Как научить ребенка быть счастливым во время подготовки к ЕГЭ

Разделы: Физика


Хотела написать строгую статью о методике подготовки к ЕГЭ по физике, так как вот уже шестой год подряд учу детей в десятом, одиннадцатом классе, и так из года в год, и все время груз ответственности за знания перед школой, родителями и, конечно, ребятами лежит на моих плечах. Мечтаю взять семиклашек, и проводить с ними опыты, рассказывать им о красивой науке физике, конструировать приборы, проводить вечера, читать стихи и плыть с ними на корабле под названием "Наука о природе".

Но решила писать о другом: как научить ребенка быть счастливым во время подготовки к ЕГЭ. Уверенна, что главная задача школы: научить детей быть счастливыми! И вот уже шесть лет подряд мысли о том, как использовать подготовку к ЕГЭ для выполнения этой задачи не покидают меня.

Очень важно для учителя: помочь ученику подготовиться к ЕГЭ, помочь запомнить и держать в голове огромный объем информации, научиться его применять. Но важнее всего при этом сформировать позитивное отношение к ЕГЭ, чтобы ребенок чувствовал, что он талантлив, многое может, если захочет и начнет учить, решать, строить свои собственные образовательные траектории, направленные на саморазвитие и самообразование, и при этом он от всего этого "получает кайф", становится счастливее. Ну а главное при этом сделать так, чтобы ученик продолжал любить науку о природе: физику.

Считаю целесообразным начать подготовку к ЕГЭ с 10 класса: в 10 классе пройти всю теорию. Весь материал заносится в тетрадь в табличном виде.

Таблица строится на развернутых листах тетради

Понятия Физические величины Формулы Графики Законы Ученые Границы применения Физика души
               

Известно, насколько трудно ребятам заполнить огромный объем теоретического материала, формул и чтобы это было легче сделать, предлагаю пройти материал не по разделам (ученики сделали это в 7-9 классе) а по столбикам в таблице. Причем, несколько раз и небольшими порциями, наматывая весь материал виток за витком, поднимаясь вверх по спирали знаний.

Сначала физика проходится по темам, но без формул, физических величин, графиков и т.д. заполняется только 1 столбик. Все понятия, определения, свойства и т.д. Записываются под цифрами, и их обязательно дома надо выучить наизусть. Это "выжимки" из физики, которые потребуются для сдачи ЕГЭ. Таким образом, учитель объясняет много, доступно, с примерами, опытами, наглядностью, мультимедиа, а записывают немного, только то, что нужно обязательно знать. После многолетней практики ЕГЭ, учитель уже знает, что должно быть выделено и записано. Конечно, требования меняются (например в этом году добавились знания а Вселенной, но это можно добавить потом в 11 класс в эту же тетрадь). И ученик знает, что с него будут спрашивать. На следующий урок ему выдают 10 определений, понятий, которые он должен на листочке написать и сдать. Каждый раз в эту десятку входит один вопрос из старой темы. Надо быть начеку.

Важно научить ребят учить новый материал эффективнее. Как переводчики учат новые иностранные слова. К примеру, назначают симпозиум врачей, и надо знать специфические переводы многих терминов на иностранных языках, те которые очень редко встречаются в повседневной жизни. И существует очень хорошая методика изучения. Ее мы тоже используем для обучения. Каждое определение, формула и т.д. из тетрадки записывается на небольшую карточку (с одной стороны название, с другой ответ). И к каждому уроку надо выучить всего 20 таких карточек, и остальные несколько раз пересмотреть, откладывая те, что знаешь, а те что нет, снова повторить Постепенно все укладывается в памяти. Очень важно, что накаливается постепенно теоретический материал. И еще очень важно, чтобы ребята чувствовали, что от них зависит: выучат они материал или нет. Они точно знают, какие вопросы будут спрашивать. Появляется ситуация успеха, которая очень важна при сдаче экзамена.

Итак, один виток спирали пройден, и можно переходить ко 2 столбику, при этом повторяя материал первого. Идет обобщение, что такое физическая величина, единицы измерения, прибор который измеряет. И опять в начале каждого урока контроль в виде 10 вопросов о физических величинах и кроме того материал этой же темы, но тот что пройден на 1 ступени. В голове создается более общая картина каждой теме.

Затем по той же схеме переходим к изучению формул, причем сначала ребята сами пишут те формулы, которые они могут записать рядом с каждой физической величиной и те что помнят из 7-9 класса, остальные учитель объясняет или ребята сами выводят и записывают в тетрадь уже в конечном виде. И снова на следующий урок проверка знаний, которая включает не только формулы, но и другие знания, записанные в тетради по данной теме. Границы каждой темы расширяются и ребята понимают, что формулы просто помогают понять некоторые физические процессы.

