Цель урока:
- Закрепить и углубить знания о природных ресурсах Кавказа;
- Познакомить с ПК Прикубанской равнины, Высокогорным Дагестаном и курортным районом Кавказских Минеральных вод.
Задачи урока:
Образовательные:
- расширить представления о ПТК Северного Кавказа. Формировать навыки работы с различными источниками географической информации.
Развивающие:
- продолжить развивать познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности учащихся, составление рекламного проспекта о ПТК;
- способствовать применению средств ИКТ в учебной деятельности, при выполнении индивидуальных работ (коллективных проектов). Формировать способность работать в группах и воспитывать чувство ответственности за совместную работу.
Воспитательные:
- формировать любовь к объектам природы и бережное отношение к ним.
Оборудование:
- мультимедийный проектор с демонстрационным экраном
- компьютер
- компьютерная презентация
- карточки с вопросами
- физическая карта Кавказа, картины, вырезки из журналов о природе Кавказа
- фломастеры, карандаши, ножницы, лист ватмана
Форма организации учебной деятельности: индивидуально – групповая
Ход урока
1.Организационный момент
2. Повторение. Проверка домашнего задания
Географический диктант
- Между какими морями расположены горы Большого Кавказа? (Черным и Каспийским)
- Кавказ отделен от Русской равнины…(Кумо – Манычской впадиной)
- Самая высокая вершина Кавказа (Эльбрус 5642м)
- Какой складчатости принадлежит Кавказ (Альпийской)
- Хребты Скалистый и Пастбищный являются…(куэстами)
- В Предкавказье – месторождения…(нефти и газа)
- На Большом Кавказе – месторождения…(полиметаллические руды, вольфрам, медь, ртуть, молибден)
- Кисловодск, Минеральные Воды, Пятигорск, Ессентуки – что это за города? (курорты)
- Самая теплая зима в России (в Сочи)
- Фен, бора – это…(местные ветры)
- Обширные заболоченные пространства, в низовьях Кубани…(плавни)
- Почвы Предкавказья…(черноземы)
3. Работа над созданием рекламного проспекта
Учитель: Ребята! У нас сегодня необычный урок. Наша задача сделать рекламу уникальным территориям Северного Кавказа, ведь это богатейший рекреационный район. Учащиеся делятся на 3 группы (по 6-7 человек). С целью экономии времени на защиту проекта на предыдущем уроке необходимо предупредить учащихся о подборе информации о ПТК Северного Кавказа. Все команды имеют вопросник, лист ватмана, иллюстрации, цветные карандаши и фломастеры.
Вопросник:
- Географическое положение
- Рельеф
- Природные условия
- Природные ресурсы
- Население
- Достопримечательности
Команды приступают к работе по составлению проспекта и готовятся к его защите.
1 команда о Прикубанской равнине
Рассказ о почти идеально ровной поверхности, о житнице России, плодородных степных черноземах, реке Кубань (истоке, характере течения), о густо заселенной территории, станицах, где живут кубанские казаки (о Н.Бабкиной), г. Краснодар -центр Кубани.
2 команда о курортном районе Кавказских Минеральных водах
Это курортный район, города- курорты: Пятигорск, Кисловодск, Ессентуки, Железноводск. Минеральные источники с богатым содержанием сероводорода и щелочи. Первые письменные упоминания арабским путешественником Ибн - Баттутой, г Машук, г Бештау, дом музей М.Ю.Лермонтова.
3 команда о Высокогорном Дагестане
“Страна гор”, самая южная точка России гора Базардюзю, высокогорный климат, бурные реки: Сулак, Самур, чистый воздух, целебные источники. Разнообразная природа: встречаются туры, серна. Гупиб - бывшая крепость Шамиля. Пестрый национальный состав, аулы, оружейники села Кубачи, кустарный промысел горцев.
4. Защита проектов
По жребию выходят команды и защищают свой рекламный проспект, используя мультимедийную презентацию с видами ПК Северного Кавказа.
1 команда Приложение 1
2 команда Приложение 2
3 команда Приложение 3
Экспертная группа (2-3 ученика и учитель) оценивает проект: оформление, богатство материала, эмоциональный рассказ и выбирают лучший.
5. Рефлексия
- Что вам особенно понравилось на сегодняшнем уроке?
- О чем бы вы хотели узнать больше?
6. Подведение итогов
Учитель: Работа по созданию рекламных проспектов на этом не заканчивается, так как мы хотим знать о природе России как можно больше, а это потребует продолжения поисковой работы по другим природным районам, которые мы будем изучать.
Выставление оценок
7. Домашнее задание
Составить буклет “Путешествие по одному из ПК Северного Кавказа”