Цель:
- Расширение кругозора.
Задачи:
- Обобщить знание воспитанников о сказках, о природе родного края; дать представление о кулинарии.
- Развивать внимание, память, нестандартное мышление, умение работать в коллективе.
- Воспитывать взаимоуважение, любовь к чтению, к окружающему миру.
Методы:
- организация деятельности,
- создания воспитывающих ситуаций,
- метод стимулирования.
Приёмы:
- вовлечение в интересную деятельность,
- похвала,
- награждение.
Оборудования:
- картинки-карточки с заданиями;
- ребусы (приложение 1);
- рисунок циферблата с буквами вместо чисел (приложение 3);
- выставка книг, используемых в викторине;
- таблица для жюри.
Общеучебные умения и навыки:
- конструктивные, организаторские, коммуникативные (умения),
- аналитика – синтетический (навык)
Предварительная подготовка: в классном уголке приведены вопросы для викторины (без ответов), список литературы для прочтения (“Дюймовочка”, “Волшебная лампа Аладдина”, “Вини-Пух”, “Приключение Алисы в стране Чудес”, “По щучьему велению”, “Малыш и Карлсон”, “Конек-Горбунок”, “Оле-Лукойе”, “Старик Хоттабыч”, “Щелкунчик и Мышиный король”, “Приключение Незнайки и его друзей”, “Волшебник Изумрудного города”, “Сказка о царе Салтане”, “Сказка о рыбаке и рыбке”.
Ход викторины
Организация деятельности.
Воспитатель: Ребята, проведем это занятие в “Магазине головоломок”. Чтобы работа ваша была успешной – нужно быть предельно внимательными, запоминать, рассуждать, сравнивать, соблюдать дисциплину. Только сегодня и только сейчас в нем состоится безденежная распродажа товаров. Товары можно приобрести только в обмен на знания.
-Согласны, вы, посетить такой магазин?
-В нем три отдела:
Отдел художественной литературы;
Отдел флоры и фауны;
Отдел кулинарии.
В первом отделе художественной литературы – вопросы связаны с литературными героями книг, представленных на выставке.
Во втором отделе флоры и фауны – вопросы связаны с растительным и животным миром.
В третьем, “вкусном” отделе, отделе кулинарии – вопросы связаны с приготовлением пищи. Мы можем познакомиться с фирменными рецептами, которые вы выберете.
Чтоб посещение магазина прошло организованно, вы сейчас пройдете по 4 человека за каждый стол. Представители каждой команды поочередно побывают во всех отделах, где выберут понравившийся товар – карточку с номерами 1,2, (3,4) в каждом отделе. Если вы справляетесь с заданием, то оставляете себе карточку. В противном случае, возвращаете товар на прилавок.
И еще условие – тишина, поочередность. За нарушение дисциплины – штрафная карточка (1бал), которая повлияет на результат в команде. Компетентное жюри будет учитывать все действия..
Примечание. Товар (карточки с заданиями, красиво оформленные на отдельных листах) выставляются на магнитной доске, на стеллаже.
Для начала проведем разминку (вопросы поочередно задаю каждому ряду).
- Практическая деятельность – викторина.
Вопросы-шутки
- На каких полях трава не растет? (На полях шляпы)
- Что это за пятачок, на который ничего не купишь? (Нос у свиньи)
- Петух снес яйцо. Кому достанется оно? (Петухи яйца не несут).
- За чем чай пьют? (За столом).
- Летели три страуса. Охотник одного страуса убил. Сколько страусов улетело? (Страусы не летают).
- Когда черной кошке легче пробраться в дом? (Когда дверь открыта).
- Что у человека под ногами, когда он идет по мосту? (Подошва).
- Кто не имеет денег, чтобы сбрить бороду? (Козел).
- Наступил декабрь. Распустились три ромашки, а потом еще одна. Сколько всего ромашек распустилось? (В декабре ромашки не распускаются).
- Что с земли легко поднимешь, но далеко не кинешь? (Пух).
- Один ослик нес 10 кг сахару, а другой 10 кг ваты. У кого поклажа тяжелей? (Одинаковая).
- В 12 часов ночи шел снег. Может ли быть через пару дней, в это же время солнечная погода? (Ночью солнца не бывает).
- У меня есть знакомый. Его отца зовут Петр Иванович, а сына Василий Михайлович. Как зовут моего знакомого? (Михаил Петрович).
- Самосвал ехал в поселок. По дороге он встретил три легковые машины и грузовик. Сколько всего машин ехало в этот поселок? (Одна).
- Выглянув в окно на повороте, Ира заметила, что впереди перед нею 4 вагона, а за нею – 10. Сколько всего вагонов в этом поезде? (15).
(1 балл за один ответ)
Итак, отправляемся в Отдел художественной литературы.
Прошу представителей от команд подойти к прилавку и выбрать товар по своему вкусу. - Вашему вниманию предлагается широкий ассортимент.
