Групповая форма как средство развития творческого потенциала учащихся. 8-й класс. Тема: "Природные комплексы Северного Кавказа"

Разделы: География

Класс: 8


Цель урока:

  1. Закрепить и углубить знания о природных ресурсах Кавказа;
  2. Познакомить с ПК Прикубанской равнины, Высокогорным Дагестаном и курортным районом Кавказских Минеральных вод.

Задачи урока:

Образовательные:

  • расширить представления о ПТК Северного Кавказа. Формировать навыки работы с различными источниками географической информации.

Развивающие:

  • продолжить развивать познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности учащихся, составление рекламного проспекта о ПТК;
  • способствовать применению средств ИКТ в учебной деятельности, при выполнении индивидуальных работ (коллективных проектов). Формировать способность работать в группах и воспитывать чувство ответственности за совместную работу.

Воспитательные:

  • формировать любовь к объектам природы и бережное отношение к ним.

Оборудование:

  • мультимедийный проектор с демонстрационным экраном
  • компьютер
  • компьютерная презентация
  • карточки с вопросами
  • физическая карта Кавказа, картины, вырезки из журналов о природе Кавказа
  • фломастеры, карандаши, ножницы, лист ватмана

Форма организации учебной деятельности: индивидуально – групповая

Ход урока

1.Организационный момент

2. Повторение. Проверка домашнего задания

Географический диктант

- Между какими морями расположены горы Большого Кавказа? (Черным и Каспийским)

- Кавказ отделен от Русской равнины…(Кумо – Манычской впадиной)

- Самая высокая вершина Кавказа (Эльбрус 5642м)

- Какой складчатости принадлежит Кавказ (Альпийской)

- Хребты Скалистый и Пастбищный являются…(куэстами)

- В Предкавказье – месторождения…(нефти и газа)

- На Большом Кавказе – месторождения…(полиметаллические руды, вольфрам, медь, ртуть, молибден)

- Кисловодск, Минеральные Воды, Пятигорск, Ессентуки – что это за города? (курорты)

- Самая теплая зима в России (в Сочи)

- Фен, бора – это…(местные ветры)

- Обширные заболоченные пространства, в низовьях Кубани…(плавни)

- Почвы Предкавказья…(черноземы)

3. Работа над созданием рекламного проспекта

Учитель: Ребята! У нас сегодня необычный урок. Наша задача сделать рекламу уникальным территориям Северного Кавказа, ведь это богатейший рекреационный район. Учащиеся делятся на 3 группы (по 6-7 человек). С целью экономии времени на защиту проекта на предыдущем уроке необходимо предупредить учащихся о подборе информации о ПТК Северного Кавказа. Все команды имеют вопросник, лист ватмана, иллюстрации, цветные карандаши и фломастеры.

Вопросник:

  1. Географическое положение
  2. Рельеф
  3. Природные условия
  4. Природные ресурсы
  5. Население
  6. Достопримечательности

Команды приступают к работе по составлению проспекта и готовятся к его защите.

1 команда о Прикубанской равнине

Рассказ о почти идеально ровной поверхности, о житнице России, плодородных степных черноземах, реке Кубань (истоке, характере течения), о густо заселенной территории, станицах, где живут кубанские казаки (о Н.Бабкиной), г. Краснодар -центр Кубани.

2 команда о курортном районе Кавказских Минеральных водах

Это курортный район, города- курорты: Пятигорск, Кисловодск, Ессентуки, Железноводск. Минеральные источники с богатым содержанием сероводорода и щелочи. Первые письменные упоминания арабским путешественником Ибн - Баттутой, г Машук, г Бештау, дом музей М.Ю.Лермонтова.

3 команда о Высокогорном Дагестане

“Страна гор”, самая южная точка России гора Базардюзю, высокогорный климат, бурные реки: Сулак, Самур, чистый воздух, целебные источники. Разнообразная природа: встречаются туры, серна. Гупиб - бывшая крепость Шамиля. Пестрый национальный состав, аулы, оружейники села Кубачи, кустарный промысел горцев.

4. Защита проектов

По жребию выходят команды и защищают свой рекламный проспект, используя мультимедийную презентацию с видами ПК Северного Кавказа.

1 команда Приложение 1

2 команда Приложение 2

3 команда Приложение 3

Экспертная группа (2-3 ученика и учитель) оценивает проект: оформление, богатство материала, эмоциональный рассказ и выбирают лучший.

5. Рефлексия

- Что вам особенно понравилось на сегодняшнем уроке?

- О чем бы вы хотели узнать больше?

6. Подведение итогов

Учитель: Работа по созданию рекламных проспектов на этом не заканчивается, так как мы хотим знать о природе России как можно больше, а это потребует продолжения поисковой работы по другим природным районам, которые мы будем изучать.

Выставление оценок

7. Домашнее задание

Составить буклет “Путешествие по одному из ПК Северного Кавказа”