Вид урока: комбинированный урок
Цели урока:
- познакомить учащихся с компонентами экосистемы на примере аквариума;
- проверить степень усвоения учащимися ранее изученной экосистемы поля;
- развивать логическое мышление через сравнение и установление причинно – следственных связей;
- научить учащихся поддерживать экосистему аквариума;
- воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование:
- схема экосистемы поля, аквариума;
- иллюстрации (аквариумные рыбки, животные, растения);
- учебник – тетрадь для 3 класса "Обитатели Земли" часть 1 (авт.кол-в. А.А.Вахрушев, О.В.Бурский, А.С.Раутиан);
- медиапроектор;
- презентация,
- карточки с тестом.
Базовые понятия урока:
- экосистема,
- цепь питания,
- три "профессии",
- аквариум,
- растения аквариума,
- животные аквариума,
- значение аквариумов.
Определение понятий урока:
Экосистема – единство живых организмов и их среды обитания, в котором живые организмы разных “профессий” способны совместными усилиями поддерживать круговорот веществ.
Цепь питания– последовательность видов организмов, каждый следующий из которых ест предыдущего.
Три профессии:
- Производители (“кормильцы”) – живые организмы (главным образом, растения), создающие органические вещества из неорганических, минеральных веществ.
- Потребители (“едоки”) - живые организмы (главным образом, животные), использующие в качестве пищи готовые органические вещества.
- Разрушители (“мусорщики”) - живые организмы (главным образом, бактерии и грибы), использующие для питания остатки умерших организмов. Они перерабатывают органические вещества, разлагая их на более простые органические и минеральные вещества.
Аквариум – сосуд с водой, населённый водными обитателями.
План урока:
Этапы урока |
Виды и формы работы |
1. Орг. момент | Приветствие |
2. Проверка знаний учащихся | Блиц-опрос Тест “Экосистема поля” Развитие навыков самоконтроля |
3. Проблемная ситуация и актуализация знаний (выход на тему урока) | Блиц-опрос Эвристическая беседа с опорой на личный опыт детей |
4. Совместное открытие знаний | Эвристическая беседа с опорой на личный опыт
детей. Объяснение нового материала. Работа с учебником. Сообщения детей. |
5. Физкультминутка | Комплекс упражнений |
6. Этап закрепления изученного | Обучение способам самостоятельного
применения знаний Беседа Работа с учебником |
7. Подведение итогов | Рефлексия. Составление модели “Экосистема аквариума” |
8. Домашнее задание | Дифференциация |
9. Релаксация | Просмотр видеофильма |
ХОД УРОКА
Слайд 1
1. Блиц-опрос
Учитель |
Дети |
- Что такое экосистема? | ЭКОСИСТЕМА – единство живых организмов и их среды обитания, в котором живые организмы разных “профессий” способны совместными усилиями поддерживать круговорот веществ. |
- Из каких частей состоит экосистема? | Воздух, вода, почва, производители, потребители, разрушители. |
- Какие бывают экосистемы? | Природные и искусственные |
- Что такое искусственная экосистема? | Экосистема, созданная человеком. |
- С какой экосистемой мы познакомились на прошлом уроке? | Экосистема поля. |
2. Тест “Экосистема поля”
Проверим, как вы усвоили материал прошлого урока. Выполним тест “Экосистема поля” (листы с тестами на партах)
- Поле – это…
- природная экосистема;
- искусственная экосистема.
- Культурные растения – это…
- одуванчик, вьюнок, осот;
- подсолнечник, лён, рис.
- Василёк, осот, вьюнок в экосистеме поля – это…
- сорняки;
- яркие цветы.
- Биологическая борьба – это способ защиты с использованием…
- ядохимикатов;
- живых помощников.
Проверьте свою работу.
Слайды 2-5
Оцените. После урока работы проверю и оценю я.
Подведём итог:
- Каковы главные отличия полей от природных экосистем? (Огромная зависимость от человека. Круговорот веществ на полях незамкнут, поэтому поле не может жить без помощи человека. Эта экосистема искусственная)
- Какие “профессии” в круговороте на полях приходится выполнять человеку? (разрушителей -(внесение минеральных веществ, вспашка полей, прополка, борьба с вредителями; производители; потребители -собирает урожай)
Молодцы! Тему “Экосистема поля” вы усвоили
хорошо.
1. Блиц-опрос
Учитель | Дети | ||||||||||||||||||
- Вспомним ещё раз основные понятия темы | На доске выстраивают схему (по мере
получения ответов на вопросы)
|
||||||||||||||||||
- Что такое экосистема? | ЭКОСИСТЕМА – единство живых организмов и их среды обитания, в котором живые организмы разных “профессий” способны совместными усилиями поддерживать круговорот веществ. | ||||||||||||||||||
- Назовите составные части экосистемы? | Живые и неживые компоненты экосистемы: воздух, вода, почва, живые организмы (производители, потребители, разрушители). | ||||||||||||||||||
- Какие “профессии” живых организмов необходимы, чтобы круговорот в экосистеме был замкнут? | Нужны “производители” (“кормильцы”), потребители (“едоки”), разрушители (“мусорщики”) | ||||||||||||||||||
- Что такое искусственная экосистема? | Экосистема, созданная человеком. | ||||||||||||||||||
- Легко ли создать искусственную экосистему? Что для этого нужно? |
2. Постановка проблемы
Каждый человек при желании может создать небольшую экологическую систему. Для этого не надо быть волшебником.
