Внеклассное мероприятие "Магазин головоломок" (Викторина)

Разделы: Внеклассная работа


Цель:

  • Расширение кругозора.

Задачи:

  1. Обобщить знание воспитанников о сказках, о природе родного края; дать представление о кулинарии.
  2. Развивать внимание, память, нестандартное мышление, умение работать в коллективе.
  3. Воспитывать взаимоуважение, любовь к чтению, к окружающему миру.

Методы:

  • организация деятельности,
  • создания воспитывающих ситуаций,
  • метод стимулирования.

Приёмы:

  • вовлечение в интересную деятельность,
  • похвала,
  • награждение.

Оборудования:

  • картинки-карточки с заданиями;
  • ребусы (приложение 1);
  • рисунок циферблата с буквами вместо чисел (приложение 3);
  • выставка книг, используемых в викторине;
  • таблица для жюри.

Общеучебные умения и навыки:

  • конструктивные, организаторские, коммуникативные (умения),
  • аналитика – синтетический (навык)

Предварительная подготовка: в классном уголке приведены вопросы для викторины (без ответов), список литературы для прочтения (“Дюймовочка”, “Волшебная лампа Аладдина”, “Вини-Пух”, “Приключение Алисы в стране Чудес”, “По щучьему велению”, “Малыш и Карлсон”, “Конек-Горбунок”, “Оле-Лукойе”, “Старик Хоттабыч”, “Щелкунчик и Мышиный король”, “Приключение Незнайки и его друзей”, “Волшебник Изумрудного города”, “Сказка о царе Салтане”, “Сказка о рыбаке и рыбке”.

Ход викторины

Организация деятельности.

Воспитатель: Ребята, проведем это занятие в “Магазине головоломок”. Чтобы работа ваша была успешной – нужно быть предельно внимательными, запоминать, рассуждать, сравнивать, соблюдать дисциплину. Только сегодня и только сейчас в нем состоится безденежная распродажа товаров. Товары можно приобрести только в обмен на знания.

-Согласны, вы, посетить такой магазин?

-В нем три отдела:

Отдел художественной литературы;

Отдел флоры и фауны;

Отдел кулинарии.

В первом отделе художественной литературы – вопросы связаны с литературными героями книг, представленных на выставке.

Во втором отделе флоры и фауны – вопросы связаны с растительным и животным миром.

В третьем, “вкусном” отделе, отделе кулинарии – вопросы связаны с приготовлением пищи. Мы можем познакомиться с фирменными рецептами, которые вы выберете.

Чтоб посещение магазина прошло организованно, вы сейчас пройдете по 4 человека за каждый стол. Представители каждой команды поочередно побывают во всех отделах, где выберут понравившийся товар – карточку с номерами 1,2, (3,4) в каждом отделе. Если вы справляетесь с заданием, то оставляете себе карточку. В противном случае, возвращаете товар на прилавок.

И еще условие – тишина, поочередность. За нарушение дисциплины – штрафная карточка (1бал), которая повлияет на результат в команде. Компетентное жюри будет учитывать все действия..

Примечание. Товар (карточки с заданиями, красиво оформленные на отдельных листах) выставляются на магнитной доске, на стеллаже.

Для начала проведем разминку (вопросы поочередно задаю каждому ряду).

  1. Практическая деятельность – викторина.

Вопросы-шутки

  1. На каких полях трава не растет? (На полях шляпы)
  2. Что это за пятачок, на который ничего не купишь? (Нос у свиньи)
  3. Петух снес яйцо. Кому достанется оно? (Петухи яйца не несут).
  4. За чем чай пьют? (За столом).
  5. Летели три страуса. Охотник одного страуса убил. Сколько страусов улетело? (Страусы не летают).
  6. Когда черной кошке легче пробраться в дом? (Когда дверь открыта).
  7. Что у человека под ногами, когда он идет по мосту? (Подошва).
  8. Кто не имеет денег, чтобы сбрить бороду? (Козел).
  9. Наступил декабрь. Распустились три ромашки, а потом еще одна. Сколько всего ромашек распустилось? (В декабре ромашки не распускаются).
  10. Что с земли легко поднимешь, но далеко не кинешь? (Пух).
  11. Один ослик нес 10 кг сахару, а другой 10 кг ваты. У кого поклажа тяжелей? (Одинаковая).
  12. В 12 часов ночи шел снег. Может ли быть через пару дней, в это же время солнечная погода? (Ночью солнца не бывает).
  13. У меня есть знакомый. Его отца зовут Петр Иванович, а сына Василий Михайлович. Как зовут моего знакомого? (Михаил Петрович).
  14. Самосвал ехал в поселок. По дороге он встретил три легковые машины и грузовик. Сколько всего машин ехало в этот поселок? (Одна).
  15. Выглянув в окно на повороте, Ира заметила, что впереди перед нею 4 вагона, а за нею – 10. Сколько всего вагонов в этом поезде? (15).

(1 балл за один ответ)

Итак, отправляемся в Отдел художественной литературы.

Прошу представителей от команд подойти к прилавку и выбрать товар по своему вкусу. - Вашему вниманию предлагается широкий ассортимент.