Следующий этап перехода к графикам является очень важным: дело в том, что на ЕГЭ очень часто даются графики, но ребята, которые легко строят их в математике, где есть х и у, плохо понимают, что каждая формула в физике представляет ту же самую зависимость, но с другими переменными. Сначала строим на доске все виды графиков: у=а+вх; у=а+вх+сх2; у=аsinwt и т.д. Затем около каждой формулы ребята сами в колонке "Графики" рисуют соответствующий график с физическими величинами. После этого учитель еще дополняет особые графики (для насыщенного пара, адиабаты и т.д.)

Заполняются и остальные колонки. Чтоб дети больше почувствовали себя счастливыми очень важен раздел "душа физики". Он заполняется в течение в сего изучения физики. И помогает ребятам чувствовать и познавать тайны физики не только головой, но и сердцем. Наверное в первую очередь сердцем. Иногда удивляешься и восхищаешься как ребята тонко чувствуют и умеют связать человеческую жизнь, переживания с физикой.

Итак, теория по физике изучена. Это обычно происходит к 1-15 апреля, и у учителя есть возможность до конца заняться ее применением. Остается время для тестов по всем темам, лабораторных работ и практикума.

Когда ребята приходят в 11 класс, то у них за плечами глубокая теоретическая база. Естественно , что что-то они забыли. Начинается решение задач, параллельно повторяется теория по темам физики: ребятам выдается перечень того, что они должны знать по данной теме. Они все это могут найти в своей тетради. Важно чтобы они сами учили оценивать свои знания. Для этого ученики имеют тетрадь, в которой в столбик записаны все понятия, физические величины, формулы. И каждый урок начинается с того, что ребята отмечают знают они теорию или нет. Перед собой им нечего лукавить и скрывать, и сразу видна картина их знаний. Если они чего-то не помнят, у них есть возможность посмотреть еще раз и запомнить. Так от урока к уроку в мозгах укладывается по полочкам весь материал, который необходим для сдачи ЕГЭ. А дальше как в вождении автомобиля: главное - практика.

В заключении хочу остановиться на трех моментах:

  • Первое. При подготовки к ЕГЭ важно у каждого определить его сильные стороны интеллекта. Кто-то хорошо запоминает, у кого-то сильная логика, другие любое определение запоминают лучше, переводя его в схему как на дорожных знаках, четвертые переделывают всю теорию в стихи, пятые в компьютерные схемы или музыку, шестые в картины, седьмые в театральное действие, кто-то изучая конструирует. А учитель должен в этом помочь, не мешая.
  • Второе. Важно не только научить, как решать, а очень важно: как себя вести, чтобы быть счастливым на экзамене. Из урока в урок прежде, чем выполнять задание я прошу ребят про себя проговорить о том, что они любят эту задачу, что они знают много, что прежде чем приступить к ЕГЭ, они обязательно дают себе установку на успех: Вселенная их обязательно услышит, и они сдадут экзамен. Сдадут успешно, и будут счастливы.
  • Третье. Задача учителя убрать страх перед экзаменом. В этом мне очень помогает аргентинский психолог Хорхе Букай со своими притчами, сказками. Я очень часто читаю их ребятам. Самая моя любимая "Слон на цепи". Это рассказ о цирковом слоне, которого привязывают после выступления цепью к колышку, вбитому в землю. И слон не убегает, потому что он с детства был привязан к такому же колышку. И тогда он старался освободиться , но не мог, потому что кол был слишком прочен для него. И однажды он покорился судьбе и признал собственное бессилие. И когда слон вырастает, он думает, бедняжка, что не может убежать в его памяти осталось это ощущение собственного бессилия, и хуже всего, что он больше никогда не ставит под сомнение эти воспоминания. Мы все немного похожи на слона из цирка: в этом мире мы привязаны к сотням колышков, ограничивающих нашу свободу.

Мы живем пологая что не можем делать множество вещей, просто потому, что однажды, мы пытались их сделать и не смогли. Тогда мы поступили, как этот слон, мы занесли в свою память слудующую установку: "Не мог, не могу и не смогу никогда"

Мы живем с этой установкой , которую сами себе и дали, поэтому больше ни разу не пытаемся выдернуть колышек.

Иногда, слыша звон цепи, мы бросаем взгляд на колышек и думаем: "Не могу и не смогу никогда" И единственный способ узнать, сможешь ли ты добиться чего то , это сделать новую попытку, вложив в нее всю душу! Всю свою душу!