложений они являются.
Итог: имя существительное в именительном падеже в предложении чаще всего бывает подлежащим. Форма именительного падежа единственного числа называется начальной формой слова.
( Слайд 7)
7. Закрепление.
- Упражнение (снятие зрительного напряжения). ( Слайд 8)
Упражнение 1. ( Слайд 9)
Слайд 8.
Слайд 9.
И.п. Р.п. Д.п. В.п. Т.п. П.п. |
кому? о ком? кем? кого? кто? кого? |
отцу об отце отцом отца отец отца |
чему? о чём? чем? что? что? чего? |
дружбе о дружбе дружбой дружбу дружба дружбы |
- Упражнение 2. ( Слайд 10)
Прочитайте слова. Напишите их в порядке следования падежей при склонении, ориентируясь на слово лист.
С листом связано здоровье растения.
По ним в лист поступают вода и питательные вещества.
Лист под ветром не ломается.
Жилки придают листу прочность.
У листа гибкая ножка.
- Упражнение 3. ( Слайд 11)
Прочитайте. Напишите словосочетания, исключив в каждом лишнее.
Ответ обоснуйте. Вставьте пропущенные буквы.
Гуляли в роще, приблизились к черёмухе, нах..дился в ло..ке.
Т..традь без обло..ки, гн..здо без насе..ки, всадник на лошади.
Ж..л в г..роде, полз по ..дежде, подошёл к ферме.
Срубили б..рёзу, выпил ч..ю, л..жал на печке.
8. Самостоятельная работа. ( Слайд 12)
- Определите, в каком падеже стоят имена существительные?
На языке, без учителя, от ученика, по улице, за трактором, на станках, перед соломой, с севера, по Родине, на рисунках, с ребятами.
- В каком числе можно склонять имена существительные?(и во множественном, и в единственном). Проверка.
9. Итоги урока. ( Слайд 13)
- Что мы называем склонением? (слайд 3)
- Сколько падежей в русском языке? (слайд 4)
- К какому падежу относится существительное в начальной форме?
( слайд 7)
- Чем является начальная форма имени существительного? (слайд 7)
- Назовите вопросы косвенных падежей. (слайд 5)
- Какие предлоги употребляются с косвенными падежами? (слайд 5)
- У кого из вас вызвало затруднение склонение имён существительных?
- Оцените по шкале следующие критерии: ( Слайд 14)
10. Домашнее задание (Слайд 14).