Цель: обобщение и углубление знаний учащихся по теме “Природно-хозяйственные зоны России”; развитие аналитического мышления учащихся, способностей к самостоятельной творческой деятельности; формирование положительного образа Родины.
Тип: урок-путешествие.
Формы работы: групповая и индивидуальная.
Учебно-наглядные материалы: атласы для 8-го класса, контурные карты, раздаточный материал (страницы дневника преподобноисповедника, статистические материалы), административная карта России, презентация “Преподобноисповедник Сергий (Сребрянский). Жизненный путь”.
Оборудование: мультимедийный проектор (см. рис. 1, рис. 2).
Практическая работа:
- На контурной карте России отметить путешествие святого Сергия (Сребрянского) по Транссибирской железной дороге, пункты остановок.
- С помощью цветовой окраски нанести природные зоны южной части России.
Межпредметные связи: история, духовное краеведение, культура, информатика, литература.
Предварительная подготовка: класс разбивается на группы по 4-5 человека.
Ход урока
I . Вступительная часть
Учитель: Мы сегодня на уроке совершим необычное путешествие по южным районам нашей страны. Необычным оно является потому, что это путешествие по страницам дневника святого Сергия (Сребрянского). С большой любовью к своей малой и большой Родине, глубокой верой, необычайным литературным талантом, святой преподобноисповедник даёт подробное художественное описание тех мест, которые он проезжает в 1904 году по Сибирской железной дороге от Орла до Манчжурии.
Отрывок стихотворения “Русь” И.С. Никитина проецируется на экран.
Под большим шатром
Голубых небес-
Вижу – даль степей
Зеленеется.И на гранях их,
Выше тёмных туч,
Цепи гор стоят
Великанами.По степям в моря
Реки катятся
И лежат пути
Во все стороны…
Учитель: Воронежская земля – родина святого преподобноисповедника Сергия (Сребрянского), он является небесным покровителем Воронежской духовной семинарии, в которой учился.
Показ презентации (Презентацию можно посмотреть, связавшись с автором статьи.) “Преподобноисповедник Сергий (Сребрянский). Жизненный путь”. Комментарии к презентации учащихся, занимающихся поисково – исследовательской работой в области краеведения.
II . Пояснения к выполнению заданий
Учитель: Теперь нам предстоит вместе с отцом Митрофаном (имя святого в миру) совершить путешествие по Сибирской железной дороге, проводя параллель между записями дневника (Отец Митрофан Сребрянский. "Дневник Полкового священника, служащего на Дальнем Востоке из времён Русско-японской войны". М.- 1996) и современными сведениями.
На экран проецируется административная карта России с нанесённым историческим и современным маршрутом Транссиба.
Учитель: Во время урока вам предстоит выполнить практическую работу, нанести на контурную карту России путь отца Митрофана по Транссибирской железной дороге, пункты остановок, а в конце урока, сопоставляя контурную карту и карту растительности в атласе, нанести с помощью цветовой окраски природные зоны южной части России.
Для составления комплексной характеристики природы южной части России, мы разделились на группы, каждая из которых, изучая и анализируя страницы дневника, должна подготовить характеристику по определённому заданию.
Задания для групп учащихся.
Группа 1. Составить перечень населённых пунктов, рек, озёр, горных массивов. Определить их географическое положение, провести топонимическое исследование, происхождение названий. Дать сравнительную характеристику географических объектов и крупных городов на начало ХХ и ХХI веков по статистическим данным.
Группа 2. Проанализировать изменение климата при движении с запада на восток по ходу маршрута, назвать типы климата, сделать необходимые выводы.
Группа 3. Анализ природных зон. Составить сравнительную характеристику степей Европейской части России, Западной и Южной Сибири. Охарактеризовать растительность зоны смешанных лесов и тайги.
Группа 4. Охарактеризовать животный мир природных зон южной части России. Перечислить виды животных, занесённых в Красную книгу.
Группа 5. Оценить экологическую ситуацию рассматриваемой территории на начало ХХ и ХХ I веков, показать взаимоотношения человека и окружающей природы. Назвать территории, которые сейчас объявлены заповедными.
Группа 6. Составить экономико – географическую характеристику занятости населения рассматриваемой территории на начало ХХ века.
Группа 7. Составить этнографическую характеристику состава населения, религиозной принадлежности, особенностей быта местного населения (одежда, ремёсла, строения и т.д.) на начало ХХ века.
Группа 8. Показать духовный мир святого Сергия (Сребрянского), глубину его веры, любовь к близким. Доказать преданность и любовь к родному Отечеству.