(Одинаковые номера заданий выбираются воспитанниками. Группа, посоветовавшись, выбирает одну карточку и отправляется выполнять задание. Дается 3-5 минут на выполнение заданий. Затем представители каждой команды приносит ответ для проверки членам жюри).
(Выполнив задание №1, команда имеет право взять карточку №2)
№1. Узнай меня
Шведская писательница Сельма Лагерлеф написала книгу о моих приключениях. Мне было 14 лет, и я был самым обыкновенным крестьянским мальчишкой, ленивым, грубым, а иногда и жестоким. Из-за этого Домовой и превратил меня в крохотного гнома. Наш домашний гусь решил присоединиться к стае диких гусей, а я полетел с ними, благодаря чему увидел всю Швецию и стал участником волшебных приключений.
Путешествуя с гусями, я научился понимать и любить животных. Недаром по всей Швеции стали рассказывать истории о маленьком человечке, который всегда готов прийти на помощь. Догадались, как меня зовут?” (Нильс)
5 баллов
№2 В каких сказках встречаются эти предметы?
- Скорлупа грецкого ореха? (“Дюймовочка”.)
- Лампа. (“Волшебная лампа Аладдина”.)
- Опилки. (“Вини-Пух и все-все-все”.)
- Землянка. (“Сказка о рыбаке и рыбке”.)
- Движущая печь. (“По щучьему велению”.)
5 баллов
№3 В каких сказках встречаются эти предметы?
- Домик на крыше. (“Малыш и Карлсон”.)
- Чудо-юдо рыба-кит. (“Конек-горбунок”.)
- Волшебная борода. (“Старик Хоттабыч”.)
- Пес Тотошка. (“Волшебник Изумрудного города”.)
- Коротышки. (“Приключение Незнайки и его друзей”.)
5 баллов
№4. Сказочные задачи
- Чудо-юдо рыба-кит проглотило новгородского купца Садко вместе с лодкой. Купец весил 100 кг, а лодка вдвое больше. На сколько килограммов потяжелело Чудо-юдо, если самого Садко оно выплюнуло обратно? (На 200кг) (Дополнительная задача)
5 баллов
- Когда посуда уходила от Федоры, ее строй выглядел следующим образом: впереди – самовар с чайником, за ним 6 чашек, каждая со своим блюдцем; 5 рядов тарелок, по 2 тарелки в каждом ряду; затем шел стол, а за ним метла, которая заметала следы. Сколько раз Федоре нужно будет просить прощенья, если каждая вещь прощает Федору только на третий раз, а самовар, как самый главный – на пятый раз? (134) ((1+1+6х2+5х2+6х3+1+1)х3+2= 134
5 баллов
№5. Расшифровать название сказки
Из каждой строчки взять лишь те буквы, которые не повторяются в данной строке.
у | с | м | и | н | а | л | н | и | ы | с | у | ш |
д | а | р | е | д | е | и | а | о | р | д | о | д |
к | и | я | в | в | я | и | а | р | л | с | о | н |
Ответ: “Малыш и Карлсон”.
5 баллов
№ 6. Исключить в каждом ряду лишнее слово
- Перро, Андерсен, Пушкин, Гримм. (Русский автор, остальные – зарубежные.)
- “Бременские музыканты”, “Лисичка – сестричка и Волк”, “Волк и семеро козлят”, “Иван – царевич и серый волк”. (В названии отсутствует слово “Волк”.)
- “Теремок”, “Конек – горбунок”, “Курочка Ряба”, “Колобок”. (Авторская сказка.)
- “Сказка о золотом петушке”, “Сказка о глупом мышонке”, “Сказка о рыбаке и рыбке”, “Сказка о мертвой царевне…”. (Автором не является А.С.Пушкин.)
5 баллов
Отдел флоры и фауны:кто приготовил подробное пояснение отдела?
Большой толковый словарь русского языка
Флора – ы;ж
- Растительный мир, совокупность всех видов растений какой либо местности или геологического периода. Арктическая фауна, фауна пустыни, ф. дальневосточных морей.
- Совокупность бактерий, обитающих в каком-либо организме. Фауна кишечника.
По имени богини цветов, юности и весеннего цветения в древнеримской империи. Флористический.
Фауна – ы; ж. (латинское).
- Животный мир, совокупность всех видов какой-либо местности или геологического периода. Арктическая фауна. Морская фауна. Фауна мезозойской эры. Собирать фауну (разговорное- собирать марки, открытки, значки).
- Совокупность животных определенного типа, класса и т.п. Ф. птиц. Ф. рыб.
По имени богини лесов и полей, покровительницы стад в древнеримской мифологии.
№1. Загадки. Ягоды
- Я к родной земле приникла
И краснею возле пня.
Потому и называют
Люди ласково меня. (Земляника) - Я черная, красная, белая,
Я всем хороша, когда спелая.
И листьев узором нарядным
Равняюсь с листом виноградным. (Смородина)
2 баллов
№2. Загадки. Ягоды
- Пламенею без огня,
Снегирей спасаю,
И нередко про меня
В песнях вспоминают. (Рябина) - На усах расту я тонких,
На болотах самых топких.