Попробуем определить тему и задачи урока. Отгадайте загадку.
Слайд 6
Этот дом не деревянный, щелчок
Не из камня этот дом. щелчок
Он прозрачный, щелчок
Он стеклянный, щелчок
Нет и номера на нём … щелчок
И жильцы в нём не простые, щелчок
Не простые, золотые. щелчок
Эти самые жильцы
Знаменитые пловцы.
Учитель |
Дети |
- Что это? | Слайд 7 Аквариум |
- К какой экосистеме вы считаете его можно отнести? | Искусственная экосистема |
- Что можно сказать о размерах этой экосистемы? | Она маленькая |
- Сформулируйте тему урока? | Щелчок, щелчок Аквариум – маленькая искусственная экосистема. |
- Назовите учебные задачи урока: | - что такое экосистема - доказать, что аквариум это искусственная экосистема; - познакомиться с обитателями аквариума, разделить их на три "профессии". |
- Совместное открытие знаний
1. Эвристическая беседа
Слайд 8
Учитель |
Дети |
- Наша помощница – Лена попробовала создать искусственную экосистему, но у неё возникли проблемы. Помогите ей разрешить эти проблемы. | Рассматривают рисунок. |
- Какую экосистему создала Лена? | Лена создала экосистему – аквариум. |
- Какая она – природная или искусственная? Почему? | Аквариум - это искусственная экосистема, потому что её создаёт человек. |
- Почему в аквариуме Лены рыбам трудно дышать? | - У Лены в аквариуме нет растений -производителей. Они насыщают воду кислородом. |
- Какие компоненты экосистемы мы находим в аквариуме? | Живые и неживые компоненты экосистемы: воздух, вода, почва, живые организмы (производители, потребители, разрушители). |
2. Объяснение нового материала.
Слайд 9 (Просмотр презентации)
- В аквариуме разводят разнообразных красивых рыбок. Но чтобы рыбки жили долго да ещё могли размножаться, необходимо подготовить для них соответствующую среду обитания.
Слайд 10 - С чего же начать? (С подготовки грунта.)
Слайд 11 - С подготовки грунта. Для этого специально подбирают промытый, крупнозернистый песок или гальку (слой 4-6 см). Класть на дно аквариума ракушки не следует, так как вода от них становится жёсткой. Водопроводную воду для аквариума отстаивают 5-7 дней. Затем в специальную стеклянную ёмкость наливают воду и укладывают грунт.
Слайд 12 Через пару дней в аквариум высаживают водные растения. Они составляют основу создаваемой экосистемы, обеспечивая производство кислорода, поглощение углерода и создание органических веществ, необходимых рыбкам для питания. Так же растения служат декоративным целям.
Слайд 13 Круглый год хорошо растут в тепловодных и холодноводных аквариумах валлиснерия, элодея, риччия.
Слайд 14 Из тропических растений распространены: криптокорины с разноцветными листьями, стрельчатый эхинодорус, глянцевитая людвигия, пушистый мириофиллю, ротала, роголистник, кабомба, пистия.
Затем необходимо ввести в водную среду микроорганизмы – различные бактерии, простейшие, микроскопические водоросли. Они являются важнейшим элементом экосистемы, обеспечивающим восстановление среды обитания.
Слайд 15 Теперь условия среды позволяют помещать в рукотворный водоём и более крупных обитателей – рыбок. Для аквариума подбирают таких рыб, которые обитают в природе в одних районах (географический принцип), либо таких, которые живут в одинаковых условиях окружающей среды (биологический принцип). Рекомендуется холодноводных рыб содержать отдельно от тепловодных, хищных – от нехищных.
В домашних условиях легче создать режим тепловодного аквариума, чем холодноводного. Поэтому рыбки тропиков – более частые обитатели комнатных аквариумов.
Слайд 16 В тепловодном аквариуме содержат породы американских рыб: гуппи, Слайд 17 меченосцев, Слайд 18 сомиков, пецилий, лимий, Слайд 19гирардинусов.
Часто в одном аквариуме поселяют азиатских рыбок данио, барбусов, кардиналов или южно-американских светящихся рыбок неонов, светлячков и других.
Слайд 20 В холодноводном аквариуме живут рыбы, обитающие в водоёмах России: верховка, карась, горчак, мелкие особи щиповки, карпа, линя.
Слайд 21 А также содержат породы золотых рыбок: вуалехвостов, телескопов, Слайд 22 львиноголовок.
Слайд 23 В аквариум иногда поселяют других животных: моллюсков, рачков, черепах, улиток.
- У кого из вас есть аквариум с его обитателями?
- Какие советы вы могли бы дать тем ребятам, которые хотят иметь аквариум и заниматься разведением рыб?