III. Работа в группах
Учитель: В январе 1904 года началась Русско – японская война. Это событие было спровоцировано крупными империалистическими державами. Отец Митрофан Сребрянский, будучи полковым священником 51-го Черниговского драгунского полка, должен был отправиться на фронт вместе с вверенными его духовному попечению солдатами и офицерами. Отъезд был назначен на начало июня 1904 года. Предстоял долгий, более 20 дней, путь по Транссибирской железной дороге вглубь азиатской части Российской империи.
Выступление ученика с опережающим заданием по истории освоения Сибири и строительству Транссибирской магистрали. На экране – иллюстрации событий начала C C века и современные виды.
Учитель зачитывает страницы дневника, учащиеся следят по текстам, выданным каждому, делают необходимые заметки по своему заданию.
11 июня 1904 г. 5.30 утра, пора на вокзал; играет полковая музыка: "Всадники, други, в поход собирайтесь..." Итак, наступила минута бросить всё родное, что так любил, для чего тратил силы: семью, жену, родителей, родных, духовных детей, церковь, дом… Да, если бы не крепкая вера в святые принципы: "Вера, царь и дорогая Родина", то трудно было бы справиться с собою… Третий звонок, трубач подаёт сигнал ехать… Поезд пошёл.
11 июня 1904 г. Поезд пошёл, я уже без удержу плачу на груди моего дорогого доктора Н. Я. Пясковского, который провожает меня до Тулы. Вдруг взор мой упал на ясно видимую из вагона полковую церковь... моя родная церковь, школа, дом... ведь каждый камень я знаю в них…
11 июня 1904 г. Вот и родная Отрада. Яков выехал встретить меня на Степенном... Благословил я из окна вагона столь памятную и любезную мне рощу, Малыгину аллею, мой садик. Как я любил там гулять, размышлять, копаться, читать... прощайте, милые места, когда-то увижусь с вами? Мценск, и снова незабвенные лица духовных детей... Орел как будто ещё не кончился, дорогой Орел. Всё родное проехали, на станциях никто уже не встречает. Что-то будет? Дай же, Господи, смириться под Твою крепкую, мудрую и любящую руку! Подъезжаем к Туле, встречает г-н Пороховников – чудный человек, ведёт нас осматривать привокзальную новую церковь-школу... Переехали на Тулу Сызрано-Вяземскую, сели в вагоны; простился с моим утешителем – Колей (доктором) и снова со слезами поехал на Ряжск…
"Деревни, церкви, поля, леса, равнины…"
12 июня 1904 г. Пока все здоровы и благополучны. Солдаты на стоянках резвятся, как дети, кувыркаются, рвут цветы, траву… Никто из них не скучает. Кругом мелькают деревни, церкви, поля, леса, равнины... Хлеба плохи, погода прохладная, дождь…
14 июня 1904 г. В 9-м часу утра подъезжаем к Пензе… Насколько хороша Пенза из окна вагона, настолько же грязна и неприглядна внутри. Наш Орел – столица перед нею. Тронулись далее. Путь лежит среди дремучего краснолесья…
15 июня 1904 г. Утро. Приехали в Сызрань… Получил телеграммы из Орла, от духовных детей. Завиднелась красавица Волга. По её берегу мы ехали целый час; что за красота, что за многоводье!.. Идут пароходы в пять этажей, тянутся баржи, плоты, всюду жизнь, движенье! Предстояло переехать Волгу по мосту длиною верста с четвертью… Красивее и грандиознее зрелища я и представить себе не могу… За Волгой уже другая картина; степи и природа мне знакомее, более походят на Морозовскую (Воронежская обл.)… В Самару приехали вечером…
17 июня 1904 г. Уфа. Утро. Чудный вид на город, расположенный на крутой горе. Длинный мост через реку Белую проехали благополучно; мосты все охраняются часовыми. От самого Бугуруслана стали попадаться татарские деревни с мечетями… И сколько таких сёл проехали мы?! Но до чего страшны татары здесь, грязны и безобразны; башкиры тоже. Я раньше думал, что только наши мужики отличаются нечистоплотностью, однако и инородцы такие же; постройки их точь-в-точь русские, мечети деревянные, небогатые…
17 июня 1904 г. В 9 часов тронулись далее… С одной стороны большая река Белая, по которой плывут пароходы, плоты; с другой – горы, сплошь покрытые дремучими лесами. Это начались предгорья Урала… Подъезжая, мы увидели огромную гору, покрытую лесом, конусообразную – как будто кто нарочно убрал её зеленью.
17 июня 1904 г. …переезжаем Уральские горы, едем по берегу горной и быстрой речки Сим, между огромных гор и скал; все покрыто чудным лесом! Горы и скалы одна причудливее другой… Какие чудные горные реки, быстрые, бурные; часто встречаются малые водопады. До вечера видели два завода сталелитейных с заводскими селами. Живут, очевидно, зажиточно: соломы нигде не видно, везде крыши деревянные и железные... Ах, красота, красота природы, как она возвышает душу, приближает к Богу!..