(Одинаковые номера заданий выбираются воспитанниками. Группа, посоветовавшись, выбирает одну карточку и отправляется выполнять задание. Дается 3-5 минут на выполнение заданий. Затем представители каждой команды приносит ответ для проверки членам жюри).

(Выполнив задание №1, команда имеет право взять карточку №2)

№1. Узнай меня

Шведская писательница Сельма Лагерлеф написала книгу о моих приключениях. Мне было 14 лет, и я был самым обыкновенным крестьянским мальчишкой, ленивым, грубым, а иногда и жестоким. Из-за этого Домовой и превратил меня в крохотного гнома. Наш домашний гусь решил присоединиться к стае диких гусей, а я полетел с ними, благодаря чему увидел всю Швецию и стал участником волшебных приключений.

Путешествуя с гусями, я научился понимать и любить животных. Недаром по всей Швеции стали рассказывать истории о маленьком человечке, который всегда готов прийти на помощь. Догадались, как меня зовут?” (Нильс)

5 баллов

№2 В каких сказках встречаются эти предметы?

  • Скорлупа грецкого ореха? (“Дюймовочка”.)
  • Лампа. (“Волшебная лампа Аладдина”.)
  • Опилки. (“Вини-Пух и все-все-все”.)
  • Землянка. (“Сказка о рыбаке и рыбке”.)
  • Движущая печь. (“По щучьему велению”.)

5 баллов

№3 В каких сказках встречаются эти предметы?

  • Домик на крыше. (“Малыш и Карлсон”.)
  • Чудо-юдо рыба-кит. (“Конек-горбунок”.)
  • Волшебная борода. (“Старик Хоттабыч”.)
  • Пес Тотошка. (“Волшебник Изумрудного города”.)
  • Коротышки. (“Приключение Незнайки и его друзей”.)

5 баллов

№4. Сказочные задачи

  1. Чудо-юдо рыба-кит проглотило новгородского купца Садко вместе с лодкой. Купец весил 100 кг, а лодка вдвое больше. На сколько килограммов потяжелело Чудо-юдо, если самого Садко оно выплюнуло обратно? (На 200кг) (Дополнительная задача)

5 баллов

  1. Когда посуда уходила от Федоры, ее строй выглядел следующим образом: впереди –   самовар с чайником, за ним 6 чашек, каждая со своим блюдцем; 5 рядов тарелок, по 2 тарелки в каждом ряду; затем шел стол, а за ним метла, которая заметала следы. Сколько раз Федоре нужно будет просить прощенья, если каждая вещь прощает Федору только на третий раз, а самовар, как самый главный – на пятый раз? (134)  ((1+1+6х2+5х2+6х3+1+1)х3+2= 134

5 баллов

№5. Расшифровать название сказки

Из каждой строчки взять лишь те буквы, которые не повторяются в данной строке.

у с м и н а л н и ы с у ш
д а р е д е и а о р д о д
к и я в в я и а р л с о н

Ответ: “Малыш и Карлсон”.

5 баллов

№ 6. Исключить в каждом ряду лишнее слово

  1. Перро, Андерсен, Пушкин, Гримм. (Русский автор, остальные – зарубежные.)
  2. “Бременские музыканты”, “Лисичка – сестричка и Волк”, “Волк и семеро козлят”, “Иван – царевич и серый волк”. (В названии отсутствует слово “Волк”.)
  3. “Теремок”, “Конек – горбунок”, “Курочка Ряба”, “Колобок”. (Авторская сказка.)
  4. “Сказка о золотом петушке”, “Сказка о глупом мышонке”, “Сказка о рыбаке и рыбке”, “Сказка о мертвой царевне…”. (Автором не является А.С.Пушкин.)

5 баллов

Отдел флоры и фауны:кто приготовил подробное пояснение отдела?

Большой толковый словарь русского языка

Флора – ы;ж

  1. Растительный мир, совокупность всех видов растений какой либо местности или геологического периода. Арктическая фауна, фауна пустыни, ф. дальневосточных морей.
  2. Совокупность бактерий, обитающих в каком-либо организме. Фауна кишечника.

По имени богини цветов, юности и весеннего цветения в древнеримской империи. Флористический.

Фауна – ы; ж. (латинское).

  1. Животный мир, совокупность всех видов какой-либо местности или геологического периода. Арктическая фауна. Морская фауна. Фауна мезозойской эры. Собирать фауну (разговорное- собирать марки, открытки, значки).
  2. Совокупность животных определенного типа, класса и т.п. Ф. птиц. Ф. рыб.

По имени богини лесов и полей, покровительницы стад в древнеримской мифологии.