И за кислым витамином
Толпы лезут по трясинам. (Клюква)
2 баллов
№3. Загадки. Ягоды
5. Я порой чернее ночи,
Неба синего синей.
Кто побольше съесть захочет –
Разукрасится сильней. (Черника)
6. Колючки с крапивой – соседи,
А я переполнена радостью.
И люди спешат, и медведи
Моей насладиться спелостью. (Малина)
2 баллов
№4. Заполнить все клетки по горизонтали, вписав название любых овощей
5 баллов
№5. Грамматическая арифметика.
Рыба + соки = фрукт (абрикосы)
Вода + ринг = фрукт (виноград)
Ежи – и + е + вика = ягода (ежевика)
Черепаха – п + муха = дерево (черемуха)
Чистый – ый + о + тело – о = трава (чистотел)
5 баллов
№6. Расшифруй название животных, используя циферблат
(Смотрите приложение №234)
Ответы: косуля, зубр, суслик, барсук, соболь, лось.
Отдел кулинария: кто нашел в словаре, что означает слово “кулинария”?
(Дети дают информацию о словарном значении слова…)
(Выставляется плакат-выписка из словаря, которая прочитывается детьми вслух).
(От латинского…- кухонный)
- Искусство приготовления пищи. Курсы кулинарии. Сведущ в кулинарии.
- Кушанья. Продажа кулинарии.
- Магазин при столовой, ресторане, торгующий полуфабрикатами или готовыми кушаньями. Покупать в кулинарии выпечку. Кулинарный рецепт. Кулинарный техникум.
Дети продолжают брать карточки и выполнять задания (на скорость, кто вперед и правильно выполнит).
№ 1. Вкусные вопросы
- Сваренные в воде фрукты. (Компот)
- Восточная еда из риса и мяса. (Плов)
- Картофель в смятку. (Пюре)
- Фирменное блюдо сороки – белобоки. (Кашка)
- Блюдо, приготовленное из молока и яиц. (Омлет)
5 баллов
№ 2. Вкусные вопросы
- Вареное тесто с мясом. (Пельмени)
- Соус из растительного масла, яичного желтка, приправ. (Майонез)
- Чем журавль кормил лису? (Окрошка)
- Большое пирожное. (Торт)
- Хлеб с различными слоями сверху. (Бутерброд)
5 баллов
№ 3. Вкусные вопросы
- Птица, попавшая в суп за свои думы. (Индюк)
- Околпаченный работник кухни. (Повар)
- Мясо, приготовленное на огне. (Шашлык).
- Традиционный праздничный салат из яиц, колбасы и овощей. (Оливье, или мясной)
- Блюдо, в котором селедка не сняла верхнюю одежду. (Салат “селедка под шубой”)
5 баллов
№ 4. Разделить слова в три группы.
Какао, борщ, рассольник, шницель, котлеты, сосиски, уха, щи, сок, чай, компот, гуляш.
Ответ:
- Борщ, рассольник, уха, щи – первые блюда.
- Шницель, котлеты, сосиски, гуляш – вторые блюда.
- Какао, сок, чай, компот – третьи блюда.
4 баллов
№ 5. Какие блюда можно получить из данных ингредиентов?
- Перловая крупа, соленые огурцы, картофель, мясо, соль, лавровый лист, морковь, лук.вода. (Рассольник)
- Рис, молоко, соль, сахар, сливочное масло. (Рисовая каша)
- Капустные листы, мясной фарш, рис, соль, морковь, лук, сметана. (Голубцы)
- Мука, яйца, молоко, соль, сахар, растительное масло. (Блины)
4 баллов
№ 6. Исключить лишнее слово в каждом ряду.
- Творог, сыр, колбаса, кефир, ряженка, сливочное масло.
- Батон, сушки, торт, печенье, мороженное, вафли, кекс.
- Картофель, гречка, рис, перловка, манка, пшено, овсянка.
4 баллов
- Подведение итогов.
Вот и кончились товары в магазине. Можно подводить итог нашей викторины. Пока жюри совещается, подсчитывает балы, ответим на вопросы.
- Подумайте и скажите, какие помощники были у вас?
- Откуда мы берем знания?
- Что мы должны помнить?
- Сейчас на листочках, допишите предложение о том, что вы узнали нового на мероприятии и чему учились. (Пока жюри подсчитывают результаты викторины дети выполняют диагностику:
например – “На мероприятии я узнал значение слова “кулинария”, “флора и фауна”, учился … думать, работать в коллективе, четко отвечать на вопросы, размышлять логически, быть внимательным, воспитанным… Я стану больше читать”).
Жюри говорит результаты викторины. Отмечают лучшую команду. Всех благодарят за участие и награждают призами, заранее приготовленными (можно подписать грамоты). Предлагаю посмотреть выставку книг и даже взять для чтения заинтересовавшую кого-либо книгу.