"Оканчиваем Европу и въезжаем в Азию..."
18 июня 1904 г. В 4.30 приехали в Златоуст. Осталась одна станция – и Европе конец. Решили отслужить молебен на границе. Проехали станцию Уржумка – последняя европейская, и я начал служить молебен; во время пения тропаря святому Митрофанию тихо, замедливши ход, подъехали к заветному каменному столбу – границе Европы и Азии и при пении "Иисусе Сладчайший, спаси нас", "Пресвятая Богородице, спаси нас" переехали границу; я, стоя на площадке вагона, благословил Европу, затем, обернувшись, благословил Азию…
18 июня 1904 г. Сейчас Челябинск, здесь дневка. Еду на извозчике в город... широкие улицы, хорошие дома, даже электрическое освещение; одно плохо – улицы все немощёные. Город большой – до тридцати тысяч жителей…
20 июня 1904 г. К 11 часам утра приехали на станцию Зырянка, и здесь я отслужил обедницу, во время которой говорил эшелону краткое поучение о необходимости в предстоящих трудах взаимной любви и поддержки, а также соблюдения строгого послушания начальству, хранения дисциплины… В час дня приехали в город Курган Тобольской губ. Город имеет двадцать тысяч жителей; красоты никакой, хорош только мост через реку Тобол…
21 июня 1904 г. Однообразная степь с жиденькими деревцами и солончаковыми озёрами. Только и разнообразия что встречающиеся в степи огромные табуны киргизских лошадей… Киргизы при тридцати трёх градусах жары щеголяют в ватных халатах, крепко затянуты поясами, и на головах меховые шапки; лица загорели, как уголь, вымазаны салом.
21 июня 1904 г. В полдень показался город Петропавловск…земли войска Сибирского – казаков. Город…на гористом берегу реки Ишим… В городе поражает обилие мечетей – их пять, все каменные, с высокими минаретами. Оригинальны мусульманские кладбища: на каждой могиле поставлен маленький домик вроде конурки и покрыт железом. Жара страшная. Осматривал вокзальную церковь…очень красивая церковь с дубовым иконостасом… Слава Богу, разразилась гроза, прошёл крупный дождь, и стало легче. Едем дальше.
22 июня 1904 г. Странная здесь температура: днем жарко, ночью холод… Омск очень красиво расположен на холмистом берегу многоводной реки Иртыш. Вот и река; опять длиннейший мост; смотрю на воду и вспоминаю о судьбе Ермака Тимофеевича, плывшего по этой самой реке в тяжелой броне; он не мог побороть быстроты течения и утонул…
"Непроглядные болота и степь Барабинская…"
23 июня 1904 г. 5 часов утра. Приехали в город Каинск… Далее начнутся непрерывные болота, более чем на сто вёрст, и вода – такая гниль… Действительно, непроглядные пошли болота и степь Барабинская; везде вода, покрытая плесенью; в вагонах сидеть невозможно от несчётного множества …"песьих мух" и "японцев"… Все это кружится, жужжит, кусает...
24 июня 1904 г. Утро, 6 часов; переезжаем широкую и глубокую сибирскую реку Обь по мосту немного меньше волжского… Река очень оживлена, много пароходов и барж; видимо, река Обь – хорошая водная торговая артерия, да ещё на самом берегу – станция Обь. Соединение железного и водного путей сделало то, что здесь образовался торговый пункт – теперь уже город Ново-Николаевск… Девять лет назад на месте этого города была непроходимая тайга, с дикими зверями, а теперь большой торговый город с сорока тысячами жителей, чудным собором, ещё тремя церквам…
26 июня 1904 г. Началась тайга сибирская, местность холмистая, покрытая сплошь лесом; деревья уже не чахлые, как в Барабинской степи, а огромной высоты и толстые. Встречается много полян и оврагов без леса, они покрыты густо высокой травой, масса цветов разных оттенков! Возделанных полей почти нет, сел – ни одного не встретили до вечера…
27 июня 1904 г. Опять едем тайгою... Мы обыкновенно привыкли видеть лес зелёным, всякое сухое дерево сейчас же убирают, а тайга – это дремучий лес, среди зелёных пихт, сосен, кедров, берёз и других находится масса сухих деревьев, поломанных, обгорелых и тут же валяющихся.
