Тип урока:
- урок обобщающего повторения.
Форма урока:
- групповое занятие в виде игры.
Время проведения:
- два академических часа.
Цели урока:
- Использование разнообразных форм и методов контроля знаний, умений и навыков.
- Реализация межпредметных связей.
- Развитие творческих способностей учеников и отработка умений и навыков работы с историческими понятиями, датами, событиями и картами посредством ИКТ.
Задачи урока:
- Контроль знаний основных событий, исторических личностей и практическое знание карт.
- Закрепление умения и навыков работы с кодированной информацией, работа в графическом редакторе Paint и с презентацией Power Point.
- Продолжить работу над развитием творческого мышления уч-ся, самостоятельности, способностей к анализу, систематизации и обобщению.
- Воспитывать добросовестное отношение к труду, умение работать в группах, умение прислушиваться к другим.
Оборудование:
-
персональные компьютеры,
-
мультимедиапроектор,
-
экран,
-
школьная доска.
Программное обеспечение:
-
графический редактор Paint,
-
программа Microsoft Office Power Point.
Демонстрационный материал:
-
мультимедийная презентация,
-
подготовленные материалы (контурные карты, картины) на сетевом сервере,
-
закодированные тексты.
Подготовка к уроку
Учителем:
-
Подготовка демонстрационного материала;
-
Создание двух команд уч-ся (необходимо учитывать не только интересы уч-ся, но и их интеллектуальные способности).
Учащимися:
-
Придумать название команды, приветствие, выбор капитана.
План урока.
- Организационная часть.
- Объявление темы урока и постановка цели учащимся.
- Контроль и закрепление знаний.
- Подведение итогов, выставление оценок.
Ход урока
1. Организационная часть2. Тема: Россия в XVIII.
Цель: Повторить и обобщить знания, полученные на уроках истории и ИКТ.
3. Вступительное слово преподавателя информационных технологий: “Мы встретились с вами сегодня в кабинете информатики, но будем говорить об истории России XVIII века и применять знания, полученные на уроках информационных технологий”.
Вступительное слово преподавателя истории: “Сегодня мы будем вспоминать события XVIII века, обобщать и анализировать исторические факты, используя компьютерные программы. Работать мы будем два урока, во время перемены устроим музыкальную паузу. Командам предстоит последовательно пройти 6 этапов. Полученные результаты за каждый этап вносятся в таблицу капитаном, и в конце урока определяется победитель-команда и победитель-участник. А сейчас мы попросим капитанов представить свои команды”.
1 этап.
1 этап состоит из двух частей: конкурса капитанов и работы команды над текстом, содержащим исторические ошибки, которые необходимо исправить. Файлы с текстами находятся на сетевой папке и называются “Исправь ошибку” (см. приложение № 1). Максимальное число баллов – 5.
Конкурс капитанов “Обратись к…” (см. 3й слайд презентации). Максимальное число баллов – 2.
2 этап.
“Знаешь ли ты этих людей” (см. слайд 4 – 11 презентации).
За каждый правильный ответ – 3б. Участникам каждой команды предлагаются задания, в которых содержатся описания того или иного исторического деятеля, по которому нужно определить о каком человеке идет речь. Приветствуются дополнительные сведения об этой исторической личности. Получив правильный ответ, учитель при помощи гиперссылки открывает портрет этого деятеля.
3 этап.
Работа с контурными картами. Все члены команд садятся за свои компьютеры, находят файл “Карта” в сетевом окружении. Открывают его в графическом редакторе и выполняют задания, используя инструменты: кисть, карандаш, заливка. Максимальное число баллов – 8
После окончания 1- го урока проводится музыкальная пауза (перемена). Ребята заранее готовят бытовые сценки XVIII века.
4 этап
“Кодирование”. Учитель объявляет, что каждой команде пришли зашифрованные письма. Задача: дешифровать текст и объяснить его (см. приложение № 2). Максимальное число баллов – 8.
Ответ: “Царь Петр пытался перебросить Россию через несколько веков вперед, создать ей новую душу хирургическим путем, цивилизовать ее казнями и пытками”. (1 вариант)
Ответ: “… пугачевцев победили…, но победители испугались и умерили свой аппетит…Вообще с крестьян “драли три шкуры”, но если бы не Болотников, Разин, Булавин, Пугачев – содрали бы все десять” (2вариант)
5 этап
“Узнай картину”. Учитель объясняет задание:
- создать презентацию, в которой будет 4 слайда. 1-й слайд – название картины; 2-й слайд – сведения о художнике (имя, фотография, краткая биографическая справка); 3-й слайд – портреты главных героев картины; 4-й слайд – собрать картину из фрагментов. Показывая презентацию, ребята рассказывают об исторических событиях, описанных художником. Все члены команд садятся за свои компьютеры, открывают сетевую папку, находят папку “Картина”, открывают ее и находят необходимые сведения для презентации. Подбор картин на заданную тему учитель подбирает самостоятельно (можно использовать картину “Переход Суворова через Альпы” и “Утро стрелецкой казни”).
Максимальное число баллов – 10.
4. Подведение итогов.
Учитель задает вопросы командам:
-
Чем знаменит XVIII век?
-
Как графические редакторы могут помочь в изучении других предметов?
Учитель просить капитанов высчитать в расчетных таблицах общий балл. Затем объявляется команда-победительница и участник-победитель. Выставляются оценки.