№1. Загадки. Ягоды

  1. Я к родной земле приникла
    И краснею возле пня.
    Потому и называют
    Люди ласково меня. (Земляника)
  2. Я черная, красная, белая,
    Я всем хороша, когда спелая.
    И листьев узором нарядным
    Равняюсь с листом виноградным. (Смородина)

2 баллов

№2. Загадки. Ягоды

  1. Пламенею без огня,
    Снегирей спасаю,
    И нередко про меня
    В песнях вспоминают. (Рябина)
  2. На усах расту я тонких,
    На болотах самых топких.
    И за кислым витамином
    Толпы лезут по трясинам. (Клюква)

2 баллов

№3. Загадки. Ягоды

5. Я порой чернее ночи,
Неба синего синей.
Кто побольше съесть захочет –
Разукрасится сильней. (Черника)

6. Колючки с крапивой – соседи,
А я переполнена радостью.
И люди спешат, и медведи
Моей насладиться спелостью. (Малина)

2 баллов

№4. Заполнить все клетки по горизонтали, вписав название любых овощей

5 баллов

№5. Грамматическая арифметика.

Рыба + соки = фрукт (абрикосы)

Вода + ринг = фрукт (виноград)

Ежи – и + е + вика = ягода (ежевика)

Черепаха – п + муха = дерево (черемуха)

Чистый – ый + о + тело – о = трава (чистотел)

5 баллов

№6. Расшифруй название животных, используя циферблат

(Смотрите приложение №234)

Ответы: косуля, зубр, суслик, барсук, соболь, лось.

Отдел кулинария: кто нашел в словаре, что означает слово “кулинария”?

(Дети дают информацию о словарном значении слова…)

(Выставляется плакат-выписка из словаря, которая прочитывается детьми вслух).

(От латинского…- кухонный)

  1. Искусство приготовления пищи. Курсы кулинарии. Сведущ в кулинарии.
  2. Кушанья. Продажа кулинарии.
  3. Магазин при столовой, ресторане, торгующий полуфабрикатами или готовыми кушаньями. Покупать в кулинарии выпечку. Кулинарный рецепт. Кулинарный техникум.

Дети продолжают брать карточки и выполнять задания (на скорость, кто вперед и правильно выполнит).

№ 1. Вкусные вопросы

  1. Сваренные в воде фрукты. (Компот)
  2. Восточная еда из риса и мяса. (Плов)
  3. Картофель в смятку. (Пюре)
  4. Фирменное блюдо сороки – белобоки. (Кашка)
  5. Блюдо, приготовленное из молока и яиц. (Омлет)

5 баллов

№ 2. Вкусные вопросы

  1. Вареное тесто с мясом. (Пельмени)
  2. Соус из растительного масла, яичного желтка, приправ. (Майонез)
  3. Чем журавль кормил лису? (Окрошка)
  4. Большое пирожное. (Торт)
  5. Хлеб с различными слоями сверху. (Бутерброд)

5 баллов

№ 3. Вкусные вопросы

  1. Птица, попавшая в суп за свои думы. (Индюк)
  2. Околпаченный работник кухни. (Повар)
  3. Мясо, приготовленное на огне. (Шашлык).
  4. Традиционный праздничный салат из яиц, колбасы и овощей. (Оливье, или мясной)
  5. Блюдо, в котором селедка не сняла верхнюю одежду. (Салат “селедка под шубой”)

5 баллов

№ 4. Разделить слова в три группы.

Какао, борщ, рассольник, шницель, котлеты, сосиски, уха, щи, сок, чай, компот, гуляш.

Ответ:

  1. Борщ, рассольник, уха, щи – первые блюда.
  2. Шницель, котлеты, сосиски, гуляш – вторые блюда.
  3. Какао, сок, чай, компот – третьи блюда.

4 баллов

№ 5. Какие блюда можно получить из данных ингредиентов?

  1. Перловая крупа, соленые огурцы, картофель, мясо, соль, лавровый лист, морковь, лук.вода. (Рассольник)
  2. Рис, молоко, соль, сахар, сливочное масло. (Рисовая каша)
  3. Капустные листы, мясной фарш, рис, соль, морковь, лук, сметана. (Голубцы)
  4. Мука, яйца, молоко, соль, сахар, растительное масло. (Блины)

4 баллов

№ 6. Исключить лишнее слово в каждом ряду.

  1. Творог, сыр, колбаса, кефир, ряженка, сливочное масло.
  2. Батон, сушки, торт, печенье, мороженное, вафли, кекс.
  3. Картофель, гречка, рис, перловка, манка, пшено, овсянка.

4 баллов

  1. Подведение итогов.

Вот и кончились товары в магазине. Можно подводить итог нашей викторины. Пока жюри совещается, подсчитывает балы, ответим на вопросы.

    1. Подумайте и скажите, какие помощники были у вас?
    2. Откуда мы берем знания?
    3. Что мы должны помнить?

- Сейчас на листочках, допишите предложение о том, что вы узнали нового на мероприятии и чему учились. (Пока жюри подсчитывают результаты викторины дети выполняют диагностику:

например – “На мероприятии я узнал значение слова “кулинария”, “флора и фауна”, учился … думать, работать в коллективе, четко отвечать на вопросы, размышлять логически, быть внимательным, воспитанным… Я стану больше читать”).

Жюри говорит результаты викторины. Отмечают лучшую команду. Всех благодарят за участие и награждают призами, заранее приготовленными (можно подписать грамоты). Предлагаю посмотреть выставку книг и даже взять для чтения заинтересовавшую кого-либо книгу.