28 июня 1904 г. Природа резко изменилась: опять начались горы – отроги Саянского хребта; тайга продолжается… На Сибирской дороге подъёмы и уклоны очень крутые… Вечером разразилась страшная гроза…
29 июня 1904 г. Тайга и в горах продолжается, но здесь деревья гораздо лучше – много огромных дерев пихты, сосны и кедров. …на них-то растут такие маленькие "сибирские разговоры", то есть кедровые орехи, как их здесь называют, так как сибиряки любят разговаривать и щёлкать эти орехи, как у нас семечки. Завиделся город Красноярск... город расположен на голых горах, которые летом, когда солнце выжжет траву, кажутся красными. Красноярск расположен на берегу многоводной и неимоверно быстрой реки Енисей; такой быстроты течения при огромной ширине и глубине я и представить себе не мог…
1 июля 1904 г. Началась Иркутская губерния… Опять потянулась тайга… Двигаемся среди долин и холмов, покрытых хвойными лесами… Встречается много берёз, но как жалок их вид: половина ствола красная, с него ободрана кора, из которой крестьяне делают коробки для хлеба, яиц, даже кроют крыши, – просто варварство, так как берёзы после такой операции еле-еле влачат существование, болеют!
3 июля 1904 г. Станция Половина. Опять пересекали два больших моста через реки Белую и Китай... вот как Сибирь богата реками и огромными мостами… Станция Иннокентиевская; приехали вовремя; нас здесь выгрузили. Жара такая ужасная, доходит до сорока градусов…
3 июля 1904 г. Вдали в синей дымке виднеется Иркутск… Большой город, особенно его красят величественный собор и прочие православные храмы. Переехали реку Иркут, а потом красавицу Ангару, проехали мимо вокзала и поднялись на высокую гору… Окрестности все покрыты лесами…
4 июля 1904 г. Село Введенское… В Сибири действительно хорошо: и люди радушные, и природа великолепная, кроме некоторых частей Барабинской степи, да и то потому, что она не возделана…
6 июля 1904 г. Зверя разного в этой дикой тайге, которая идёт от Перми до Маньчжурии, масса: медведи, лоси, кабаны, соболя, белки, волки, горностаи, чёрно-бурые лисицы, олени, козы, серны, дикие гуси, тетерева, фазаны, рябчики, утки и пр. – и все это в таком множестве, что охотой кормятся буряты и русские… Местные жители занимаются почти исключительно скотоводством, причём разводят яков – быков и коров… Буряты ни сеют, ни жнут, ни собирают никаких запасов на зиму. Кроме скотоводства и лесного промысла, жители почти поголовно охотники, у каждого две-три собаки-ищейки; в разные времена года охотятся на разного зверя: ходят на медведя, кабана, соболя…
6 июля 1904 г. Вот вдали завиднелся Байкал, а за ним горы ещё выше… Вода – лед. Рыба водится только в двух видах, и то не особенно большая, по причине необычайно низкой температуры. Глубина озера весьма велика – до трёх-четырёх вёрст…
7 июля 1904 г. Берега Байкала – это огромнейшие, сплошные горы: скалы, состоящие наполовину из мрамора… От Байкала, что от ледника, дует... Жители говорят: "У нас вся погода от моря зависит: с Байкала ветер – значит, холодно!" В Байкал впадает множество горных рек и потоков ключевых, и сам он имеет массу ключей, и, сверх того, лёд опускается и находится в воде озера очень долгое время. Буряты называют его "священное море", так как оно совершенно чисто и всё постороннее, попадающее в него, выбрасывается вон. Байкал… кормит людей рыбою, поит скот и зверей своею водою…
Учащиеся преступают к выполнению заданий.
IV. Проверка выполнения заданий
От каждой группы один ученик представляет отчёт о выполнении задания, ему задаются вопросы.
V. Подведение итогов урока
Учитель: Мы сегодня на уроке познакомились с замечательным человеком Сергием (Сребрянским), нашим земляком, который в 2000 году прославлен в лике святых как святой преподобноисповедник. Совершили необычное путешествие по необъятным просторам нашей Родины, обобщили знания по природным зонам, узнали много нового по этнографии и экологии. И в заключение хотелось привести отрывок из стихотворения “С самолёта” А. Ахматовой, которое созвучно с темой нашего урока. В мае 1944 года (также как и в 1904 году была война) поэтесса летела над необъятными просторами Родины, наблюдая за сменой картин природы. Она, как отец Митрофан, молилась за русский народ, за победу над врагом.
Отрывок стихотворения проецируется на экран.
На сотни вёрст, на сотни миль,
На сотни километров
Лежала соль, шумел ковыль,
Чернели рощи кедров.
Как в первый раз я на неё,
На Родину, глядела.
Я знала: это всё моё-
Душа моя и тело.
Выставление оценок наиболее активным учащимся, отбор 4 лучших групп.
VI. Домашнее задание
Придумать новое необычное путешествие, разработать маршрут, подготовить задания для исследовательских групп.
Комментарии к уроку: в связи с тем, что урок насыщен фактическим материалом, выполнение заданий и выступление с отчётом требует времени, рекомендуется запланировать урок на два академических часа.