Самое главное – нужно понимать, что создать искусственную экосистему, даже маленькую, трудно. Для этого нужны знания, терпение, любовь к маленьким друзьям. Если вы всерьёз хотите сделать свою маленькую искусственную экосистему, найдите книгу об аквариумах и внимательно прочитайте её. Или посетите специальный сайт в Интернете.
3. Работа с учебником
- Рассмотрите рисунок в задании 2 на стр.72.
- Найдите составные части экосистемы: неживые части экосистемы аквариума и “профессии” живых организмов. (Рассматривают рисунок: 1 – грунт;2 – вода;3 – водоросли-производители;4 – рачки-потребители;5 – рыбы – потребители;6 – улитки- разрушители;7 – микробы-разрушители)
Учитель |
Дети |
- Почему в аквариуме должны быть
организмы разных “профессий”? Понять это
поможет задание 3 на стр.73. - Что дают производители другим организмам, а что получают? - А что дают потребители? - Чем могут быть полезны разрушители? |
Заполняют таблицу Производители дают кислород и органические вещества, а получают углекислый газ и минеральные вещества. Потребители дают углекислый газ и органические вещества, а получают кислород и органические вещества. Разрушители дают углекислый газ и минеральные вещества, а получают кислород и органические вещества. |
4. Сообщения учащихся
- Некоторые ребята подготовили сообщения об обитателях аквариума. Послушаем их.
- Физкультминутка.
- Первичное закрепление изученного материала.
1. Беседа
- Почему аквариум называют маленькой искусственной экосистемой? (Аквариум – экосистема, потому что в нём есть все компоненты экосистемы. Её называют искусственной потому, что она создаётся человеком)
- Перечислите всех участников круговорота веществ в аквариуме. (Производители – водоросли (растения). Потребители – рыбы. Разрушители – сомики (рыбы), микробы, улитки)
2. Выполнение задания 4 на стр.76.
- Что нужно сделать в задании 4? (Нужно исправить ошибки, допущенные в содержании аквариумных рыбок.)
- Какую ошибку допустил хозяин первого аквариума? (В аквариуме мало растений.)
- Какая ошибка допущена в содержании рыбок на втором рисунке? (В аквариуме очень много рыбок. Нужно купить аквариум большего размера или отсадить часть рыбок в другой аквариум)
- Главное условие успешного содержания рыб в холодноводном аквариуме, например, породы золотых рыбок – малая плотность их посадки, то есть на каждую рыбку длиной 5 см должно приходиться не менее 5 литров воды. Воду в таких аквариумах необходимо продувать и фильтровать. (Соотносят размер пятилитровой банки и рыбки (5см))
3. Выполнение задания 5 на стр.76.
- Ребята, вам нужно определить, в каких частях света находится родина аквариумных рыб, затем подписать названия рыб.
Слайд 24, щелчок
Сомик родился в Южной Америке (Бразилия, Уругвай).
Слайд 25, щелчок
Меченосец – в Северной Америке (Южная Мексика, Гватемала).
Слайд 26, щелчок
Родина гуппи – Южная Америка (Гайана, Венесуэла).
Слайд 27, щелчок
Родина скалярии – Южная Америка.
Слайд 28, щелчок
Барбус родился в Южной Азии (Индия).
Слайд 29, щелчок
Родиной львиноголовки является Китай.
- Подведение итогов. Рефлексия.
- Какое условие нужно соблюдать, чтобы аквариум существовал? (Нужно, чтобы в нём присутствовали все компоненты экосистемы, а его обитатели поддерживали круговорот веществ.)
Моделирование на доске (2 аквариума: тепловодный, холодноводный)
- Что нового узнали на уроке?
- Что запомнилось?
- О чём хотели бы ещё поговорить на уроках окружающего мира?
- Домашнее задание.
1. Устное задание: читать учебник-тетрадь (А.Я. Вахрушев с.72-76)
2. Письменное задание: ответить на вопросы 10, 11, 12, 13 в учебнике на стр.77
3. Подготовить сообщения о живых обитателях экосистемы аквариум (по желанию)
- Релаксация
Видеофрагмент “Коралловый рай”
Учитель: Мы заканчиваем знакомство с экосистемой - аквариум, его прекрасными растениями, разнообразными животными. Аквариум является как бы частицей подводного мира, перенесенного в комнату. Он таит немало загадок, а наблюдения за ним необычайно увлекательны. В то же время аквариум - искусственно вырванный кусок подводного царства, который обречен влачить жалкое существование во имя удовлетворения прихотей его обладателя. Оба эти утверждения верны, потому что, с одной стороны, никогда не удастся в точности скопировать все детали природных водоемов, а с другой - благополучие аквариумного мира целиком в руках владельца. Экологически грамотное обращение с аквариумом максимально приблизит условия обитания питомцев к естественным, а незнание законов жизни подводного мира приведет к нарушению гармонии и гибели питомцев. Надеюсь, что урок был увлекательным и интересным для вас, вы узнали много нового об аквариуме. Давайте улыбнемся на прощание всем обитателям аквариума, улыбнемся друг другу, понаблюдаем за обитателями аквариума в их естественной среде обитания – коралловых рифах и порадуемся нашей чудесной природе.
Спасибо за работу!